Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2013 » Январь » 14

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и биологии

Бардонова Инна Юрьевна
преподаватель химии – биологии.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области Среднего профессионального образования «Энгельсский политехникум».
Доклад на заседании МЦК (межцикловая комиссия) на тему:
«Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и биологии».
Аннотация.
Здоровье людей – важная проблема сегодняшней жизни. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества.
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику техникума высокий уровень реального здоровья, сформировав у него профессиональные умения и компетенции. Только в этом случае выпускник системы СПО получит путевку в счастливую самостоятельную жизнь и станет конкурентоспособным рабочим или специалистом среднего звена.
Для решения данной задачи необходимо выстроить систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Основные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
– рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60% и не более 75-80%;
– в содержательной части урока должны быть вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём;
– количество видов учебной деятельности должно быть несколько;
– в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
– необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
– на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
– необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физминутки.
ДОКЛАД
Здоровье людей – важная проблема сегодняшней жизни. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества.
Работая преподавателем химии и биологии на протяжении 15 лет, вижу, что в последние годы увеличивается заболеваемость среди подростков.
Причины ухудшения здоровья зависят от многого: наследственных факторов, неправильного отношения взрослых к своему здоровью и здоровью детей, отрицательного влияния окружающей среды.
Понятие “образ жизни” включает следующие составляющие: питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
В формировании представлений о здоровом образе жизни, о здоровье мы можем участвовать не только через воспитательную работу, но и через образовательный процесс. При этом нам необходимо направить свои усилия на создание условий, позволяющих отодвинуть усталость и избежать переутомления обучающихся. Учебная нагрузка и продолжительное нахождение в статическом положении проводит к переутомлению. Поэтому надо обратить внимание на здоровье и на образ жизни наших детей. Проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое внимание и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе.
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику техникума высокий уровень реального здоровья, сформировав у него профессиональные умения и компетенции. Только в этом случае выпускник системы СПО получит путевку в счастливую самостоятельную жизнь и станет конкурентоспособным рабочим или специалистом среднего звена.
Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования – «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С точки зрения здоровьесбережения, отвечу, чтобы не наносить вреда здоровью обучающихся и преподавателей. Необходимо поставить перед собой две задачи: задачу-минимум и задачу – оптимум. Первая отвечает фундаментальному принципу педагогики «Не навреди!» и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье обучающихся. В этом случае достаточно соблюдать следующие группы факторов:
1) эколого-гигиенические;
2) организационно-педагогические;
3) психолого-педагогические.
А вот реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья обучающихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья и cодействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье. Говоря словами Н.К.Смирнова «здоровьеформирующие образовательные технологии, программы и методы направлены на… мотивацию на ведение здорового образа жизни». Для решения данной задачи необходимо выстроить систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
В эту систему входит:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья обучающихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, её коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. Учет особенностей возрастного развития обучающихся и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д.
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности обучающихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности. (Петров О.В.).
Прежде чем начать свою работу с группой студентов, я внимательно изучаю данные о состоянии здоровья каждого из них. Известно, что выпускники школы за годы обучения приобретают следующие заболевания: нарушение осанки из-за неправильного положения за партой, ухудшение зрения, связанное с плохим освещением, многочасовым времяпровождением за компьютером и прочего, нарушение работы желудочно-кишечного тракта из-за несвоевременных завтраков и обедов, или общепринятыми вместо них перекусываний любимыми многими подростками чипсами и газированными напитками, и, конечно же, истощение нервной системы, связанной с учебными перегрузками, а также волнениями и переживаниями в период сдачи ГИА и ЕГЭ. Зафиксировав все полученные в результате изучения медицинских карточек (или данных медицинских работников), характеристик с последнего места учебы и моих собственных наблюдений в таблицу, я постепенно осуществляю коррекцию здоровьесберегающей образовательной технологии применительно к той или иной группе обучающихся.
Возраст студентов первого курса (15-16 лет) ещё позволяет отнести их к подросткам, не утратившим интерес к игровой деятельности. Включение их в творческий процесс, в процесс поиска решения служит развитию личности и снижает наступление утомления. Это достигается использованием:
игровых ситуаций на уроке;
разных форм уроков (КВН, викторина, сказка, игра);
наглядности;
занимательных упражнений;
фантазирования;
загадок по различным темам.
В качестве примеров можно привести следующее. Загадки целесообразно задавать в самом начале урока, чтобы мотивировать обучающихся на изучение новой темы. Так в самом начале изучения органической химии (химии углерода) можно предложить такую загадку:
Удивить готов он нас -
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он — графит.
Грамотный народ поймет
То, что это …
(Углерод)

Что касается наглядности, например, то скука от изучения химических свойств веществ моментально проходит, когда обучающимся демонстрируется химический эксперимент, да ещё и с их обязательным привлечением в качестве добровольных помощников. Занимательные упражнения хороши потому, что с их помощью можно привлечь ребят к нелюбимому занятию – решать задачи или записывать уравнения химических реакций. Вот некоторые примеры таких задач.
Задача 1. Завхоз школы обратился за помощью в химический кружок школы. Выдав кружковцам 500 г 25%-го раствора технического аммиака (нашатырный спирт), он поставил передними задачу: обеспечить каждый из 30 кабинетов школы флакончиком для аптечки, где содержалось бы 20 г раствора аммиака с его массовой долей 10% .
Справится ли с поставленной задачей кружковцы?
Задача 2. В лаборатории был разбит градусник, и ртуть раскатилась по полу. Её собрали в сосуд, который закупорили. Учитель химии дал строгое распоряжение лаборанту провести демеркуризацию помещения подкисленным соляной кислотой раствором марганцовки с массовой долей перманганата калия 10%.
Предложите быстрый грубый способ приготовления раствора в 12-литровом ведре. А как приготовить раствор точно?
Задача 3. Чтобы шампуни оставались прозрачными при любой температуре, в них добавляют пропиленгликоль (пропантриол – 1,2). Напишите уравнение реакции его получения из пропилена.
Применение игровых ситуаций на различных этапах урока (химическое лото при изучении алканов и алкенов, химическое домино при закреплении знаний об углеводах, морской бой при решении задач, как по химии, так и по биологии и т.д.) позволяет вывести обучающихся на такой этап, когда они готовы принять нетрадиционную форму повторительно-обобщающего урока. Так, всегда успешно проходят игровые уроки «Занимательно об алканах» и «Генетическая связь между углеводородами».
Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.
Практика показывает, что у обучающихся особо чувствительной является нервная система, поэтому важным во время проведения урока является:
1. Соблюдение нормы числа видов учебной деятельности (опрос, работа с учебником, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, слушание, решение примеров и задач и др.) – 4 – 7 видов за урок. Более частые смены одной деятельности другой требуют от обучающихся дополнительных адаптационных усилий.
2. Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
- метод свободного выбора (беседа);
– активные методы (обсуждение в группах, ученик как исследователь).
Это снижает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
3. Проведение физкультурных минуток.
–расслабление кистей рук. Устаёт рука – устаёт ребёнок;
– на координацию движений и психологическую разгрузку.
Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем подняв большой палец левой руки сказать “Во!”. Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
– предупреждение утомления глаз;
Эту задачу мы также решаем с помощью упражнений для глаз, которые укрепляют мышцы век, улучшают кровообращение и расслабление мышц глаз.
Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптивных ресурсов организма школьников. Физминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжения внутренних органов, работоспособность нервной системы. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3 легких упражнений с 3 повторениями каждого упражнения.
4. Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
– эмоциональная мотивация в начале урока;
– создание ситуации успеха;
- наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.д.
5. Обстановка и гигиенические условия в классе:
-оптимальная температура и свежесть воздуха;
- рациональность освещения доски и класса;
Отсутствие звуковых раздражителей и т.д.
6. Социализация личности обучающегося:
- наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
- демонстрация, прослеживание этих связей;
- формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
- выработка понимания сущности здорового образа жизни;
-формирование потребности в здоровом образе жизни;
- выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
Особо хочется остановиться на следующем вопросе. Внедряя ФГОС в учебный процесс, необходимо формировать ключевые компетенции у студентов. Для этого надо предоставить им возможность самостоятельно справляться с задачами в деятельности, в жизни. Одним из способов заинтересовать обучающихся является возможность продемонстрировать им связь изучаемого материала с реальной жизнью (в том числе с сохранением собственного здоровья), вовлекая ребят в исследовательские проекты. Работа над проектом включает в себя следующие компетенции: учебно-познавательную (постановка целей, организация их достижения, планирование, анализ, проведение рефлексии и самооценка собственной деятельности); ценностно-смысловые, обеспечивающие механизм самоопределения обучающегося в ситуациях учебной и иной деятельности, информационные (получение навыков деятельности по отношению к информации и владение современными средствами информации), коммуникационные (студенты получают навыки публичных выступлений, учатся вести дискуссию и задавать вопросы).
Темы исследовательских проектов, которые были ранее выполнены студентами в рамках изучения химии и биологии таковы: «Пища настоящего и будущего», «Витамины», «Химия и пища: белки, углеводы, жиры», «Гигиена зрения и рациональное питание». Их представление вызвало большой интерес в аудитории, потому что обучающиеся имели возможность убедиться в том, что забота о своем здоровье снижает риск возникновения заболеваний. Иными словами, во всех вышеперечисленных проектах реализовывались здоровьесберегающие компетенции, которые также можно отнести к ключевым.
Работа над подобными проектами продолжается. Студенты в данное время рассматривают влияние действия косметических и моющих средств на организм человека.

Список используемой литературы.

1. «Здоровье – дело не только личное, но и общественное», ПОРТФОЛИО №1, 2011 год, рубрика «Педагогические технологии», стр. 10-11.
2. Бутова С.В. Оздоровительные упражнения на уроках// «Начальная школа», 2006, №8, стр. 98.
3. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И.Севрук, Е.А. Юнина// школьные технологии – 2004 №2,стр. 200-207.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar