Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани России и СНГ
Назад » » » 2014 » Январь » 27

Повышение качества подготовки специалистов дорожной отрасли в современных условиях

ДОКЛАД
Председателя цикловой комиссии специальных дисциплин 270831 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» Матвеевой Т.А.
На тему: «Повышение качества подготовки специалистов
дорожной отрасли в современных условиях»

На современном этапе развития нашего общества к подготовке специалистов любой отрасли предъявляются повышенные требования, что вызвано необ-ходимостью обеспечения рынка конкурентоспособными кадрами, поэтому преподаватели цикловой комиссии специальности 270831 направляют свои усилия на то, чтобы наши студенты в будущем стали специалистами широкого профиля.

Для достижения этой цели ведётся работа по следующим направлениям:
• Повышение качества теоретического обучения
• Активизация познавательной деятельности студентов
• Совершенствование практической подготовки студентов
• Организация их самостоятельной работы
• Организация индивидуальной работы, как со слабыми, так и со спо-собными студентами.

В начале своего доклада хотелось бы перечислить причины низкой успевае-мости студентов нашего техникума, почему некоторые из них плохо учатся.

Причинами низкой успеваемости студентов являются:
• Низкая школьная подготовка
• Непонимание изучаемого материала в техникуме
• Неготовность к выполнению требований преподавателей
• Усталость на занятиях
• Неуверенность в своих силах
• Плохая память и отсутствие внимания
• Пропуски уроков
• Отсутствие у студентов желания учиться

Поэтому, перед преподавателями стоит задача - заинтересовать студента, сделать так, чтобы у него горели глаза, когда он занимается любимым делом. Но удерживать интерес молодежи на одном участке знаний весьма сложно, поэтому преподаватели постоянно совершенствуются и внедряют новые ме-тодики в той или иной области. Преподаватели дорожно-строительного отде-ления стараются сделать образование максимально качественным и доступным для понимания и используют для этого все возможные механизмы.

Для повышения качества подготовки специалистов дорожно-строительного отделения преподаватели при преподавании своего предмета используют рейтинговую систему контроля знаний, при этом учитывается соблюдение студентами учебной дисциплины. Каждый преподаватель на первом уроке доводит до сведения студентам, какие требования к ним будут предъявляться, чтобы они в конце семестра были допущены к зачёту или экзамену.

Также на стимулирование студента может влиять его познавательная актив-ность. Преподаватель может поощрить студента и поставить ему оценку, если студент активен во время опросов, хорошо знает изучаемый предмет, имеет свою точку зрения по обсуждаемому материалу, оказывает помощь в создании таблиц, схем, раздаточного материала, выступает на конференциях, оказывает помощь при работе в кабинете…

На повышение качества подготовки студентов влияет и то, как преподаватель сумеет заинтересовать студентов своим предметом. Это можно сделать через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке или дома (в настоящее время многие студенты имеют компьютер и Интернет- мо-гут помочь найти ответ на поставленный вопрос или новую тему и сделают это с удовольствием, что тоже повлияет на его качество повышения знаний), а также через создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, включение игровых моментов.

Важную роль в развитии активности студентов играет проблемное обучение, решение задач, деловые игры. В проблемном обучении студенты ставятся в позицию практики, т.е. в позицию людей, которые решают теоретические и практические проблемы. Стало быть, проблемный подход к обучению ис-пользуется лишь в случае, если изучаемая тема или вопрос носят проблемный характер. Началом проблемного обучения является создание проблемной ситуации. При введении студентов в эту ситуацию перед ними, как правило, ставятся вопросы: А вы как думаете? Почему? При каких условиях? Решение проблемной ситуации происходит в виде поиска ответов на поставленные вопросы. Проблемное обучение способствует более глубокому усвоению студентами учебного материала, воспитанию заинтересованного отношения к учёбе, развитию познавательной активности, мыслительных и эмоциональных способностей.

Обучение студентов требует немалых волевых усилий, трудолюбия, поэтому для побуждения и развития познавательной активности недостаточно вызова интересов студентов. Нужна также требовательность, идущая от учебного за-ведения. Эти требования осуществляются преподавателями главным образом с помощью контроля и оценки хода и результатов обучения. Постоянные и систематические требования, вместе с актуализацией интересов и целей сту-дентов, способствуют поддержанию и развитию познавательной активности студентов, воспитывают ответственность, укрепляют и развивают способности, повышают качество подготовки.

В поддержании и развитии интереса к своему предмету огромную роль играет личность преподавателя. Знание своего предмета, мастерство преподавания, умение доступно объяснять, увлечённость своим делом, человеческое обаяние, добросовестность, контакт со студентами, вера в их силы – это залог того, что студенты будут ходить на уроки, и не будут пропускать занятия.

Во время учёбы в техникуме, качество обучения складывается из нескольких этапов:
• Входной контроль, проводится в сентябре с целью проверки базовых знаний и умений по предметам школьной программы на основании контрольных работ
• Текущий контроль за студентами проводится по итогам месяца по изучаемым дисциплинам. Данные по успеваемости и посещаемости студента заносятся в текущую ведомость успеваемости
• Рубежный контроль проводится в конце семестра. Это обязательные контрольные работы или по некоторым предметам разработаны ва-рианты тестовых заданий, сдача экзамена
• Заключительный этап – это итоговый контроль, который проводится на 4х курсах в форме междисциплинарного экзамена.

Если сравнить успеваемость за все годы обучения, то оказывается, что к концу обучения успеваемость и качество знаний студентов возрастает. Показатели качества знаний на старших курсах по общепрофессиональным и специальным дисциплинам выше, чем по предметам, изучаемым на первом курсе.

Мотивация студентов на первом курсе направлена на то, чтобы «удержаться» в техникуме. На старших курсах мотивация направлена на то, чтобы овладеть дисциплинами, которые понадобятся им в будущей профессиональной дея-тельности.

Для повышения качества подготовки студентов, преподавателями много внимания уделяется привитию навыков самостоятельной работы студентов. Это, работа с учебной, технический и любой дополнительной литературой. Студенты учатся конспектировать, осваивать справочную литературу. Это проверка приобретённых умений и навык. Студенты готовят рефераты, до-клады. Как элемент проблемно-поискового обучения студенты составляют кроссворды по многим специальным предметам. Кроссворды помогают лучше усвоить и запомнить некоторые понятия, термины, названия.

Большую роль в повышении качества подготовки специалистов играют прак-тические занятия.

Практические и лабораторные занятия связаны с решением различных кон-кретных задач расчетного или экспериментального характера. Курсовые про-екты и дипломные работы, отличаясь в основном лишь объемом выполняемых заданий, имеют определяющее значение в формировании навыков будущих специалистов дорожной отрасли. Чтобы студент мог лучше и качественнее выполнить курсовой проект, преподаватели принимают его поэтапно, тщательно проверяя каждую часть работы.

Для повышения качества подготовки студентов, студенты принимают активное участие в выпуске газет, в неделе цикловой комиссии специальности 270831.

При этом студенты учатся:
• Ясно видеть цели и задачи предстоящей работы
• Находить главное и второстепенное в изучаемом материале, выде-лять и усваивать главное
• Подтверждать теоретические знания практическими примерами
• Всесторонне анализировать проблему, творчески подходить к её решению, не ждать готовых решений
• Делать самостоятельно выводы и самому подводить итоги.

Для повышения качества подготовки студентов преподавателями дорожно-строительного отделения проводятся факультативные занятия, конференции, индивидуальная работа со студентами.

Одной из наиболее сложных, но эффективных форм повышения качества подготовки студентов является выполняют рефератов по предмету. Рефераты, написанные на основе нескольких источников, по праву можно назвать научными трудами и рассматривать как научно-исследовательскую работу студентов.

Факультативные занятия играют важную роль в усвоении студентами доста-точно-широкого круга знаний, формирование и закреплении у них углублен-ных интересов по предмету.

Индивидуальная работа со студентами проводится преподавателями для вы-явления творческих способностей студентов и их развитие, способствует профессиональной ориентации и самореализации.

Для отработки практических навыков организовано прохождение практики по получению первичных профессиональных навыков студенты строительной специальности проходят практику в дорожных организациях. Производ-ственная практика предусматривает прохождение и закрепление полученных теоретических знаний непосредственно на предприятии, где студенты, которым через некоторое время предстоит влиться в трудовые коллективы дорожных организаций, не просто знакомятся с технологическим процессом, а работают на конкретных рабочих местах, познавая эти процессы изнутри.

Прослушав курс специальных дисциплин, студент закрепляет свои знания в действующих организациях во время практики по специальности. Это ответ-ственный момент в обручении. Поскольку, придя на производство, студент сталкивается с реальными видами работ в реальной организации. Более под-готовленные в теоретическом плане студенты легче адаптируются к произ-водству. Происходит слияние теории и практики.

Иногда, придя на преддипломную практику, студенты собирают материал для дипломного проекта, выполняют и защищают его - это тоже повышает качество его подготовки. Опыт показывает, что те из студентов, кто в должной мере занимался всеми видами практик, легче входят в рабочий ритм про-изводства, как специалист.

Хотелось бы закончить свой доклад тем, что каждый преподаватель, чтобы повысить качество подготовки студентов, должен знать своих студентов, чётко представлять, как подобрать «ключи» к каждому из них, изучить их индивидуальные особенности, наклонности, характер, интересы, стремления.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar