- 14.10.2014
- 2560 Просмотров
- Обсудить
ГАОУ СПО «Нижнекамский политехнический колледж им.Е.Н.Королева.
Стремительное развитие информатизации российского общества, электронных средств массовой информации, новых технических средств и телекоммуникаций вносит немало инновационного в содержание и методику обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
В связи с этим очень актуальна проблема организации обучения студентов учебных заведений с применением информационных технологий.
Под информационными технологиями мы понимаем совокупность технических и программных средств сбора, обработки, хранения и передачи информации.
Анализ педагогического опыта и научной литературы показывает, что с помощью информационных технологий, возможно, более эффективно решать следующие задачи обучения:
1) архивное хранение больших объемов информации;
2) относительно легкий доступ к источникам информации и поиск необходимых данных;
3) передача информации, в т.ч., на большие, а по сути - неограниченные - расстояния;
4) многократное повторение физического, естественно-научного эксперимента или фрагментов учебного материала, усвоение которых вызывает наибольшие трудности у обучающихся;
5) управление отображением на экране монитора моделей вымышленных и реальных объектов, явлений, процессов;
6) автоматизация процессов вычислительной и информационно-поисковой деятельности преподавателей и студентов.
Кроме решения выше перечисленных задач обучения, важным достоинством информационных технологий, является возможность накапливать и классифицировать допускаемые обучающимися ошибки, выяснить причины их возникновения.
Отличительной чертой применения информационных технологий в процессе обучения является разнообразие форм представления информации: тексты, таблицы, графики, диаграммы, презентации, аудио- и видеофильмы, а также их сочетание. Такая мультимедийность создает психологические условия, способствующие лучшему восприятию и запоминанию учебного материала с включением подсознательных реакций студентов.
Мне бы хотелось представить открытый урок «Организация управлением дилерской конторой «Автоинфотехсервис», по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» с применением информационных технологий», для студентов по специальности « Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования».
Цели урока
Развивающая:
Способствовать:
формированию умений и навыков использования, полученных знаний на практике;
формированию умения анализировать;
развитию профессионально важных качеств личности;
развивать интерес к будущей профессии.
Воспитывающая:
Способствовать:
воспитанию коллективизма, дружбы, готовность к социальному общению;
воспитанию любви к своей профессии;
формированию норм и правил поведения на уроках
Тип урока: обобщение и систематизация изученного, практическое применения знаний и умений.
Методы обучения: традиционная, решение ситуационных задач, беседа, использование контролирующих и обучающих программ.
Методы обучения: Деловая игра, с разыгрыванием ролей, решением ситуационных производственных задач, анализ производственных ситуаций.
Межпредметные связи: Ремонт дорожных машин и оборудования. Техническое обслуживание дорожных машин. Автотранспортное право. Правила безопасности дорожного движения
Методическое оснащение урока
Материально-техническое оснащение:
мультимедиапроектор раздаточный материал, инструктивные карты, компьютеры, экран на штативе
дидактическое оснащение: раздаточный материал
тесты ПБДД на компьютерах
видеоролик "Autologistic.
Урок был построен в виде деловой игры, с разыгрыванием ролей, решением ситуационных производственных задач, анализа производственных ситуаций.
Такой тип урока требует от преподавателя не только тщательной подготовки, но продуманного плана.
Все студенты являлись работниками дилерской конторы. Каждый из них занимался определенной часть работы.
Поскольку для студентов обучение становится одним из способов самореализации в профессии или в жизни в целом, он должен осмысленно относиться к тому, зачем ему учится и чему.
Роль информационных технологий на современном этапе играет важную роль.
Одна из глобальных задач сегодняшнего дня - вхождение российского транспортного комплекса в мировые интеграционные процессы в области информационных технологий на транспорте.
Дилер не просто продавец дефицитного товара, его задачи куда шире – доставить товар до места, подготовить к продаже, предложить клиенту лучший вариант оформления покупки, потом – грамотно обслужить, отремонтировать, помочь продать, а так же найти оптимальный план, поставок и продаж автомобилей.
Все практические задания были разработаны, таким образов, что бы каждый студент выполняющий эту работу, получал реальный результат, т.е все задания соответствовали реальным характеристикам и параметрам данного предприятия. Студенты группы были разделены по отделам согласно структуры предприятия.
1) Планово – экономическому отделу необходимо было произвести расчет транспортной задачи, и показать целесообразность перевозок и продаж автомобилей в различные города нашего региона, используя программу MS Excel.
2) Отделу кадров – необходимо было изменить структуру предприятия в связи с его реконструкцией, используя создание презентации, в программе РowerPoint и создания схемы в программе AutoCAD - универсальной системе автоматизированного проектирования. Именно эта система используется на большинстве российских предприятиях.
3) Диспетчерской службе – необходимо было заполнить путевые листы водителей и произвести расчет стоимости бензина, используя заполнение шаблонов путевых листов в программе MS Excel.
4) Бухгалтерии - в связи с новыми надбавками за классность, необходимо было произвести перерасчет заработной платы водителей в программе Ms Excel.
5) Водителям необходимо было пройти тестирование на компьютере по вопросам ПБДД.
6) Отделу сбыта и продажам автомобилей - необходимо было создать сводную таблицу, показать как производилась продажа автомобилей в разные города республики за прошедшие 3 года, построить диаграмму и проанализировать её.
Студенты активно участвовали в решении профессиональных задач, и умело анализировали полученные результаты. На уроке использовались контролирующие обучающие программы, а так же тестирование. Организация урока способствовала формированию навыков работы в коллективе, воспитанию любви к своей профессии.
На своем уроке я применила контекстно-задачный подход, который позволил повысить уровень мотивации студентов к овладению знаниями и умениями применения ИТ в профессиональной деятельности за счет использования в обучении системы профессионально-направленных задач, тем самым показала практико-прикладную направленность информационных технологий на выбранную профессию.
На уроке использовалось мультимедийное оборудование. После проведенных расчетов каждый из отделов предоставляли полученные результаты на экране, анализировали и обсуждали со всеми отделами предприятия.
Важно отметить психологический аспект методической деятельности преподавателя: возможности компьютерной техники позволяют настолько снизить трудоемкость и затраты времени, что эта работа не вызывает отрицательных эмоций, делается легко и быстро, тем более, что при необходимости можно внести любые изменения и корректировки.
Во время урока каждый студент проявил умение анализировать, развивать логическое мышление. Проявлялся интерес к будущей профессии, к предмету.
Во время урока чувствовался коллективизм, дружба, готовность к социальному общению. А так же прослеживались межпредметные связи: Ремонт дорожных машин и оборудования, Техническое обслуживание дорожных машин. Автотранспортное право, Экономика предприятия, Правила безопасности дорожного движения.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс качественно усовершенствованных образовательных программ, разработанных с учетом требований работодателей, повышают качество обучения и способствуют формированию у выпускников новых профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность и отвечающих требованиям современного рынка труда.
Подготовка критически мыслящей личности, способной работать творчески для реализации своих интересов и интересов общества является, на мой взгляд, основным требованием к современной системе образования
Такая схема обучения позволяет студентам быстро адаптироваться на рабочем месте и хорошо выполнять профессиональные обязанности в будущей профессии.
После этого студенты просмотрели видеоролик "Autologistic- где узнали о работе современных логистических автопредприятий.
В нашем колледже применяются мультимедиа технологии по следующим направлениям: интерактивная доска, различные образовательные программы, проектор, мультимедийный экран, средства INTERNET- технологий.
Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает студентам лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.
Интерактивное творчество преподавателя и студента безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей – подготовки высококвалифицированного специалиста.
Я считаю, что применение информационных технологий – одни из наиболее перспективных, эффективных и интересных форм творческой деятельности преподавателя и студента.
Это указывает на то, что использование информационных технологий открывает широкие перспективы для повышения эффективности обучения способности к адаптации в новых условиях производства и развития общества.
Проведенный открытый урок способствовал формированию общих ключевых компетенций. В результате студенты, формулируют проблему, анализировали проблемную ситуацию, искали пути решения, определяли методы и формы выполнения самостоятельных творческих заданий, умели оценивать их эффективность и качество видели результат; повышается техническая грамотность и стимулирование для формирования в итоге конкурентоспособного специалиста. Такие занятия значительно повышают эффективность процесса обучения, позволяют организовывать совместную творческую работу преподавателей и студентов, расширяют межпредметные связи.
В заключении хочется сказать, что изучение информационных технологий может способствовать выполнению ряда важнейших задач образования: формирование мировоззрения, развитие мышления, подготовки к труду и продолжению образования.
Список источников
1. Головина С.Ф. , Коншина В.М, Рубайлов А.В. Эксплуатация и техническое обслуживание дорожных машин, автомобилей и тракторов: Учебник для студентов учреждений среднего проф.образования /- 2 изд.стер.-М Издательсктй центр «Академия»,2004.-464с. ISBN 5-7695-1728-Х
2. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности : Учебн. пособие для сред. проф.образования./Е. В. Михеева.-12-изд.;стер.- М.: Издательский центр «Академия»,2013.-384с. ISBN 978-5-4468-0415-3
3. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности : Учебн. пособие для сред. проф.образования./Елена Викторовна Михеева.-3-изд.;стер.- М.: Издательский центр «Академия»,2005.-256с. ISBN 5-7695-2116-9
4. Лавренов С.М. Excel сборник примеров и задач.- М. Финансы и статистика, 2003-33 6с.ил. ISBN: 5-279-02130-X
5. Диалог с компьютером Ефимова О.В., Морозова В.В., Ю.А. Шафрин. Курс компьютерной технологии. Учебное пособие для старших классов по курсу «Информатика и вычислительная техника», Издание третье, переработанное, М.: АБФ, 2003, ил., 1 и 2 тома, 656 с.
6. Угринович Н.Д., Л.Л. Босова, Н.И, Михайлова. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002. 400 с.:
7. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие. – М.: АСТПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2000. – 480 с.марта. – № В3-П45-1745. – п.3.
Для урока были использованы электронные источники:
www.metod-kopilka.ru/page-1-2-13.html
http://www.snfpo.ru/help/ articles/a1.htm
http://www.uchavto.ru/uchebniki/sistema-obrabotki-informacii.html
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.