- 10.01.2014
- 13103 Просмотра
- Обсудить
ЦЕЛИ: воспитание любви к родному языку и русской литературе.
ЗАДАЧИ: развивать познавательную активность обучающихся; расширять кругозор обучающихся; обеспечить активную позицию большинству обучающихся; формировать навыки доброжелательного общения, взаимопомощи при работе в группе.
ХОД ИГРЫ:
I. Представление команд. (1 балл.)
По картинке-эмблеме объяснить зашифрованные слова «Омонимы»/ «Антонимы» (Приложение 1, 1.1.)
II. Конкурс чтецов. (5 баллов.)
Выразительное чтение наизусть стихотворения. (Домашняя заготовка.)
III. Конкурс «Найди и исправь ошибки». (2 балла.) (14 ошибок.)
Текст «Сказка о старушке» (Приложение 2.)
СКАЗКА О СТАРУШКЕ
Старушка пошла продавать молоко,
Деревня отрынка была далеко.
Устала старушка и, кончив дела,
Усамой дороги вздремнуть при легла.
К старушке весёлый щенок по дошёл,
За юбку схватил и по рвал ейподол.
Погода была вэто время свежа.
Старушка проснулась, отстужи дрожа.
Проснулась старушка и стала искать
Домашние туфли, свечу и кровать.
Но, порванной юбки ощупав края,
Сказала: «Ах, батюшки! это не я!
Пойду-ка домой. Если я – это я,
Меня неукусит собака моя.
Она меня встретит визжа уворот,
А если не я – накуски разорвёт».
Во кно постучала старушка чуть свет.
За лаяла громко собака вответ.
Старушка присела, сама не своя,
И тихо сказала: «Ну, значит, не я».
IV. Игра с кубиком.
(По кубику или жребию выбирается номер вопроса). (За 1 ответ – 1 балл, за дополнительный ответ – 0,2 балла).
Вопросы
по русскому языку по литературе
1. Определить тип сложного предложения (по рисунку – Приложение 3) и объяснить свой ответ. (1 – СПП, 2 – БСП, 3 – ССП) 1. … русская душою
Сама не зная почему
С её холодною красою
Любила русскую зиму.
Назвать героиню. (Татьяна) Дополнительно: произведение, автор? – («Евгений Онегин», А.С.Пушкин)
2. Какой частью речи являются выделенные слова (по рисунку – Приложение 4) и объяснить свой ответ. (1 – имена существительные, 2 – наречия) 2. «Береги платье снову, а честь смолоду».
В каком произведении встречается эта пословица? («Капитанская дочка»)
Дополнительно: автор? ( А.С.Пушкин)
3. На чем держится предложение?
(На грамматической основе – подлежащем и сказуемом) 3. Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»?
(В.Г. Белинскому)
4. К какой части речи относится данное определение? – Это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок при счете, отвечает на вопросы сколько? какой?
(Имя числительное) 4. Какому персонажу пьесы А.Н.Островского «Гроза» принадлежат слова: «Отчего люди не летают так, как птицы?»
(Катерине)
5. С каким падежом имен существительных употребляются предлоги благодаря, согласно, вопреки?
(С дательным падежом) 5. «Терпи, казак, - атаманом будешь!»
В каком произведении встречается это выражение? Назовите автора произведения.
(«Тарас Бульба», Н.В.Гоголь)
6. К каким существительным -
одушевлённым/неодушевлённым -
относятся слова труп и покойник?
(Сущ. труп – неодушевлённое (И.п.=В.п.), сущ. покойник – одушевлённое (Р.п.=В.п.)) 6. Назовите 3 эпических произведения русских писателей XIX века, в названии которых встречается союз И.
(«Отцы и дети», «Преступление и наказание», «Война и мир»)
Дополнительно: авторы этих произведений?
(И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой)
V. Конкурс «Соедини части пословиц». (За каждую пословицу по 0,5 баллов.)
(Приложение 5. Раздаточный материал.)
Для 1-й команды.
1 - Доброе молчанье … лучше худого ворчанья.
2 - Если говоришь, что думаешь, … так думай, что говоришь.
3 - Без языка … и колокол нем.
4 - Больше дела, … меньше слов.
5 - Доброе слово … и кошке приятно.
6 - Красна речь слушаньем, … а беседа смиреньем.
7 - Слово не воробей: … вылетит – не поймаешь.
8 - Красно поле пшеном, … а беседа умом.
9 - Слово молвит, … что рублём одарит.
10 - Язык мой - … враг мой: прежде ума глаголет.
Для 2-й команды.
1 - Лучше недоговорить, … чем переговорить.
2 - На грубое слово не сердись, … на ласковое не сдавайся.
3 - На чужой роток … не накинешь платок.
4 - Не пройми копьём, … пройми языком.
5 - Не спеши языком, … торопись делом.
6 - Не стыдно молчать, … коли нечего сказать.
7 - С умным разговориться, … что мёду напиться.
8 - Слово – серебро, … молчание – золото.
9 - Слову верь, … а дело проверь.
10 - Что написано пером, … не вырубишь топором.
VI. Конкурс. «Назови по порядку буквы русского алфавита по памяти». (3 балла.)
(«А, бэ, вэ, гэ, дэ, е, ё, жэ, зэ, и, и краткое, ка, эль, эм, эн, о, пэ, эр, эс, тэ, у, эф, ха, цэ, че, ша, ща, твёрдый знак, ы, мягкий знак, э оборотное, ю, я».)
VII. Конкурс «Ты – мне, я – тебе». (За ответ - 1 балл.)
Участники команд задают свои вопросы членам другой команды. (Домашняя заготовка.)
VIII. Конкурс «Гонка за лидером». (Время – 1 мин., за ответ – 1 балл.)
Для 1-й команды.
1) Какие звуки изучает фонетика? (Звуки речи)
2) Какого русского драматурга называли «Колумбом Замоскворечья»? (А.Н.Островского)
3) Антоним слова карлик? (Гигант)
4) Какой русский поэт утверждал: «Умом Россию не понять…»? (Ф.И.Тютчев)
5) Какими частями речи может являться слово мой? (Местоимение, глагол)
6) Для какого стиля речи характерна неофициальная обстановка? (Для разговорного стиля речи)
7) Чем заканчиваются день и ночь? ( Мягким знаком)
8) Какой роман А.С.Пушкин написал в стихах? («Евгений Онегин»)
9) С какой частью речи никогда не употребляется предлог? (С глаголом)
10) Как называется отступ вправо в начале первой строчки какой-либо части текста? (Абзац)
11) Окончание у наречия по-моему? (Нет)
12) У Чехова «Дама ….» с кем? («…с собачкой»)
13) Как пишется слово до свидания? (Раздельно)
14) Какой русский поэт «чувства добрые … лирой пробуждал»? (А.С.Пушкин)
15) Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
Для 2-й команды.
1) Окончание в слове дом? (Нулевое)
2) Настоящая фамилия Максима Горького? (Пешков)
3) Какого рода слово сирота? (Общего)
4) Автор романа «Отцы и дети»? (И.С.Тургенев)
5) Сколько звуков в слове моя? (4)
6) Какой русский поэт размышлял «у парадного подъезда»? (Н.А.Некрасов)
7) Сколько букв в русском алфавите? (33)
8) Строка, начинающаяся с абзацного отступа, называется … . (Красная)
9) Антоним слова жарко? (Холодно)
10) Лицейское прозвище А.С.Пушкина? (Егоза)
11) Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
12) Героями какого произведения русского писателя XIX века являются Обломов и Штольц? («Обломов»)
13) Какой русский поэт задался вопросом: «Кому на Руси жить хорошо»? (Н.А.Некрасов)
14) Кто «памятник воздвиг себе нерукотворный»? (А.С.Пушкин)
15) Какие 2 буквы не обозначают звуков? (Ь и Ъ)
- Подведение итогов. Награждение.
Литература
1. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 класс/С.И.Львова, И.П.Цыбулько, Ю.Н.Гостева; [под ред. С.И.Львовой]. – М.: Эксмо, 2007. – 496 с. – Пословицы о языке.
2. Русский язык в рисунках: Книга для учащихся. /В.М.Бурмако. - М.: Просвещение, 1991 г. – 96 с.: ил.– Рисунки-задания для игры.
Приложение 2.
СКАЗКА О СТАРУШКЕ
Старушка пошла продавать молоко,
Деревня отрынка была далеко.
Устала старушка и, кончив дела,
Усамой дороги вздремнуть при легла.
К старушке весёлый щенок по дошёл,
За юбку схватил и по рвал ейподол.
Погода была вэто время свежа.
Старушка проснулась, отстужи дрожа.
Проснулась старушка и стала искать
Домашние туфли, свечу и кровать.
Но, порванной юбки ощупав края,
Сказала: «Ах, батюшки! это не я!
Пойду-ка домой. Если я – это я,
Меня неукусит собака моя.
Она меня встретит визжа уворот,
А если не я – накуски разорвёт».
Во кно постучала старушка чуть свет.
За лаяла громко собака вответ.
Старушка присела, сама не своя,
И тихо сказала: «Ну, значит, не я».
Приложение 5.
Для 1-й команды
Доброе молчанье меньше слов.
Если говоришь, что думаешь, а беседа смиреньем.
Без языка лучше худого ворчанья.
Больше дела, враг мой: прежде ума глаголет.
Доброе слово вылетит – не поймаешь.
Красна речь слушаньем, что рублём одарит.
Слово не воробей: так думай, что говоришь.
Красно поле пшеном, а беседа умом.
Слово молвит, и колокол нем.
Язык мой - и кошке приятно.
Для 2-й команды
Лучше недоговорить, не накинешь платок.
На грубое слово не сердись, торопись делом.
На чужой роток чем переговорить.
Не пройми копьём, коли нечего сказать.
Не спеши языком, не вырубишь топором.
Не стыдно молчать, что мёду напиться.
С умным разговориться, пройми языком.
Слово – серебро, молчание – золото.
Слову верь, а дело проверь.
Что написано пером, на ласковое не сдавайся.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.