☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » 2013 » Февраль » 4 » Самостоятельная работа студентов на лабораторных занятиях
22:28
Самостоятельная работа студентов на лабораторных занятиях
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Лабораторные работы с самого начала их внедрения в учебный процесс по физике рассматривались как средство связи теории с практикой. Их выполнение способствует формированию у студентов экспериментальных умений и навыков, а также умений и навыков практического характера, развитию познавательных способностей, формированию активности и самостоятельности. Однако не при всякой организации лабораторных работ они содействуют решению указанных задач. Если студенты выполняют работу после подробных объяснений учителя и повторяют только те операции, которые он им показывал, то у них вырабатываются лишь простейшие умения и навыки. Например, собирают электрическую цепь для измерения силы тока, проходящего через лампу, по схеме, собранной учителем на демонстрационном столе. У них не формируются при этом умения обобщенного характера. Такая постановка работ снижает их образовательное и воспитательное значение.
Преподаватель должен тщательно продумывать методику проведения лабораторных работ, предоставлять студентам возможность проявлять инициативу и самостоятельность при их выполнении, только тогда они будут способствовать развитию познавательных способностей активности и самостоятельности.
Умение самостоятельно работать с инструкцией, правильно организовать свое рабочее место, рационально спланировать работу по выполнению учебного задания, находить наиболее рациональные способы решения поставленных задач, умение правильно зафиксировать результаты выполненных опытов и описать их, сформулировать выводы — все это приобретается при правильной организации работ.
Перед лабораторными работами ставятся различные задачи» Цель одних — выработать элементарные умения и навыки практического характера, например:
а) производить отсчет показаний приборов;
б) пользоваться измерительными приборами (весами, динамометром, термометром);
в) правильно включать в цепь электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр, ваттметр);
г) собирать электрические цепи;
д) правильно пользоваться источниками энергии;
Цель других — формировать у студентов более сложные умения и навыки практического характера. К таким работам относятся работы по измерению физических величин косвенными методами, на основе прямых измерений нескольких величин. Например, определение коэффициента трения по силе тяги и силе нормального давления, мощности потребителя электрического тока, сопротивления проводника по силе тока и напряжению.
Выполнение работ этого вида требует актуализации и применения теоретических знаний. В процессе их выполнения достигается также решение других дидактических задач, например таких, как уточнение знаний (понятий, законов), выработка умений применять их на практике, закрепление первичных (элементарных) умений и навыков (например, умений в обращении с приборами, в отсчете показаний приборов, в сборке электрической цепи и т. д.).
Для самостоятельного выполнения таких работ времени требуется значительно больше — от 15 мин. и более.
Цель работ третьего вида — формировать у студентов экспериментальные умения и навыки по самостоятельному выполнению опытов. Это работы, в которых устанавливаются связи между явлениями и величинами, их характеризующими. Примерами таких работ являются следующие: зависимости силы тока, проходящего по проводнику от напряжения на концах проводника и сопротивления проводника. Эти работы можно с полным основанием отнести к экспериментальным в отличие от работ первого вида, являющихся работами практического характера. Последние готовят студентов к выполнению экспериментальных работ, вооружая их необходимыми умениями и навыками практического характера, без которых невозможно выполнение экспериментальных исследований.
Выполнение практических работ является необходимым элементом подготовки учащихся к выполнению экспериментальных работ — работ, содержащих элементы исследования. Выполнение экспериментальных работ требует от студентов применения ранее полученных знаний и умений в новой, усложненной ситуации.
Работы по измерению физических величин при условии, когда студенты пользуются уже известной им методикой измерения, правильнее называть практическими работами. Так, например, студент уже определял сопротивление проводников с по¬мощью амперметра и вольтметра. Задания, в которых студент самостоятельно ищет неизвестные ему методы измерения, правомерно отнести к типу экспериментальных. В процессе обучения физике необходимо правильное сочетание лабораторных работ различных видов. Нужно хорошо помнить, что студенты успешно выполняют лабораторные работы с элемента¬ми исследования лишь тогда, когда они уже овладели элементарными умениями, без которых невозможно выполнение сложных опытов. Формированию этих умений и служат лабораторные работы первого и второго вида. Поэтому преподаватель должен уделять большее внимание их проведению. Однако было бы неправильно ограничиваться только их выполнением. Необходимо обязательно включать в учебный процесс лабораторные работы исследовательского характера и в выполнении их предоставлять студентам больше самостоятельности.
Каждую работу, которую выполняют студенты, необходимо максимально использовать для уточнения, углубления ранее полученных знаний и выработки умения применять их на практике. Вместе с тем нужно стремиться к тому, чтобы в результате выпол¬нения каждой новой работы они познавали что-то новое:
открывали для себя возможность применения более рациональных способов измерения величины, устанавливали новые зависимости их с другими величинами
Иными словами, необходимо организовать выполнение работ так, чтобы они побуждали студентов совершенствовать, комбинировать ранее усвоенные приемы, находить новую сферу их приме¬нения, находить свои приемы. Систематическая организация такой деятельности способствует развитию их мышления, творческих способностей.
Одним из условий, обеспечивающих самостоятельность и активность ребят в работе, является понимание ими конечной цели и задач работы. Если они ясно представляют, что нужно делать, они будут настойчиво искать пути решения стоящей перед ними задачи. Разъяснения могут быть записаны на доске или сформулированы в инструкционных картах, которыми пользуются студенты при выполнении работ.
Четкое определение задач предстоящей работы — необходимое условие правильной организации всей деятельности студентов по ее выполнению. Условие, способствующее развитию самостоятельного мышления и инициативы ребят, состоит в ориентации их на самостоятельные поиски способов решения поставленных задач. Основанием для такой ориентации должна быть уверенность в достаточности всей предшествующей теоретической и практической подготовки студентов.
Разумеется, что подходить к каждой работе нужно дифференцированно. В одних случаях необходимо объяснить, как выполнить работу, в других — достаточно только разъяснить, что нужно делать.
При выполнении лабораторных работ по описаниям, имеющимся в учебнике, или по указаниям, содержащимся в инструкционных карточках, приобретаются умения самостоятельно работать с учебником и инструкциями.
Самостоятельное выполнение лабораторных работ особенно успешно проходит, если на предшествующих уроках решались экспериментальные задачи и был хорошо усвоен теоретический материал, знание которого необходимо для выполнения работы.
Категория: Публикации, статьи, доклады. | Просмотров: 1123 | Добавил: Lybima11
Всего комментариев: 0
avatar