☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » 2012 » Сентябрь » 9 » Оценивание учебных достижений учащихся в условиях компетентностного подхода
22:50
Оценивание учебных достижений учащихся в условиях компетентностного подхода
Оценивание учебных достижений учащихся в условиях компетентностного подхода.
Руденко Екатерина Юрьевна
Преподаватель информатики

Среди проблем, оказывающих влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают проверка и оценка знаний учащихся. Проблема оценочной деятельности учителя является одной из важнейших проблем. От её решения во многом зависит успех обучения.
На уроках производственного обучения особенно актуально стоит проблема оценивания умений и навыков учащихся с точки зрения компетентностного подхода. Компетентностный подход предполагает конструирование содержания сверху вниз, то есть сначала определяется конечная цель – модель выпускника, его ключевые компетенции, а затем под эту модель подбирается содержание отдельных компетенций.
По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности, и т.д. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.
Цель урока производственного обучения состоит в том, чтобы учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили приемы и способы выполнения действий и операций, то есть овладели компетенциями, необходимыми для последующего выполнения производственных работ по профессии.
Изучив документ «Стратегия модернизации структуры и содержания общего образования», я сделала вывод, что сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся трудно совместима с требованиями модернизации образования. К наиболее серьезным недостаткам относятся:
- направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый педагогическими и административными санкциями, а не на поддержку мотивации, направленной на улучшение образовательных результатов;
- преимущественная ориентация контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения, на проверку лишь фактологических и алгоритмических знаний и умений.
Для модернизации системы оценки учебных достижений необходимо: обеспечить открытость требований к уровню подготовки обучающихся, введение средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, учитывающих индивидуальные особенности учащихся.
Существуют несколько распространенных моделей оценивания учебных достижений: пятибалльная система, портфолио, 100 бальная рейтинговая система оценки.
Достоинства пятибалльной системы: оценки интуитивно понятны, просты в употреблении, удобны для отчетности.
Недостатков у данной системы много: система не ориентирована на проектную, творческую работу подростков, не направлена на развитие способностей к самоконтролю и самооценке. Оценку «3» получает и лентяй и ученик, не дотягивающий до «4».
Система портфолио предполагает сбор и систематизацию достижений ученика. Эта система подходит для оценивания достижений за длительный период – полугодие, год.
Для текущего оценивания достижений нужна другая система. Я выбрала 100-бальную рейтинговую систему оценки.
Рейтинг – отнесение к тому или иному классу, разряду, показатель успешности чего-либо. В образовании рейтинг - ранжирование обучающихся в группе по результатам комплексной, суммарной оценки их достижений в течение процесса обучения.
Как я составляю рейтинг:
• Разделяю учебный материал темы на структурно-логические самостоятельные модули (логические блоки);
• Определяю нормативные баллы на все задания ( в сумме 100);
• Устанавливаю минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать обучающийся.
• В конце занятия выставляю общую оценку, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.
Оценка пересчитывается в стобалльный рейтинг в соответствии со шкалой:
Оценка: Баллы:
отлично (5) 81-100
хорошо (4) 64-80
удовлетворительно (3) 38-63
неудовлетворительно 0-37.
Таким образом, пятибалльной оценке всегда соответствует верхняя граница соответствующего диапазона рейтинговой шкалы.
Пример разработки таблицы компетенций для темы «Структурирование документа».
№ Компетенции по теме «Структурирование документа» Нормы оценки
1. Установка полей страницы: верхнее, нижнее по 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см 0-5
2. Установка книжной ориентации страницы 0-5
3. Вставка номеров страниц (кроме 1-й) 0-5
4. Установка основного шрифта 14, Times New Roman 0-5
5. Междустрочный интервал – 1,5 0-5
6. Интервал – перед, после абзаца 0 см 0-5
7. Отступ красной строки – 1,25 см 0-5
8. Установка ранговых заголовков (Заголовок 1, Заголовок 2…)
После цифры точка не ставится, например:1 Описание 0-5
9. Сделать принудительный переход нового раздела с новой страницы 0-5
10. Установка разделов документа в нужном порядке:
1 стр – титульный лист
2 стр – содержание
3 стр-введение
Предпосл – заключение (Выводы)
Посл – Список литературы
За ними могут быть приложения 0-5
11. Автоматическое формирование содержания классическим стилем 0-5
12. Перенос на новую строку без введения нового абзаца 0-5
13. Сделать подпись к рисункам и таблицам 0-5
14. Вставка колонтитулов 0-5
15. Вставка сносок и ссылок 0-5
16. Вставка таблицы 0-5
17. Форматирование таблицы 0-5
18. Вставка рисунков 0-5
19. Настройка изображения 0-5
20. Вставка диаграмм 0-5
ВСЕГО 0-100
Выводы: Рейтинговая система дает возможность студенту самому распоряжаться своим временем; выбирать порядок выполнения учебных заданий; самостоятельно планировать их выполнение; постоянно получать информацию об успешности своих результатов; сравнивать свои результаты с уровнем знаний других обучающихся; углубляться в интересующие его области науки.
Данный вид оценивания учебных достижений позволяет адекватно отразить полученные результаты и дает стимул их улучшить. Студент знает, какую тему ему нужно подробнее изучить. Рекомендации можно составить, исходя из количества баллов, заработанных за каждую конкретную компетенцию.
Категория: Публикации, статьи, доклады. | Просмотров: 1867 | Добавил: Skynet
Всего комментариев: 0
avatar