- 23.04.2014
- 9604 Просмотра
- Обсудить
ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ НА ОБЩЕСТВО
Виговская М.Е. , к.п.н.,
Западный Филиал РАНХиГС
В течение всей своей жизни мы, постоянно контактируя с другими людьми, тратим много усилий и времени в своём стремлении произвести на них благоприятное впечатление, и, следовательно, являемся практикующими рекламистами, презентуя как самих себя, так и своих близких. С точки зрения психологии рекламы, демонстративное поведение людей по сути своей ничем не отличается от деятельности крупных организаций или фирм, которые тратят огромные деньги на рекламу своих названий, товаров и услуг. Посредством рекламы компании пытаются выделить свой товар среди аналогичных, пользуясь его уникальными, отличительными чертами от других товаров для предоставления его в лучшем свете искушенной публике. Такую же ситуацию можно наблюдать при общении людей друг с другом, когда в попытках создания положительного образа они преувеличивают свои достоинства и возможности, стараются «не быть как все», при этом стремясь соответствовать уровню тех, кого считают выше себя по положению в обществе.
Одной из актуальных проблем на сегодняшний момент является влияние современной рекламы на формирование духовных ценностей личности и общества в стремительно развивающемся мире.
Реклама во всех своих проявлениях с некоторого времени прочно вошла в нашу жизнь. Учитывая тот факт, что человек по природе своей существо любопытное, можно смело утверждать, что деятельность производителей рекламы не останется без внимания. Мировоззрение каждого человека состоит из стереотипов и установок, которым он следует в жизни. Реклама может в какой-то степени повлиять на эти стереотипы и установки и тем самым изменить взгляд людей на окружающий мир. Она показывает на уже готовые формы поведения в той или иной ситуации, незаметно подталкивает нас к принятию решений, определяет, что есть хорошо, а что плохо.
Говоря о воспитательной функции рекламы, нельзя не отметить весьма шаткое положение рекламы социального характера у нас в России, т.е. рекламы некоммерческого плана, относящейся к сфере общественных интересов (защита окружающей среды, борьба с вредными привычками, защита детей, помощь инвалидам). В исследовании, посвященном оценке эффективности социальной рекламы, приняли участие около 1500 российских интернет-пользователей, представляющих активную (месячную) аудиторию. По мнению каждого второго (51%) участника он-лайн-опроса социальная реклама необходима россиянам, так как она призывает задуматься над актуальными социальными проблемами. Почти все (93%) представители этой группы респондентов выступают за увеличение объемов социальной рекламы в России. С другой стороны, 43% опрошенных полагают, что в настоящее время влияние социальной рекламы на российское общество невелико и допускают ее существование лишь теоретически. И еще около 5% российских интернет-пользователей уверены в том, что на социальную рекламу никто не обращает никакого внимания, следовательно, в ней нет необходимости.
Далее рассмотрим несколько вариантов применения такого рода рекламы.
Думается, вы не раз, прогуливаясь по улицам нашего города сталкивались с огромными плакатами с надписью «Сделаем наш город чистым». Таких щитов по всей Калининградской области можно найти довольно много. Следовательно, можно сделать вывод о том, что средств на данный вид рекламы было потрачено немало, а вот есть ли эффективность от данной формы пропаганды соблюдения чистоты в городе? Возможно, больший результат с меньшими затратами был бы достигнут с помощью установки определённого количества мусорных баков по городу. В качестве примера формирования негативного отношения людей можно привести в пример недавно появившейся в Москве социальной рекламы против курения - с потушенной о спину младенца сигаретой. Реакция людей на такое своеобразное видение однозначно была отрицательная. Многие, увидев эту рекламу просто не могли выбросить из головы образ ребёнка, о которого тушат сигарету. рекламщики же данной рекламой хотели сказать, что курении в присутствии ребёнка гораздо опаснее, чем тушение о него сигареты. Поставленной цели данная реклама достигнуть явно не сможет в силу того, что люди просто-напросто не понимают смысла такого хода. Данная реклама в первую очередь вызывала у людей чувство отвращения и мысли о пытках. Положительным примером социально-эффективной рекламы может являться реклама, связанная с налоговой системой. По телевидению крутят рекламные ролик о том, что, заплатив налоги, ты помогаешь другим сохранить природу, защитить детей, обеспечить инвалидов и пожилых людей необходимыми продуктами и лекарствами. Это правильная реклама, нацеленная на поддержание в человеке высоких моральных принципов, в числе которых находится и гражданская ответственность и стремление помочь ближнему. Даже если оказываете помощь не напрямую, а косвенно, вы всё равно помогаете людям. Социальная реклама должна воспитывать в личности подлинный гуманизм, сострадание и ответственность. Важность возложенных на нее функций нельзя переоценить. Ведь они помогают не только бороться с негативными явлениями в обществе, но и проводить профилактику данных явлений, являясь в данном случае уникальным инструментом гражданского общества. В будущем, с развитием демократии и правого сознания граждан социальная реклама может стать мощным инструментом гражданского общества.
Если рассматривать ситуацию с рекламой коммерческого плана, то тут ситуация схожая, разве что её основной целью является получение прибыли, а не достижение социального эффекта. У некоторых это получается, а у некоторых нет. Вспомнить хотя бы рекламу, связанную с ипотекой, одного из банков, размещённых на территории Калининградской области. Разумеется, в тексте говорилось о выгодных условиях, которые предоставляются банком на оформление ипотечного кредита, но особый интерес в данном случае вызвало визуальное сопровождение плаката. На нём была изображена Баба-Яга, весьма противоречивый сказочный персонаж, которая протягивала на подпись Иванушке договор, связанный с оформлением ипотеки. И вот тут внимание, какая ассоциация должна возникать у людей, видящих такую картину, с учётом того, что Баба-Яга очень часто обманывала главных героев? Ответ напрашивается сам собой. Примером удачной рекламы можно назвать аудиоролик на одной из известных радиостанций, повествующий о замене машинного масла. В звуковом сопровождении говорилось о том, что при использовании плохого машинного масла, в воздух впоследствии выбрасываются вредные вещества, что негативно влияет на здоровье йоркширских терьеров. Особое внимание следует уделить последней фразе «Спаси йорка, смени масло». В данном случае в рекламе и продукт продвигают, и животных спасают, и природу сохраняют. Таким образом, у потребителя поднимается настроение и, придя в очередной раз в магазин за покупкой машинного масла, он уже подсознательно будет ориентирован на покупку масла именно данной фирмы, а никакой другой, так как покупая это масло, он будет думать, что помогает поддержать стабильную экологическую обстановку в нашей стране.
Подводя итоги, можно сделать следующий вывод, что реклама взывает не к разуму, а к чувству, она ловко манипулирует нашим подсознанием. Однако реклама подействует правильно только тогда, когда она хорошо продуманна и качественно выполнена. В противном случае, эффект будет отрицательным и губительным как для компании, так и для потребителя. Хотим мы того, или нет, но реклама не только подаёт нам идеи поведения в той или иной ситуации, но и в значительной степени определяет мораль общества и его настрой.