Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2014 » Январь » 11

Этапы реализации праксиологического принципа

Золотых Л.А.
ГАОУ СПО НСО «Татарский политехнический техникум» г. Татарск
Этапы реализации праксиологического принципа
Внедрение ФГОС СПО предполагает формирование ОПОП (Основная профессиональная образовательная программа) по специальности. При разработке ОПОП на основе ФГОС учитываются системность, целостность, идёт ориентация на единый интегрированный результат-качество подготовки выпускника по основным видам деятельности, формирование общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций в соответствии с квалификацией.
Интеграция предметных знаний из общенаучной дисциплины вокруг общепрофессиональных и специальных дисциплины «работает» на единый результат обучения и возможна благодаря реализации праксиологического принципа. Необходимость использования праксиологического принципа вижу ещё и потому, что в профессиональном образовании наряду с образовательными, воспитательными и развивающими целями обучения, всегда присутствуют и практические цели обучения, которые и определяют профиль, содержание и качество подготовки будущего специалиста. Праксиологический принцип позволяет реализовать практические цели при обучении математики с одной стороны, с другой стороны , способствует тому, чтобы математические знания служили опорой для осознанного усвоения общепрофессиональных и специальных дисциплин, а значит для качественного овладения выбранной профессией.
В педагогической литературе профессор П.И.Самойленко даёт следующее толкование праксиологического принципа: в узком смысле принцип требует выявления наиболее значимых фактов, явлений, законов, теоретических зависимостей (закономерностей) из фундаментальных наук, знание которых необходимо для осознанного усвоения последующих дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов. [1]
Для реализации праксиологического принципа, свою педагогическою деятельность выстраиваю по алгоритму:
1. Провожу анализ требований ФГОС по профессии, программ по предметам общепрофессионального и профессионального циклов, программы по математике, определяю требования к личности будущего специалиста.
2. Устанавливаю внутри и междисциплинарных связей. Выявляю перечень вопросов по математике, обеспечивающих выполнение праксиологического принципа, т.е. тот оптимально необходимый минимум знаний и умений из общеобразовательной дисциплины, который позволит будущему специалисту сознательно усваивать общепрофессиональные, профессиональные дисциплины.
3. Проектирую содержания учебной дисциплины ,определяю минимальный объема времени, необходимый для изучения дисциплины, формы и методы контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины, условия реализации программы дисциплины.
Продуктом такой работы является рабочая программа учебной дисциплины
«Математика»
Выбор учебников провожу в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и рекомендаций указанных в примерной программе учебной дисциплины «Математика» для специальностей среднего профессионального образования.
Важным шагом своей деятельности считаю этап диагностики. Результаты диагностики использую для отбора содержания, способов и средств обучения, индивидуализации и дифференциации обучения. На основе материалов диагностических исследований группы уделяю особое внимание мотивации учебной деятельности: 1) на первом курсе проходит вводное занятие о целях и задачах изучения математики в учреждениях среднего профессионального образования, о роли математики в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности по избранной специальности;
2) на каждом уроке стремлюсь каждое новое понятие или положение, по возможности, первоначально показывать в примерах использования его в специальности. Такие примеры призваны, во-первых, убедить обучаемых в необходимости и практической полезности изучения нового теоретического материала; во-вторых, показать учащимся, что математические абстракции возникают на практике, из задач, поставленных реальной действительностью. Это, к тому же, один из возможных путей усиления мировоззренческой направленности обучения математике, что способствует формированию ценностно-смысловой компетенции. Например, в учении о функциональной зависимости для учащихся строительных специальностей профессионально-значимыми являются: знание понятия функции, умение находить область определения функции, знание свойств элементарных функций и умение их использовать при решении задач. В качестве примеров предлагаются графики, отражающие реально существующие зависимости: 1)интенсивности труда рабочего- штукатура в течение смены; 2) истираемости образца; 3) основных потерь тепла через окна; 4) деформации различных материалов; 5) соотношения компонентов раствора от заданной толщины штукатурки; 6) между массой и объёмом; 7) нахождения процента от числа используются номограммы («считающий» чертёж) и т.д. В результате проводимой работы по формированию положительной мотивации учебной деятельности можно отметить, что уровень положительной мотивации повысился. Для формирования у обучаемых потребности к познанию и умение эту потребность удовлетворить самостоятельно, предоставляю право выбора содержания материала и способов его проработки. Обучающий материал учебников соседствует с материалом по математике профессиональной направленности. Работа с таким материалом способствует формированию у учащихся умения находить в профессиональной ситуации существенные признаки математического понятия, подводить объект под понятие, использовать понятие в новых условиях. Дидактический материал с профессиональной направленностью структурирую и представляю в дифференцированном виде:
-материалы, рассчитанные на репродуктивную деятельность;
-материалы, направленные на самостоятельное решение проблемных ситуаций, поиск новых знаний.
Планируя способы включения студентов в урок, продумываю эффективное использование средств обучения профессиональной направленности: профессиональный инструмент и их макеты, модели архитектурных элементов, образцы материалов, строительные чертежи и планы, картины, карточки, материалы видеотеки, ЭОР и т.д.
Важную роль в формировании будущего специалиста играет внеклассная работа. Провожу при поддержке учащихся профессионально направленные конференции ( «Математические закономерности в строительстве»), вечера («Математике каждому нужно учиться, она в работе тебе пригодиться»), интеллектуальные игры с участием преподавателей спецдисциплин, выставки (например, «Строительные материалы и математика»), Для диагностики успешности обучения в системе практикую следующие форы контроля: контрольная работа, практическое занятие, лабораторная работа. Использую виды контроля: входной, тематический, фронтальный, срезовый, итоговый. Методы контроля: тестовый контроль, устная проверка, графические диктанты, взаимоконтроль, самоконтроль, наблюдение за деятельностью обучающихся, интерпретация результатов наблюдений, экспертная оценка по результатом наблюдений за деятельностью обучающихся.Кроме имеющихся КИМов использую собственные разработки задач профессиональной направленности, лабораторные работы профессиональной направленности.
Работая по данной теме четыре года, прихожу к выводу, что внедрение в процесс обучения праксиологического принципа, способствует формированию комплексных знаний и умений, позволяющих обучаемым качественно овладеть выбранной специальностью, быть конкурентоспособным на рынке труда.
Литература
1.Самойленко П.И. Праксиологический принцип: его сущность и назначение // Специалист. -1997. - № 7. - С. 35-37.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar