- 02.06.2014
- 8697 Просмотров
- Обсудить
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Вышневолоцкий колледж»
Методическая разработка открытого урока
АВТОР: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ БОЙКОВА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА
Вышний Волочёк
2014
Содержание
Введение. Урок по новым стандартам 2
Основная часть. План-конспект открытого урока литературы по теме: «Мысль народная» в романе Л.Толстого «Война и мир» 6
Технологическая карта с методической структурой урока. 10
Заключение. 14
Литература. 15
Приложение 1. Инструкционно-технологическая карта практического занятия по литературе (для студентов) 16
Приложение 2. Раздаточный материал для студентов
(У солдатского костра. – Том 3, Ч.3, гл.8) 18
Введение. Урок по новым стандартам.
Цель методической разработки: отражение вопросов организации и методики учебного занятия, использования современных педагогических технологий в преподавании дисциплины «Литература».
Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и обучающегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки студентов по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Урок по новым стандартам.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения. Перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования
поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие обучающегося как субъекта познавательной деятельности.
Система образования и требования к его содержанию эволюционируют вместе с развитием общества. Внедрение образовательных стандартов третьего поколения, подразумевающих компетентностный подход, является объективной необходимостью, обусловленной переходом от постиндустриального общества к обществу инновационному, основанному на знаниях и умениях использования современных технологий. Суть компетентностного подхода заключается в том, чтобы специалист «на выходе» не только соответствовал определенным рыночным ожиданиям, но и мог быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и демонстрировать высокую эффективность в профессиональной деятельности.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Он должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Теперь преподаватель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности обучающихся. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность обучающегося. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п.
Деятельностный метод обучения и практические занятия по литературе
В программе по литературе реализуется деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, связанными с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, а также практическое их использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых высказываний, исследовательских и творческих работ, в различных сферах коммуникации и ситуациях общения.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД).
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Согласно теории В. В. Давыдова, сформулированной в работе «Теория развивающего обучения», деятельность имеет преобразовательный, целенаправленный и культурно-исторический характер. Она неразрывно связана с общением и имеет коллективную форму реализации. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (Результат - Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности обучающихся.
Поэтому, особое место в курсе литературы отводится урокам-практикумам, посвящённым освоению и закреплению наиболее важных читательских умений: анализа и интерпретации художественного текста, построения самостоятельных устных и письменных высказываний, работы со справочной и критической литературой, применения полученных знаний и умений в различных сферах деятельности и ситуациях общения.
Литература – один из видов искусства, отличительной особенностью которого является создание художественных образцов при помощи слова, или «искусство слова». Задача словесника – научить студентов читать художественную книгу, научить ценить и понимать литературу как искусство слова.
Практические занятия по литературе предусмотрены по всем разделам курса, предполагают работу по биографии писателей, анализ прозы, драматургии, лирики, небольших и внушительных по объёму произведений. Материалы и содержание практических занятий предназначены не для заучивания. Задания, которые предлагаются здесь, обращены непосредственно к текстам произведений. Первое и обязательное условие их выполнения – предварительное самостоятельное прочтение изучаемого произведения. Выстраивая систему практических занятий по литературе, преподаватель осознаёт значимость этих уроков: анализируя текст художественного произведения, вникая в авторский замысел, студент приобщается к искусству слова, воспринимает литературу как учебник жизни.
Проблематика великого произведения многогранна, разом её не охватишь. Чтобы не ограничиваться общими фразами, а вводить читателя в конкретность жизни, педагогу приходится сосредоточиваться на отдельных эпизодах книги, выделять одну или несколько ситуаций, наиболее значимых и доступных обучающимся. Вместе с ситуациями определяется нравственный аспект их рассмотрения, актуальный для читательской аудитории в данное время. Такими аспектами могут быть дилеммы: добро и зло, правда и ложь, гуманность и бесчеловечность, искушение и его преодоление, верность и предательство, милосердие и жестокость и многие другие. Тот или иной аспект заранее определяется. Он и кладётся в основу вопросов для обсуждения, придаёт разговору глубину и значимость, обусловливает эмоциональное восприятие текста.
Всё перечисленное можно назвать жизненной моделью чтения, максимально приближенной к потребностям растущего человека, к сегодняшним задачам духовно-нравственного воспитания и отвечающей образной природе искусства слова.
Уроки по системе Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.
Планируя практические занятия по «объёмным» произведениям, использую методику Е.Ильина, который разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения и систему организации занятий по этому предмету. Е.Н.Ильин предложил формулу «языка» современного урока литературы: «об искусстве — языком искусства», проанализировал возможности художественной детали, которая нередко используется им для «запуска» механизма общения. Его методика позволяет индивидуализировать освоение учащимися программного материала, повышать их активность в учебном процессе. Система Ильина стала одной из составляющих педагогики сотрудничества.
«Гуманизация знаний через их отбор по принципу болевой точки и острой формулировки радикально перестраивает урок литературы», - считает Ильин и называет формулировки тем: «Что открывается с высоты яснополянского холмика?» (О жизни и исканиях Л.Толстого); «Что грузить на подводы? или Как среди «людей» остаться человеком?»; «У солдатского костра».
В методике Е.Ильина заслуживает внимания принцип гуманизации знаний: «Создать такую структуру урока, где не просто учатся, но и общаются и тем самым увеличивают желание учиться». Принцип гуманизации знаний – это «кусковой», «выборочный», «страничный» подход к книге. Но при этом не разрушается целое, наоборот, оно высвечивается, актуализируется.
«Судьбоносная страничка» требует обжигающей формулировки. Урок – по Ильину я называю так: «У солдатского костра».
План-конспект урока
Ф.И.О. Бойкова Наталья Михайловна
Предмет: Литература
Группа 17, специальность 040401 «Социальная работа»
Тип урока: урок-исследование
Вид занятия – практическое.
Технологии обучения:
1) системно-деятельностный подход к обучению;
2) авторская школа Е.Ильина (принцип гуманизации знаний, выдвижение на первый план судьбоносных страничек).
Метод обучения – метод коллективной познавательной деятельности.
Приёмы работы: комментированное чтение эпизода текста, эвристическая беседа, поисковая работа в парах, слово учителя, работа с опорными понятиями.
Формы организации учебного процесса: фронтальная, парная, индивидуальная.
Литература:1. Л.Н.Толстой Война и мир. Том третий. – М.; «Просвещение», 1981.
2. Литература. Учебник. Под редакцией Г.А. Обернихиной. – М., Издательский центр «Академия», 2008, стр. 290 – 330.
3. Громова-Опульская Л.Д. Национальное, народное и всемирное в книге «Война и мир». – Литература в школе, 2003, № 3, стр. 8 – 12.
4. Лисовская В.В. Отечественная война 1812 года в романе «Война и мир». – Литература в школе, 2003, № 3, стр. 26 – 29.
Тема «Мысль народная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». (Бородинская битва в изображении Л.Толстого).
Цель Воспитание в обучающихся активной жизненной позиции, гражданского долга и патриотизма на примере народного подвига в Отечественной войне 1812г.; создание условий для успешной деятельности каждого обучающегося.
Задачи
Образовательные: 1) проанализировать сцены Бородинской битвы с участием Пьера Безухова и эпизод «Пьер у солдатского костра», используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь), чтобы раскрыть замысел автора о прославлении подвига народа в Отечественной войне 1812 года; 2) раскрыть конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изучаемого литературного произведения.
Развивающие: анализировать эпизод (сцену) изучаемого произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; формировать навыки выявления единства художественного содержания и формы; формулировать вывод по изученному материалу.
Воспитательные: развивать активную жизненную позицию и высокие нравственные качества обучающихся: патриотизм и гражданский долг; содействовать формированию собственной точки зрения обучающихся по отношению к такому понятию как «выбор цели и смысла жизни».
УУД
Личностные УУД: самоопределение, формирование ценностных ориентиров, решение нравственных проблем; создание способов решения проблем
Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи; внесение необходимых корректив в действие; принятие и сохранение учебной задачи, внесение необходимых корректив; выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: ориентировка на позицию партнера; формулирование собственного мнения; контроль действий партнера; умение сосредоточиться на индивидуальной работе; адекватное восприятие оценки.
Познавательные УУД: построение речевого высказывания; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственных связей; поиск разнообразных способов решения поставленной задачи; структурирование знаний.
Планируемые
результаты Предметные:
• Знать: как относится Л.Толстой к событиям 1812 года, как в сценах Бородинского сражения выражена патриотическая, героическая и гуманистическая идея романа.
• Уметь: комментировать поведение солдат и Пьера в сценах Бородинской битвы.
Личностные: любить свою родину, гордиться её славной историей; понимать, что единение людей, подчинённых высокой цели, составляет их духовную силу.
Метапредметные: самостоятельно анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, уметь выделять главное, отстаивать свою точку зрения, опираясь на текст, делать выводы
Основные понятия Замысел романа, авторская позиция, композиция, истинный патриотизм, единение людей, духовная сила, гуманизм в литературе.
Межпредметные связи Русский язык (семантика слова), История (Отечественная война 1812 года).
Ресурсы:
- основные;
- дополнительные Инструкционно-технологическая карта урока (ИТК), раздаточный материал по тексту романа Л.Толстого «Война и мир»; портрет Л.Н.Толстого, иллюстрации к роману, плакат-схема «Война 1812 г. в романе Л.Толстого», фрагменты кинофильма С. Бондарчука «Война и мир».
Форма организации учебной деятельности обучающихся Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная
Гигиенические требования
Температурный режим в кабинете, проветривание; чередование видов деятельности, динамические паузы.
Технологическая карта с методической структурой урока
Этап урока Время (мин.) Содержание учебного материала Методы и приёмы работы ФОУДО Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
Организационный 1 Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу Слово учителя Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Личностные – самоопределение
Актуализация знаний. Постановка темы и цели урока 4 «Война и мир» Л.Толстого – это «великое произведение великого писателя и это подлинная Россия» (И.Тургенев)
Роман-эпопея о борьбе народа за независимость родины. «В романе «Война и мир» я любил мысль народную вследствие войны 1812 года» (Л.Толстой) Беседа по пройденному материалу (содержание и замысел романа; начало войны 1812 года на страницах романа Л.Толстого).
Чтение вслух и анализ информации, содержащейся в ИТК и на плакате-схеме. Ф Акцентирует внимание на содержание ИТК в разделе «Для справки»; проводит диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятия «замысел романа», «авторская позиция», «любимые герои»; формулирует задачи урока Слушают учителя, читают вслух цитаты из книг учёных-литературоведов, знакомятся со схемой «Война 1812 г. в романе Л.Толстого». Отвечают на вопросы учителя. Регулятивные – принятие и сохранение учебной задачи
Коммуникативные – ориентировка на позицию партнера
Личностные – самоопределение
Познавательные - построение речевого высказывания
Освоение нового материала
8 Пьер Безухов накануне сражения
(Т.3, ч. 2, гл. 20) «Дух армии и народа». Пьер понял торжественность и значительность предстоящего сражения. «Сражение выиграет тот, кто твёрдо решил его выиграть… Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение» Словесный метод. Наблюдение
(просмотр фрагмента кинофильма).
Работа с текстом. Выделение «ключевых слов».
П Акцентирует внимание перед просмотром фильма, организует работу в парах по выявлению авторской позиции: «мысль народная» - это мысль о единении всех, кому дорога Россия. Работают в парах. Комментируют текст. Познавательные – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственных связей.
Регулятивные – внесение необходимых корректив в действие.
Коммуникативные – формулирование собственного мнения.
Углубление первоначальных представлений по теме урока
8 Пьер в «семейном кружке» на батарее Раевского (Т.3, ч.2, гл. 30, 31, 32). «Скрытая теплота» патриотизма. Истинный героизм рядовых участников битвы.
«Война – противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».
«Бородино есть слава русского войска». Бородино – центр романа, его кульминация.
Наблюдение (просмотр фрагмента кинофильма).
Пересказ эпизода. Рассуждение.
Работа с текстом. П
Ф Проводит «минутку» эмоциональной разгрузки. Выявляет впечатление от просмотра эпизода кинофильма.
Организует обсуждение вопросов ИТК.
Даёт образец рассуждения и вывод о гуманизме Толстого, изображающего войну «в крови, страданиях, смерти». Раскрывают значение «ключевых» слов эпизода: «скрытый, разгорающийся огонь», «семейный кружок», «мир».
Слушают отрывок из стих. М.Лермонтова «Бородино».
Делают вывод об идейно-композиционной роли сцен Бородинского сражения. Коммуникативные – формулирование собственного мнения, построение монологического высказывания.
Познавательные - поиск разнообразных способов решения поставленной задачи
Регулятивные – принятие и сохранение учебной задачи, внесение необходимых корректив.
Личностные – формирование ценностных ориентиров, решение нравственных проблем
Закрепление полученных знаний 14 Пьер после сражения Т.3, ч.3, гл. 8).
«У солдатского костра» Пьер ещё раз убедился в высоких моральных качествах русских солдат. Здесь он делает свой первый шаг к декабризму. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Комментированное чтение текста. Выделение ключевых слов и опорных понятий. И
Ф Следит за развитием мысли. Уточняет формулировки. Побуждает к высказыванию своего мнения. По очереди читают вслух и комментируют текст. Записывают на доске и в тетрадях опорные понятия Коммуникативные - контроль действий партнера;
Познавательные – структурирование знаний;
Регулятивные - выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
Личностные - создание способов решения проблем
Самопроверка
7
1. Русский народ одержал победу нравственную, т.к. «на французов в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника».
2. У солдатского костра Пьер понял великую и простую правду о необходимости жить «миром». По мысли Толстого, достоинство отдельной личности определяется мерой её сопричастности к всенародному испытанию.
Выполнение контрольного задания
И
Заслушивает ответы обучающихся, корректирует формулировки
Формулируют ответы на контрольные вопросы.
Коммуникативные – умение сосредоточиться на индивидуальной работе.
Познавательные - установление причинно-следственных связей, построение речевого высказывания
Личностные – освоение основных нравственных норм.
Регулятивные – планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
3 Современное звучание романа Л.Толстого Рефлексия И
Ф Отмечает степень вовлечённости обучающихся в работу на уроке.
Благодарит за урок Делятся впечатлениями от урока. Личностные - самооценка
Коммуникативные - адекватное восприятие оценки
Заключение.
Проблемы изучения литературы отчасти заложены в самом предмете, ибо его содержание – это, в первую очередь, произведения русской классической литературы, не всегда органично вписывающиеся в картину стремительно меняющегося, прагматичного мира и ему во многом противоречащие. Между тем чтение вершинных произведений русской классики справедливо осознаётся как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях.
При подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС преподавателю следует учитывать и рассмотреть этапы конструирования урока: определение темы учебного материала; тип дидактической цели темы; определение типа урока; продумывание структуры урока; обеспеченность урока; отбор содержания учебного материала; выбор методов обучения; выбор форм организации педагогической деятельности; рефлексия урока.
Курс литературы в колледже, как и все другие учебные предметы, содействует решению комплекса воспитательных задач: становлению гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота своего Отечества.
Обязательные практические занятия в системе уроков литературы помогут педагогу решить важные задачи:
- развить у обучающихся умения анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
- воспитать читателя, умеющего мыслить и воспринимать прекрасное.
Литература
1. Федеральный закон № 273 от 29. 12. 2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
3. Ильин Е. Н. Герой нашего урока. М., 1991
4. Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., 1988.
5. Левидов В.А. Художественная классика как средство духовного возрождения». СПб.: Петрополис, 1996.
6. Русская литература XIX века. 10 класс. Практикум. Под редакцией Ю.И. Лыссого. - М., «Просвещение», 2000.
7. Тихомирова И.И. О модели чтения, ведущей к жизни. – Литература в школе, 2005, № 2, с. 29.
Приложение 1.
Инструкционно-технологическая карта
Практическая работа по литературе № 12.
Тема работы: «Мысль народная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». (Бородинская битва в изображении Л.Толстого).
Цель работы: раскрыть идейно-композиционную роль сцен Бородинской битвы в понимании идейного замысла романа; показать, что это центр романа, его кульминация и важный этап в судьбах любимых героев Л.Толстого.
Умения и навыки: уметь анализировать эпизод текста, видеть роль детали, выявлять единство художественного содержания и формы, рассуждать и делать выводы.
Время работы: 45 мин.
Место проведения: учебный кабинет.
Программа работы.
Вступление. История создания и замысел романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (1863 – 1869). Для справки. Лев Толстой говорил: «В романе «Война и мир» я любил мысль народную вследствие войны 1812 года». «Мы все дети войны 1812 года», - заметил декабрист С.И. Муравьёв-Апостол.
Задание 1. Анализ эпизода «Пьер Безухов накануне сражения» (Т. 3, ч. 2, XX)
Ответьте на вопросы, опираясь на текст произведения.
1) Какие встречи и слова помогли Пьеру понять торжественность и значительность предстоящего события?
«Нынче не то что солдат, а и мужичков видал! Мужичков и тех гонят. Нынче не разбирают… Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят».
«Вы знаете, граф, завтра сражение: на сто тысяч войска малым числом двадцать тысяч раненых считать надо», - сказал доктор. «Кавалеристы идут на сражение, и встречают раненых, и ни на минуту не задумываются над тем, что их ждёт…А из этих всех двадцать тысяч обречены на смерть, а они удивляются на мою шляпу! Странно!» - думал Пьер, направляясь дальше к Татариновой».
«Въехав на гору, Пьер увидал в первый раз мужиков-ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживлённые и потные, что-то работали направо от дороги… Вид этих работающих на поле сражения бородатых мужиков… подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты».
2) Зачем Толстой делает Пьера Безухова участником сражения?
«Эпитет новый главенствует в рассказе о душевных переживаниях основных героев. Отечественная война 1812 года оказывается именно поэтому не только тяжёлым, порою мучительным, но и очистительным испытанием для любимых героев Толстого – Наташи Ростовой, Пьера Безухова, Андрея Болконского». (Л.Опульская. Роман-эпопея Л.Толстого «Война и мир». 1987.)
Задание 2. Анализ эпизода «Пьер на батарее Раевского» (гл. XXXI, XXXII)
Какой увидел Пьер битву? Запишите тезисы ответов на следующие вопросы:
1) Что привлекло Пьера в поведении рядовых участников битвы?
«Чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался весёлый говор и шутки».
2) Почему Л.Толстой называет солдат «семейным кружком»?
«Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери всё более и более разгоралось общее оживление. Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей молнии скрытого, разгорающегося огня».
3) Как раскрывается в эпизоде Бородинского сражения содержание слова «миром»?
«Ещё в первые дни войны Наташа Ростова слышала в церкви слова, оказавшие на неё глубокое, проникающее впечатление: «Миром господу помолимся». «Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединённые братскою любовью – будем молиться», - думала Наташа».
Это новое соборное понятие – миром – появляется на страницах книги вместе с началом войны…» (С.Бочаров. Роман Л.Толстого «Война и мир»)
«Понятие «мир» раскрывается в эпопее в самых разнообразных значениях. 1. Мир – это жизнь народа, не находящаяся в состоянии войны.
2. Мир – это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове. 3. Мир – это весь народ, без различия сословий, одушевлённый единым чувством боли за поруганное отечество. 4. Мир – это и весь свет, Вселенная» (Л.Опульская. Роман-эпопея Л.Толстого «Война и мир». 1987.)
4) Что пережил Пьер, находясь в самом центре сражения?
«Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснуться того, что они сделали!» Вспомните стихотворение М.Лермонтова «Бородино».
5)Сформулируйте идейно-композиционную роль сцен Бородинского сражения в романе Л.Толстого.
Задание 3. Читаем и комментируем эпизод из жизни Пьера Безухова (Том 3, часть 3, VIII.): «У солдатского костра». Запишите опорные понятия.
Контрольные вопросы. 1. Чем, по мнению Л.Толстого, обусловлена нравственная победа русского народа в Бородинской битве? 2. Что понял Пьер у солдатского костра?
Задание на дом. Подготовить рассказ о приключениях графа Безухова в Москве (Том 3, часть 3). Литература: 1. Л.Толстой «Война и мир». Том 3; 2.Литература. Учебник. Под ред. Г.А. Обернихиной. - М., «Академия», 2008.
Приложение 2. Раздаточный материал для студентов к заданию № 3.
(У солдатского костра)
…Одно, чего желал теперь Пьер всеми силами своей души, было то, чтобы выйти поскорее из тех страшных впечатлений, в которых он жил этот день, вернуться к обычным условиям жизни и заснуть спокойно в комнате на своей постели…
Пройдя версты три по большой Можайской дороге, Пьер сел на краю ее.
Сумерки спустились на землю, и гул орудий затих. Пьер, облокотившись на руку, лег и лежал так долго, глядя на продвигавшиеся мимо него в темноте тени. Беспрестанно ему казалось, что с страшным свистом налетало на него ядро; он вздрагивал и приподнимался. Он не помнил, сколько времени он пробыл тут. В середине ночи трое солдат, притащив сучьев, поместились подле него и стали разводить огонь.
Солдаты, покосившись на Пьера, развели огонь, поставили на него котелок, накрошили в него сухарей и положили сала. Приятный запах съестного и жирного яства слился с запахом дыма. Пьер приподнялся и вздохнул. Солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Пьера, и разговаривали между собой.
- Да ты из каких будешь? - вдруг обратился к Пьеру один из солдат, очевидно, под этим вопросом подразумевая то, что и думал Пьер, именно: ежели ты есть хочешь, мы дадим, только скажи, честный ли ты человек?
- Я? я?.. - сказал Пьер, чувствуя необходимость умалить как возможно свое общественное положение, чтобы быть ближе и понятнее для солдат. – Я по-настоящему ополченный офицер, только моей дружины тут нет; я приезжал на сраженье и потерял своих.
- Вишь ты! - сказал один из солдат.
Другой солдат покачал головой.
- Что ж, поешь, коли хочешь, кавардачку! - сказал первый и подал Пьеру, облизав ее, деревянную ложку.
Пьер подсел к огню и стал есть кавардачок, то кушанье, которое было в котелке и которое ему казалось самым вкусным из всех кушаний, которые он когда-либо ел. В то время как он жадно, нагнувшись над котелком, забирая большие ложки, пережевывал одну за другой и лицо его было видно в свете огня, солдаты молча смотрели на него.
- Тебе куды надо-то? Ты скажи! - спросил опять один из них.
- Мне в Можайск.
- Ты, стало, барин?
- Да.
- А как звать?
- Петр Кириллович.
- Ну, Петр Кириллович, пойдем, мы тебя отведем. В совершенной темноте солдаты вместе с Пьером пошли к Можайску. Уже петухи пели, когда они дошли до Можайска и стали подниматься на крутую городскую гору… Солдаты приостановились.
- Ну что, нашел своих? - сказал один из них.
- Ну, прощавай! Петр Кириллович, кажись? Прощавай, Петр Кириллович! - сказали другие голоса.
- Прощайте, - сказал Пьер и направился с своим берейтором к постоялому
двору.
"Надо дать им!" - подумал Пьер, взявшись за карман. - "Нет, не надо", -
сказал ему какой-то голос.
В горницах постоялого двора не было места: все были заняты. Пьер прошел на двор и, укрывшись с головой, лег в свою коляску.
(Л.Толстой. Война и мир. Т.3, часть 3, гл.8)
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.