Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2014 » Сентябрь » 17

Анализ научной деятельности преподавателя истории и обществознания

Анализ научной деятельности преподавателя истории и обществознания
1. Цель профессиональной деятельности

На современном этапе в России главная задача образования - его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. В результате образования должна быть сформирована не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций, необходимых будущему выпускнику в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и других сферах.

Цель профессиональной деятельности учителя истории и обществознания согласуется с деятельностью образовательного учреждения.
Следует решить проблемы – цели обучения:
• воспитание человека – патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего непреходящие ценности культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды;
• формирование у учащихся картины жизни общества и человечества как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений;
• формирование человека, интегрированного в современном обществе и нацеленного на совершенствование этого общества
.
В рамках достижения этих целей осуществляю:
- подготовить учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ;
- использовать элементы здоровьесберегающих и информационно-коммуникативных технологий на своих уроках;
- проводить работу по организации взаимодействия семьи и школы в качестве классного руководителя;
- активно участвовать в работе Методического Совета техникума и МЦК гуманитарного цикла;
- организовывать предметные и творческие мероприятия различного уровня
За период 2010-2014 учебных годов сделана следующая работа:
- систематизировала накопленный материал по теме «ИКТ технологии на уроках истории и обществознания»;
- создала свой веб сайт в социальной сети работников образования;
- прошла обучение на разнообразных курсах повышения квалификации по преподаванию истории и обществознания, в рамках перехода на ФГОС СПО в СарИПКиПРО.

2. Обоснование выбора УМК

Важную роль в преподавании истории и обществознания играет методическое обеспечение: учебно-методические и наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, поэтому постоянно работаю над пополнением учебного материала в кабинете, над созданием банка вариативных заданий по каждому классу, по каждой теме. По истории и обществознанию работаю по УМК издательства «Русское слово». (См. программно-методическое обеспечение в разделе «Научно-методическая работа»).
Основанием для выбора данных УМК послужили следующие критерии:
1. Учебники входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе.
2. Соответствуют основному содержанию образования – федеральному компоненту государственных образовательных стандартов.
3. Соответствуют современному уровню развития исторической науки
4. Соответствуют возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям.
5. В учебниках обеспечивается преемственность содержания.
6. В учебниках содержится большое количество цветных иллюстраций, высокое качество полиграфии, наличие словарей дат, понятий, личностей.
Используя данные УМК, изменяя и дополняя их в соответствии с возможностями и потребностями обучающихся, стараюсь добиться положительных результатов в создании условий для самореализации и саморазвития детей.

3. Технологии и приемы обучения

Современное общество ставит перед СПО задачи модернизации и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Для наиболее эффективного использования времени учеников на уроке продумываю план проведения урока, его основные этапы; обучающиеся в начале урока самостоятельно определяют цели и задачи урока; слежу за темпом урока; объясняю материал на доступном уровне, использую разнообразные методики. Весь учебный процесс строится по принципу последовательности, т.е. задачи урока вытекают из предыдущего и перекликаются со следующим. Применяю различные приемы: переключение внимания, сочетание лекционного материала с практическими действиями по выполнению заданий, формирования выводов, работа с текстом и др.
С целью развития интереса учащихся к предмету, активизации познавательной деятельности, формирования способности мыслительной деятельности, использую следующие современные образовательные технологии:
• развивающего обучения;
• обучения, направленного на деятельность;
• проектное обучение;
• модульное обучение;
• личностно – ориентированное обучение.
Сам урок стараюсь строить как систему задач, выделяя вместе с ребятами ключевую задачу в начале урока и выполняя по ходу урока задачи разного уровня. Таким образом, реализую в работе системно-деятельностный подход. Роль преподавателя на уроке стараюсь сводить до минимума, то есть выполняю только роль организатора работы на уроке. При этом главнее действующие лица – ученики, которые заняты активной мыслительной деятельностью. Осуществляю систематический контроль за уровнем развития знаний, умений и навыков каждого учащегося путем устных и письменных разноуровневых заданий. Часто использую групповые технологии.
Личностно ориентированное обучение позволяет опираться на жизненный опыт учащихся, на их индивидуальные возможности, создавать ситуации успеха для каждого ученика, обеспечивает условия для творчества «неуспешных» учеников, побуждает к поиску альтернативных решений.
С 2009 года работаю над темой «Интегрирование гуманитарных учебных дисциплин, как способ достижения высокого качества образования». Эту методическую тему считаю наиболее актуальной в решении таких задач, как формирование людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, смелых в принятии решений, компетентных в информационной области. Такие уроки способствуют более активной деятельности учащихся, помогают им ярче, эмоциональнее воспринимать исторические события, обосновывать и отстаивать свою точку зрения, а также расширяют информационное поле учащихся.
Применяю на уроках тексты художественной и научно – популярной литературы, материалы периодической печати, исторические и обществоведческие документы, иллюстративный материал, средства наглядности и, самое главное, фрагменты документальных и художественных фильмов. Использование перечисленных выше средств активизирует познавательную деятельность учащихся.
Активизации мыслительной деятельности обучающихся, формированию умения слушать способствуют такие игровые приемы, как:
- игра «Вопрос – ответ» (чтобы задать вопрос, надо хорошо знать прочитанное, уметь четко, понятно сформулировать);
- игра «Домино»;
- игра «Аукцион»
- составление рассказа или схемы по опорным словам (этот прием помогает ученику, слабо владеющему речью, воспроизвести текст логично, последовательно);
- выделение ключевых слов в изученной теме (чтобы видеть главное и второстепенное и уметь кратко сформулировать главную мысль);
- разгадывание и составление разнообразных кроссвордов по истории и обществознанию и т.д.
- восстановление логической цепочки событий;
- анализ текста с ошибками;
- рассказ о событии по иллюстрации.
Умения классифицировать, обобщать и систематизировать факты, события, процессы, явления, личности вырабатываю посредством составления хронологических и сравнительных таблиц.
Образное мышление учащихся развиваю с помощью схем, рисунков. Раскрытие содержания исторических или обществоведческих понятий осуществляю не в отвлеченной форме, а в процессе изучения конкретных исторических или современных фактов и явлений в живой и яркой форме, ибо учащимся зачастую трудно усвоить материал урока.
В ходе письменного тестирования и фронтального опроса происходит запоминание основных дат или простых исторических и обществоведческих . Учу ребят обобщать, делать выводы и заключения.
Закрепить полученные на уроке знания, создать положительную мотивацию в изучении истории и обществознания помогает и нетрадиционный характер домашних заданий (нарисовать иллюстрацию, написать сочинение-эссе, составить рассказ, подготовить сообщение, доклад, проанализировать документ).
Благотворно влияет на общее развитие учеников, повышает их интерес к предмету собранный в кабинете раздаточный и иллюстративный материал, различного рода памятки, многочисленные тестовые задания.

4. Педагогика сотрудничества

Взаимодействие с классом осуществляю на основе принципов педагогики сотрудничества. Обращаю внимание на каждого учащегося, стараюсь так построить урок, чтобы каждый ученик оказался вовлеченным в процесс познавательной деятельности, осознал полезность и значимость знаний в современных условиях. Для организации оптимального сотрудничества обучаемых на уроке использую парную, групповую формы работы, а также приемы: «обмен мнениями», «помоги соседу», «давай вместе» и др. Работа в группах позволяет формировать коммуникативную и социальную компетенции. При этом я всегда помню важное условие полноценного занятия групп – правильное их комплектование. В одних случаях группы скомплектованы так, что между ее членами возникают отношения ответственной зависимости: один член группы не может выполнить свою часть общего задания, пока другой член группы не выполнит свою и т.д. И задания группам подбираю так под их состав, чтобы каждый мог внести свой вклад в работу группы. В других случаях формирую группы сотрудничества, которые представляют небольшой коллектив, члены которого хорошо знают и понимают друг друга. Они ориентированы на взаимовыручку и поддержку.
Эти формы работы дают возможность каждому высказать собственное мнение при обсуждении проблемы в небольшой группе, дети учатся слушать и понимать мысль одноклассников, защищать свою точку зрения в споре с другими группами.
На уроках и внеклассных мероприятиях постоянно обращаю внимание на поведение обучающихся, их взаимоотношения со сверстниками, старшими, родителями. Стараюсь формировать и развивать у подопечных социальную активность, помогаю раскрывать ученикам свои внутренние возможности.
Таким образом, вся работа направлена на повышение качества знаний, привитие интереса к предмету и формирование общих компетенций у обучающихся в соответствии с ФГОС СПО.

5. Задачи профессиональной деятельности

• Постоянно изучать и внедрять возможности информационных технологий.
• Использовать дистанционные формы обучения.
• Продолжить поиск эффективной модели урока, способной максимально решать образовательные задачи.
• Расширить круг конкурсов и олимпиад, в которых участвуют ученики.
• Совершенствовать личностные качества для повышения профессионального уровня.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar