Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2012 » Март » 21

"Моя педагогическая философия" Горобей Анжелика Николаевна


Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому. Жан-Жак Руссо.

МОЙ ПУТЬ ПЕДАГОГА.

Совершенно случайно, готовясь к выступлению на методическом совете, наткнулась на эту цитату. Перечитала ее несколько раз и подумала, почему так много скучных уроков и так много негатива по отношению к учителю. Конечно, можно в этом обвинять тяжелое экономическое положение в мире и стране, низкий престиж профессии, найти причин такому явлению можно тысячи, но, в первую очередь, надо посмотреть на себя. Работаю учителем уже 24 года, сначала - это была школа, а потом - техникум. И ни разу не пожалела, что выбрала такую профессию!!!
Помню, как еще совсем маленькая девчушка Лика (так меня называют родные) играла в школу. Самыми главными атрибутами игры были: красивое платье до пола, и обязательно журнал в руках. Я рассаживала кукол, младшую сестру, иногда маму, входила в класс и важным голосом говорила: "Садитесь". Вот долго не могла определиться с предметом. Пыталась придумать новую математическую формулу или правило по русскому языку, но после многочисленных попыток, поняла, что все уже придумали до меня. Мы тогда жили в Польше (папа у меня военный), и, естественно, все программы по телевидению были на польском языке, но мне не составляло никакой трудности переводить их для родных. А потом в школе начала учить английский язык и поняла - это мое!
Закончила школу, поступила в педагогический институт. Вспоминаю своих преподавателей с огромной благодарностью. Столько они нам дали, ведь это они нам внушили, что прежде чем судить о человеке, посмотри сначала на себя, даже в самых трудных ребятах найди что-то хорошее, а потом уже строй свою линию общения с ними. Вот так я и работаю. В годы студенчества зачитывалась "Педагогической поэмой". Это была просто моя настольная книга. Перечитала ее тысячи раз. И чтобы сейчас не говорили о методике Макаренко, я считаю, что люди совершали подвиги каждый день. Сколько детей они спасли, скольким они дали путевку в жизнь. Я читала и представляла, как бы я поступила в той или иной ситуации. Вообще, все привыкла пропускать через себя. Да, это отнимает много физических и душевных сил, но стоит того. Когда к тебе приходят на занятия колючие, обозленные ребята, которым не хватало не только ласки, но и простого внимания, начинаешь думать, как вытащить их из панциря. Начинается все просто и прозаично. Сначала просто нормально с ними разговариваешь, потом вопросы о делах, потом начинаешь их включать в обсуждения разных проблем, спрашиваешь мнение по тому или иному вопросу. Глядишь, уже и не смотрит букой, улыбка на лице, уверенность в своих силах появляется. Как это ни смешно звучит, а вопрос: "Как твои дела?" помогает мне. Уходишь в отпуск, а ребята звонят по телефону, пишут смски, а когда приходишь на работу, спрашивают:"Анжелика Николаевна, как Ваши дела? Мы за Вами соскучились. А Вы скучали?" Ну, разве не это высшая оценка твоего труда? И я понимаю, что даже, если мне не будут платить, я все -равно буду входить в класс и вести урок!
Многие годы я применяю в своей работе "метод критического мышления". И уроки интересные, и отношения с ребятами стали строиться на принципах доверия и товарищества. "Мы -одна команда". Эта фраза как девиз для нас. А, самое главное, что ребята перестали бояться высказывать свои мысли, не думают о том, что над ними посмеются, они знаю, что все предложения будут рассмотрены и обсуждены. Сначала, мы отремонтировали кабинет, потом крыло разукрасили так, что все комиссии ходят смотреть эту красоту, а потом занялись научно - исследовательской работой. Провели такую конференцию по машиностроению, что все обалдели, причем, на английском языке. Придумали клуб почитателей английского языка, проводим межвузовские конференции. Конечно, сначала, мне пришлось трудно, а теперь многое делают ребята, они видят, что мне это так же интересно, как и им. Сделали "Мини-вернисаж". Столько талантливых студентов и поют, и рисуют. Девочка, работы, которой были выставлены на вернисаже сказала мне:"Знаете, как приятно, когда незнакомые люди смотрят на твои рисунки и говорят "Боже, какая красота!""
Не только ребята учатся у тебя, но и идет обратный процесс. В молодости думала:"Как это неинтересно, каждый год одно и тоже рассказывать!" Теперь понимаю, что глупая была, не понимала, что профессия - это не только объяснение нового материала, но и еще много чего. А еще я поняла, что никогда не надо врать, все равно почувствуют неискренность и тогда об авторитете не надо и думать. Стараюсь приучить ребят к тому, что если чего-то не знаешь, не бойся признаться в этом, лучше переспроси. И сама никогда не выкручиваюсь, когда на знаю перевод слова, всегда говорю об этом прямо и не стесняюсь посмотреть в словаре. Не могу сказать, что со всеми отношения складываются сразу. Есть дети, которые активно меня не принимают, с которыми не так просто построить отношения. Но тут, по моему мнению, надо просто быть самим собой. Быть искренним. Ведь все притворство выйдет наружу. Вот так я и работаю! Дети удивляются:"В Вас столько энергии, Вы никогда не состаритесь! А Вам действительно интересно?" А мне все интересно! Каждое новое мероприятие я воспринимаю как вызов себе: "А смогу ли я?" А когда получается, то сама себя уважать начинаю. Никогда учитель не превратится в машину для передачи знаний и информации! Потому что у учителя есть то, чего нет в машине - ДУША!!!
Писать о своей профессии могу много и долго , мне это никогда не надоест. Хочу закончить свое эссе словами Н.С.Хрущева: "Школьные годы оставляют неизгладимый след в жизни каждого человека. Давно покинут класс, много воды утекло, человек вырос, возмужал, а кое-кто и постарел, но все помнят своего школьного учителя, те добрые семена, которые он посеял."
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar