☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » 2014 » Октябрь » 22 » Использование информационно – коммуникационных технологий (икт) на уроках русского языка и литературы в системе
22:15
Использование информационно – коммуникационных технологий (икт) на уроках русского языка и литературы в системе
Гарькавая О.Ю., преподаватель
ГАПОУ РС(Я) «Южно-Якутский технологический колледж»

Задача современного образования - формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Всё это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни. Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.

В колледже представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе такие как например: проблемное обучение, разноуровневое обучение, проектные методы обучения. Я применяю информационно-коммуникационные технологии и считаю, что внедрение Современных информационных технологий в образовательный процесс позволяет преподавателю:
 стимулировать познавательный интерес;
 придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер;
 способствовать обновлению содержательной стороны гуманитарных предметов;
 индивидуализировать процесс обучения;
 развивать самостоятельную деятельность обучающихся.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности обучающихся, кроме того следует отметить, что применение многих инноваций невозможно без использования новых информационных компьютерных технологий.
Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Цель исследования – выявить возможности применения ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Задачи исследования:
- выявить преимущества использования компьютерных технологий в преподавании русского языка и литературы.
- разработать и применить на практике уроки, тесты, учебные пособия с использованием ИКТ.
Гипотеза работы: применение ИКТ на уроках русского языка и литературы способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развитию обучающегося всесторонне, формирует универсальные учебные действия.

Практически каждый урок русского языка и литературы можно построить на зрительном ряде, а использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для обучающихся замкнутое пространство кабинета. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят преподавателя, а только дополняет его.

В результате исследования были определены формы применения компьютера на уроках русского языка и литературы:
• использование медиа-ресурсов как источника информации;
• компьютерная поддержка деятельности преподавателя на разных этапах урока;
• организация проектной деятельности обучающихся.
В ходе педагогической деятельности было определено, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес обучающихся к предмету, позволяет использовать на уроке помимо произведений литературы, произведения искусства, музыки и фольклора. Но использование таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности обучающихся, правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. Поэтому, разрабатывая план-конспект урока, необходимо учитывать, что, как правило, использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления.

Целесообразнее создавать свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру урока. Такими являются фильмы-презентации, слайд-фильмы и тестовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока.
Фильм-презентация может быть использован на уроках-лекциях, беседах, диспутах, путешествиях. Он поможет заинтересовать обучающихся, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленной информации и новых понятий. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать языковые явления, выполнять задания занимательного и творческого характера. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу.

Слайд-фильмы можно использовать на уроках развития речи ( в частности при работе над сочинением описанием картин) и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием преподавателя. Для того чтобы после просмотра слайд-фильма обучающиеся могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли произведения художника (чью картину предстоит описать), способные вызвать эмоции, затем слайд с репродукцией самой картины, потом слайды с фрагментами произведения, а в конце нужно вновь показывать произведение полностью, чтобы у обучающихся сложилось более цельное впечатление от работы художника. Слайд-фильмы позволяют менять виды деятельности, урок становится более ярким и эмоциональным, а работы, выполненные обучающимися, творческими, и полностью раскрывающими тему.

В качестве обобщения, закрепления можно использовать проблемный метод обучения в виде тестовых заданий, упражнений по теме, оформленных на слайдах.
Их можно применять на первом этапе урока, в качестве разминки, для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале урока, чтобы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению.

В конце урока они могут быть завершающим «аккордом», когда обучающиеся без труда будут узнавать и называть новое.
Выведенные на экран, подобные тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по движению определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее.
Но, применять компьютер может не только преподаватель при подготовке и во время урока, но и обучающийся в процессе своей работы. Одним из таких способов - является организация проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся, оформленная в виде презентации. Так, среди обучающихся первых курсов рефераты, доклады, устные сообщения сопровождаются компьютерными презентациями; защита исследовательских работ обучающихся, представленных на научно-практических конференциях разных уровней, так же сопровождается показом презентаций.

Результат проекта:
 Активизация познавательной деятельности обучающихся.
 Развитие навыков оценочной (самооценочной) деятельности.
 Овладение обучающимися ключевыми компетенциями.
 Сформированность научно-исследовательских навыков обучающихся.
 Активное и результативное участие обучающихся в проектной деятельности и творческих конкурсах.

В результате педагогической деятельности и опыта применения ИКТ на уроках русского языка и литературы, можно сделать вывод, что диапазон использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента учебной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию обучающегося. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла учебные цели.

Преимущества использования ИКТ в преподавании русского языка и литературы очевидны:
 знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;
 широко использовать показ репродукций картин художников;
 демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
 «посещать» памятные места, связанные с тем или иным автором;
 «погружаться» в пространство и время;
 прослушивать аудио-записи фрагментов произведений;
 активизировать учебный процесс.

Гипотеза подтвердилась:
Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы не только возможно, но и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает обучающегося всесторонне. Компьютерные программы вовлекают обучающихся в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития обучающегося. Этот способ позволяет обучающемуся с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Таким образом, использование ИКТ на уроках русского языка и литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность обучающихся в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени.
Просмотров: 1372 | Добавил: Александр
Всего комментариев: 0
avatar