- 17.01.2013
- 3113 Просмотров
- Обсудить
О.В. Карасёва,
преподаватель кафедры специальных экономических дисциплин.
Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрено создание такого учебно-методического комплекса, в котором бы оптимально сочетались теоретический курс и практическая часть дисциплины. В частности, на занятиях по экономике организации будущих техников-программистов практические занятия составляют половину, а именно, 30 часов аудиторной учебной нагрузки студента. Для сравнения, в предыдущем стандарте по этой специальности изучались две экономические дисциплины: «Основы экономики» и «Экономика отрасли». В требованиях к знаниям, умениям и практическому опыту в структуре основной профессиональной образовательной программы объединяются дидактические единицы этих двух, ранее изучавшихся отдельно, дисциплин. При разработке рабочей программы основная проблема заключалась в том, чтобы гармонично вплести в тематический план дидактические единицы, которые освещают экономические процессы и явления с различных точек зрения.
В рабочей программе по основам экономики отмечено, что контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения индивидуальных заданий и исследовательских работ. В этих условиях важно обеспечить обучающегося на занятиях методической и справочной литературой, которая бы закрепляла теоретический курс и развивала общие и профессиональные компетенции.
К практическим занятиям по основам экономики в соответствии содержанием рабочей программой учебной дисциплины мною разработано учебное пособие, состоящее из 15 тем. Каждое практическое занятие, включенное в учебное пособие, имеет внутреннюю структуру. Вводная часть, состоящая из теоретических вопросов и тестов, восстанавливает знания по соответствующим темам и подготавливает к выполнению письменного расчетного задания. Практическое задание сопровождается комментарием (методическими указаниями) к решению, к отдельным заданиям приводятся развернутые формулы. Перед выполнением расчетно-графических заданий студентам рекомендуется повторить основные формулы, изучить предложенную методику расчетов. Для получения зачета по данной дисциплине студентам необходимо выполнить все задания, размещенные в учебном пособии.
Учебное пособие позволяет оценить освоенные общие компетенции. Например, при выполнении задания по исследованию рынка товара в соответствии с предложенной в пособии методикой студент «организует собственную деятельность, выбирает типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивает их эффективность и качество», а также осуществляет поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития» . Разработанное пособие может использоваться студентами как учебное средство – источник информации, и как учебное средство – инструмент освоения материала.
Применение учебного пособия относится к традиционным методам обучения, но кто сказал, что работа с книгой в новых стандартах ушла в небытие? Оно решает проблемы целостного видения курса, наглядности и доступности обучения. Задания в пособии соответствуют второму и третьему уровню усвоения, т. е. это не только репродуктивные упражнения, хотя их большинство в сборнике, но и задания, требующие сбора дополнительной информации. Например, при выполнении работы по определению состояния бюджета и видам налоговых ставок студентам необходимо ознакомиться с нормативной литературой, т.е. Бюджетным и Налоговым Кодексами, найти с помощью Интернет-ресурсов или пользуясь справочно-правовой системой «Консультант+» информацию о доходной и расходной частях Государственного бюджета на текущий год. Таким образом, реализуется требование к результатам освоения «ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности».
Материалы учебного пособия позволяют организовать групповую работу студентов, формируя общие компетенции ОК 6 «Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами..» и ОК 7 «Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий».
Необходимым условием формирования компетенций является личный опыт в решении проблемы, так как компетенции выражаются через умения. Для студентов в процессе обучения главное – это умение учиться, и преподаватель в этом процессе должен стать не только источником знания, но и организатором процесса обучения. Обеспечение студентов учебно-методическим комплексом, в том числе учебными пособиями, помогает эффективнее организовывать усвоение учебного материала, дифференцировать и индивидуализировать обучение, совершенствовать контроль и самоконтроль, высвободить время для творческой и исследовательской работы.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.