Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2012 » Март » 21

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
Емельянова М.С.
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
В настоящее время в образовании сложилась ситуация, которая характеризуется большим многообразием форм контроля уровня знаний студентов. В частности, широко применяется педагогическое тестирование, которое приобрело популярность благодаря тому, что охватывает большой объём программы, значительно сокращает время проверки знаний, позволяет дать объективную количественную оценку качества подготовки обучаемого и повышает производительность труда преподавателя.
Система контроля уровня знаний студентов выполняет ряд функций: обучающую, развивающую, воспитательную, управляющую, контрольно-оценочную и организующую. Дидактические требования к этой системе, через которые реализуются основные функции, таковы:
- контроль должен осуществляться за работой и учебной деятельностью каждого студента;
- контроль должен проводиться систематически на всех этапах обучения;
- необходимы разнообразные формы проведения контроля;
- необходим всесторонний контроль, охватывающий все разделы учебной программы и обеспечивающий проверку как теоретических знаний, так и практических умений; контроль должен быть объективным, исключающим ошибочность мнения преподавателя.
Рассмотрим возможности, которые предоставляет Интернет для создания тестов и проведения тестирований обучающихся. [1]
На современном этапе образования актуальным является организация дистанционного обучения студентов. Все предложенные рекомендации по созданию и использованию интерактивных тестов применимы и для дистанционного обучения.
Преподаватель может создавать тесты для следующих целей:
• Тесты для самоконтроля и самопроверки знаний обучающихся.
• Тесты, результаты выполнения которых отправляются автоматически преподавателю.
Для самопроверки знаний студенты могут воспользоваться уже имеющимися интерактивными тестами, созданными на других сайтах и порталах. Примерами таких тестовых заданий по информатике могут служить on-line тесты на информационно-образовательном портале для учителя информатики и ИКТ www.klyaksa.net. Также возможность создания тестов предоставляет портал www.ucoz.ru. Таким образом, сайты, имеющие бесплатный хостинг на этом портале имеют возможность создавать собственные интерактивные тесты. Преподаватели, владеющие языком программирования HTML, могут создавать интерактивные тесты и размещать на страницах сайтов. Похожую услугу всех преподавателей предоставляют сайты Тесты (www.tests.pp.ru) и БанкТестов (www.banktestov.ru).
Примерами сайтов на которых можно создавать интерактивные тесты для проверки ЗУН учащихся и студентов являются следующие: www.Dnevnik.ru, master-test.ru, программный продукт для создания тестов в сети HotPotatoes.
Формы тестовых заданий разбиваются на две большие группы - задания в открытой форме и задания в закрытой форме.
Задания в открытой форме подразделяются на задания с дополнением и в виде свободного изложения. В этом случае испытуемому необходимо дополнить содержание задания своей информацией. Дополнение должно быть кратким - одно, в крайнем случае, два - три слова. При свободном изложении объем водимой информации может быть значительно больше.
Задания в закрытой форме характерны тем, что содержат в себе и основу (вопрос, утверждение) и ответы (элементы ответов), из которых испытуемый должен выбрать или составить верный ответ.
В простейшем случае испытуемый просто указывает ответ, который ему кажется правильным - задания с выбором верного ответа.
В заданиях с выбором нескольких верных ответов, испытуемый должен указать все верные ответы. Процедура оценивания здесь сложнее, чем в предыдущем случае. Сумма баллов за такое задание может быть больше чем в заданиях с выбором одного верного ответа.
Задания на установление соответствия требуют от испытуемого найти соответствие между элементами двух множеств.
В заданиях на установление правильной последовательности испытуемому необходимо не просто выбрать соответствующие элементы ответа, но и расположить их в нужной последовательности. Заданиями такого типа хорошо проверять знание алгоритмов действий, технологических приемов, логики рассуждений и т.п. [2]
Подробнее остановимся на каждом из перечисленных выше Интернет-ресурсов.
1. С апреля 2010 года образовательные учреждения, являющиеся пользователями социально-образовательной сети Dnevnik.ru, получили еще одну услугу – организация и проведение тестирования. В явном виде можно создавать 2 вида вопросов: с закрытыми формами ответов (один или несколько правильных ответов) и открытыми формами ответов (самостоятельный ввод ответа). Но используя возможность самостоятельного ввода ответов можно составить и остальные формы ответов. Например: вопрос на соответствие – в самом задании указываются в 2 столбца объекты и свойства или признаки объектов, устанавливается открытая форма ответа, и каждый отвечающий самостоятельно вписывает последовательность символов. Вопрос на установление последовательности можно сделать закрытую форму ответа, т.е. предложить несколько вариантов последовательностей с выбором одного из них; или установить открытую форму вопроса с самостоятельным вводом номеров объектов.
На основе вопросов с открытой формой ответа можно выполнять обычную контрольную работу, где требуется дать развернутый ответ в свободной форме.
Достоинства тестов, созданных в Dnevnik.ru:
• Проверка вопросов с открытой формой ответа самим преподавателем, что исключает неправильный ответ из-за допущенной в ответе ошибки;
• Отчеты формируются на странице преподавателя, есть возможность распечатывания отчета;
• Удобная настройка теста: выбор ограничения проведения теста по времени, по количеству попыток, возможность показа в произвольном или последовательном порядке.
К недостаткам можно отнести недостаточно разнообразные формы тестовых заданий.
2. Для преподавателей, работающих с учащимися и студентами любых форм обучения, очень удобным может оказаться сервис создания и работы с тестами на сайте master-test.ru. Удобный интерфейс сайта, возможность создавать тесты с любыми формами ответов, возможность добавления учеников и коллег, формируемый отчет прохождения тестов, общение между зарегистрированными пользователями делает работу с сайтом удобной и легкой.
Тесты можно опубликовывать на страницах сайтов для проведения проверочных работ на уроках, самопроверки знаний учащимися.
3. Для разработки интерактивных тестовых заданий можно воспользоваться специальными программами. Так, например, программа HotPotatoes, позволяет создавать тестовые задания различных видов, компоновать в любом порядке, затем выкладывать в Интернет.
Рассмотрим тестовые задания, которые можно создать в данной программе:
• JKloze – создание упражнения «Заполнить пробелы». Интерактивное задание позволяет заполнить пробел ответом на поставленный вопрос или добавить пропущенное слово в тексте;
• JQuiz – создание тестовых заданий с альтернативным выбором ответа (вопросы закрытого и открытого типов)
• JCross – создание интерактивного кроссворда
• JMix – создание теста «Перепутанные предложения»
• JMatch – создание тестовых заданий на поиск соответствий
The Masher позволяет скомпоновать тестовые задания различных типов в общую структуру. В настройках теста можно изменить цветовую гамму фона и шрифта, перевести слова на русский язык. Затем сохраненный тест выкладывается в сеть Интернет или используется на локальных компьютерах.
Приведу несколько примеров создания тестовых заданий по информатике с помощью программы HotPotatoes.

Используемые источники:

1. http://vmate.ru/
2. http://uss.dvfu.ru/
3. http://emelmarya.ucoz.ru
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar