- 24.09.2014
- 10808 Просмотров
- Обсудить
Государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Воронежской области «Бутурлиновский механико-технологический колледж», преподаватель юридических дисциплин.
«Правовая культура студентов в колледже и проблемы ее формирования»
Аннотация: в статье анализируются понятие «правовая культура», ее функции, раскрываются особенности и проблемы формирования правовой культуры у студентов профессиональной образовательной организации. Статья содержит задачи и цели преподавания правовых дисциплин в рассматриваемом аспекте, в ней анализируются условия необходимые для формирования правовой культуры студентов в профессиональной образовательной организации.
Правовая культура студента, будущего специалиста - это составляющая профессиональной культуры, определяющая правовую ориентацию личности в контексте профессиональной деятельности и отражающая все ее компоненты: совокупность знаний, умений, благодаря которым элементарные правовые знания опредмечиваются в практических действиях; сформированная на основах права личная и профессиональная позиция, определяющая активное, творческое отношение к экономической деятельности; совокупность личностных и профессионально важных качеств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности специалиста, его самореализацию.
Необходимо отметить, что в теории права под правовой культурой понимается особое взаимодействие личности с органами законодательной, исполнительной и судеб-ной власти на основе интериоризации правовых знаний, норм, ценностей, обеспечивающих ей законопослушное поведение во всех сферах повседневной жизни. (1)
Другими словами, правовая культура – это единство сознания и поведения, т.е. правовая культура предполагает не просто правомерное поведение, а социально активное поведение личности.
Правовая культура выполняет следующие функции: человекотворческую, аксиологическую, нормативную, преобразующую, коммуникативную, информационную и другие.
В современных условиях формирование и развитие правовой культуры студентов, выступающей важной подсистемой общей культуры, обусловлено совокупностью взаимосвязанных объективных и субъективных факторов социально-экономического, социокультурного характера.(2)
Следует отметить, что в свете рассматриваемой проблемы требования федеральных государственных образовательных стандартов важны, но главная задача преподавателя юридических дисциплин – формирование у будущих специалистов убеждения в абсолютной ценности права, недопустимости и невозможности нарушений правовых предписаний.
Подчеркнем, что указанная задача весьма сложна, преподаватель правовых дисциплин должен стремиться, не только сформировать у студентов соответствующие убеждения, но и закрепить их реализацию в учебной, повседневной и практической деятельности.
В профессиональной образовательной организации повышение эффективности преподавания общепрофессиональных (правовых) дисциплин может быть достигнуто при условиях:
- направленности преподавания на формирование у студентов положительно ориентированного правового сознания;
- отражения в содержании курса соответствующих дисциплин особенностей социально-экономического развития общества и требований профессиональной деятельности к правовой подготовленности будущих специалистов;
- применения информационных компьютерных технологий и использования методов, позволяющих активизировать процесс познавательной деятельности студентов.
Отметим, что целью преподавания правовых дисциплин в колледже как организации профессионального образования должно быть формирование положительно ориентированного правового сознания будущих специалистов (системы юридических знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, правовых установок, регулирующих поведение личности в юридически значимых ситуациях). При этом знания должны быть непосредственно связаны не только с будущей профессиональной деятельностью студентов, но и с повседневной жизнью в обществе, коллективе, семье и т.д.
Соответственно, с учетом особенностей возраста студентов, условий профессиональной образовательной организации и современных социальных проблем можно сделать вывод, что формирование у студентов правового сознания должно включать:
1. формирование системы знаний, умений и навыков, в том числе:
- знаний фундаментальных принципов права и государства, правового положения личности в обществе, установленных конституцией прав и обязанностей человека и гражданина;
- знаний отдельных отраслей права и законодательства, которые непосредственно связаны с будущей профессиональной деятельностью студентов;
- умений и навыков практического применения юридических знаний, владение нормами процессуального законодательства, использования справочных правовых систем;
2. формирование ценностных ориентаций и правовых установок, в том числе уважительное отношение к системе действующих в обществе правовых норм, ориентация в повседневной жизни и профессиональной деятельности на осознанное соблюдение требований законов, стремление к их реализации, полная неприязнь коррупционных проявлений.
В свою очередь это требует достаточного количества дисциплин соответствующей направленности и достаточного количества часов, отведенных на них учебным планом. Как не странно, но это является первой проблемой формирования правосознания и право-вой культуры студентов в колледже. В учебном заведении, где граждане РФ получают специальность и делают первые шаги в профессиональную деятельность этот вопрос не решен. По Государственному образовательному стандарту второго поколения у всех специальностей преподавались две дисциплины необходимой направленности: «Основы права» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». В соответствии с ФГОС для решения этой проблемы установлена лишь одна дисциплина – «Правовое обеспечение (основы) профессиональной деятельности», вариативная часть ФГОС в этом направлении не задействована. У отдельных специальностей ФГОС не предусматривают правовых дисциплин вообще. Решение проблемы полностью перекладывается на образовательную организацию и педагогический коллектив.
Поскольку дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» не является профилирующим предметом, ее преподавание необходимо увязывать с циклом специальных дисциплин, чтобы будущие специалисты могли апеллировать к законодательству в своей профессиональной деятельности.
Методология преподавания правовых дисциплин студентам экономических и технических специальностей требует, чтобы в начале курса в общих чертах были сформулированы общетеоретические положения права и было разъяснено значение для права таких ключевых категорий, как правовая норма, система права, юридический факт, правоотношения и их содержание, ответственность и условия её применения в различных отраслях права и т.д.
Подчеркнем, что в ходе преподавания правовых дисциплин студентам экономических и технических специальностей важно показать право как целостную систему. Особое значение имеют вопросы взаимосвязи отраслей права. Основной задачей преподавания правовых дисциплин студентам данных специальностей является развитие навыков применения законодательства. Увы! С учетом изложенных выше проблем на практике это сделать практически невозможно.
Таким образом, развитие правовой культуры при подготовке специалистов в колледже предполагает не только формирование и развитие соответствующих знаний и умений, но и практическое овладение содержанием и особенностями профессиональной деятельности.
ФГОС являются практикоориентированными стандартами, однако в условиях колледжа это не так, закрепить навыки правовой работы у студентов за отведенные на это 8 часов (из 32 часов на всю дисциплину) невозможно.
В итоге, как не прискорбно, но факт. На лицо правовая безграмотность студентов и отсутствие самых элементарных представлений о праве и законодательстве.
Правовая культура личности выражается в овладении основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в нетерпимости к правонарушениям, в борьбе с ними.
Обучение в колледже лишь этап в жизни человека, но этап, который должен быть отмечен приобретением соответствующих знаний, умений и навыков. Их существенной частью должны быть и необходимые правовые знания.
Проведенный анализ данных специальной литературы и учет проблем позволил выделить ряд условий необходимых для формирования правовой культуры студентов в профессиональных образовательных организациях:
1) будущая профессиональная деятельность позволит специалисту найти своё место на рынке труда и достойный заработок;
2) организация образовательного процесса должна предусматривать разнообразие форм и методов обучения, ориентированных на освоение правовых знаний и умений, осуществляемых на всех курсах обучения;
3) в образовательной организации должны быть сформированы коллективные взаимоотношения всех субъектов образовательного процесса в рамках правового поля, обучающийся должен осознавать себя личностью и свободно реализовать свои права и обязанности, нарушение прав обучающихся должно быть исключено.
Также необходимо отметить, что формирование правовой культуры студентов про-исходит не только в процессе правового обучения и воспитания по правовым дисциплинам, но и в процессе освоения профессиональных дисциплин. Формирование правовой культуры осуществляется на всех этапах обучения человека, начиная с общеобразовательной школы.(3)
Подчеркнем, что, несмотря на множество существующих проблем в настоящее время работа администрации учебного заведения, педагогического коллектива и особенно преподавателей юридических дисциплин должна быть направлена на формирование правовой компетентности студентов.
Правовая компетентность выражается в наличии у студента – будущего специалиста не только знаний и умений в области применения отдельных норм права в профессиональной деятельности, но и в повседневной гражданской жизни.
Правовая компетентность студента является динамической характеристикой, отражающей изменения в овладении им соответствующими компетенциями. Степень право-вой компетентности в зависимости от уровня профессионального образования повышается за счёт расширения и углубления приобретаемого объема правовых знаний.
Исследование понятия «правовая грамотность» позволило сформулировать его следующим образом: это совокупность профессионально ориентированных и граждански значимых знаний государственных законов, умений и определенных навыков руководствоваться ими в конкретной области трудовой деятельности, на основе гражданской позиции личности. (4)
Очевидно, что правовая грамотность предполагает, прежде всего, разумное поведение специалиста как гражданина своей страны. Профессиональный ракурс понятия со-держит специфически ориентированный аспект права. Таким образом, формирование правовой грамотности будущего специалиста должно стать целью преподавания правовых дисциплин в образовательной организации профессионального образования. Именно правовая грамотность должна стать базой для формирования правовой компетенции и правовой культуры специалиста со средним профессиональным образованием.
Список использованных и цитируемых источников
1. Вольская С.Ф., Зайцев А.А. Проблемы формирования правовой грамотности студентов технического вуза. Вестник МГТУ, том 9, № 4, 2006.
2. Савин В. Н. Правовая культура студентов в современных условиях: социологи-еский анализ. Екатеринбург. 2011.
________________________________
1. Савин В. Н. Правовая культура студентов в современных условиях: социологический анализ. Екатерин-бург. 2011. – С. 12.
2. Савин В. Н. Правовая культура студентов в современных условиях: социологический анализ. Екатерин-бург. 2011. – С. 18.
3. Вольская С.Ф., Зайцев А.А. Проблемы формирования правовой грамотности студентов технического вуза.
Вестник МГТУ, том 9, № 4, 2006. – С. 591.
4. Вольская С.Ф., Зайцев А.А. Проблемы формирования правовой грамотности студентов технического вуза.
Вестник МГТУ, том 9, № 4, 2006. – С. 593.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.