Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2014 » Октябрь » 22

Специфика проведения лабораторно-практических работ по дисциплине «Электрические машины и аппараты»

Новаковский Э.В., преподаватель специальных дисциплин
Заведующий лабораторией «Электрические машины»
ГАПОУ РС (Я) «Южно-Якутский технологический колледж»

Темпы развития экономики России и в частности Южной Якутии требуют скорейшей интеграции образовательных учреждений, ведущих профессиональную подготовку на различных уровнях образования, в структуре многомерного экономического и многоуровневого образовательного пространства.

Система среднего профессионального образования, функционирующая в Республике Саха (Якутия) является основной формой планомерной подготовки квалифицированных рабочих кадров и высоким фактором формирования профессиональных и личностных качеств рабочей силы. Южно-Якутский технологический колледж готовит квалификационных рабочих, способных к быстрой перемене труда в современных социальных и экономических условиях, владеющих смежными профессиями, способных трудится в команде и быстро адаптироваться на предприятиях в процессе производства[1].

Деятельность выпускника колледжа включает проектирование технологических процессов и выбор технологического оборудования, контроль за правильной эксплуатацией техники, рациональную организацию взаимодействия людей и техники, повышение эффективности ее использования и т.д.
Чтобы эти требования были удовлетворены, необходимы соответствующие педагогические технологии, которые позволят студентам за период обучения овладеть компетенциями, приобрести опыт профессиональной деятельности. Эффективными видами учебных занятий, в которых доминирует практическая деятельность обучающихся, осуществляемая на основе специально разработанных заданий в условиях лаборатории или специально оборудованного кабинета, являются лабораторно-практические занятия. В связи с введением ФГОС НПО и СПО нового поколения при изменении приоритетов в профессиональном образовании с формирования знаний на формирование компетенций, опыта практической деятельности, значение лабораторно-практических занятий возрастает. При этом качество организации лабораторных и практических занятий является одним из основных условий формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Лабораторно-практические занятия по дисциплине «Электрические машины и аппараты» способствуют интеграции мыслительной и практической деятельности обучающихся, развитию коммуникативных способностей, профессиональной самостоятельности и мобильности.
Лабораторные работы знакомят студентов с устройством трансформаторов, электрических машин, электромашинных элементов электропривода, типовых схем автоматического электропривода и позволяют экспериментально проверить основные положения теории, приобрести навыки по сборке электрических схем, содержащих электрические машины, трансформаторы, пускорегулирующую аппаратуру, измерительные устройства. Непосредственное участие в экспериментах вырабатывает у студентов практические навыки по методике проведения опытов и обработке их результатов. По полученным данным лабораторного исследования студенты должны научиться оценивать свойства электрических машин и систем электропривода[2].
Основными целями занятий являются формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности, развитие интеллектуальных, аналитических, проектировочных, конструктивных умений будущих специалистов, развитие профессионально-важных качеств: самостоятельности, ответственности, точности.

В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием лабораторных занятий может быть экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и др.
При проведении лабораторно-практических работ мы используем следующие методические приемы:
- определение темы и задач лабораторной работы;
- определение этапов (порядка) лабораторной работы;
- непосредственное выполнение лабораторной работы студентом и контроль преподавателя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности;
- подведение итогов лабораторной работы и формулирование выводов.

Лабораторные занятия по дисциплине проводятся в лаборатории «Электрические машины», которая располагает лабораторными комплексами «Электропривод» ЭП-1, приобретенными по Федеральной программе модернизации среднего профессионального образования. Продолжительность занятия составляет не менее одного академического часа. Выполнению занятия предшествует проверка знаний обучающихся, их теоретической готовности к выполнению заданий. К каждому лабораторному занятию преподаватель разрабатывает методические указания по их выполнению. При этом используются два типа занятий: репродуктивный, частично-поисковый и поисковый[4].
На занятиях, носящих репродуктивный характер, студенты пользуются подробными инструкциями. В ходе такого занятия преподаватель опирается на известные обучающимся факты и ранее полученные знания. Наглядность (схемы, лабораторные схемы) применяется в целях лучшего и активного выполнения задания.

Занятия частично-поискового характера отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий. Обучающиеся самостоятельно должны подобрать оборудование, выбрать способы выполнения заданий на основе инструктивной и справочной литера-туры и др. занятия, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся теоретические знания и практические умения.

Следовательно, при планировании лабораторных занятий преподавателю необходимо обеспечить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых методов, что обеспечит высокий уровень развития профессиональных компетенций.
При организации практической деятельности студентов преподаватель отдает предпочтение коллективной форме работы (микро группы из 3-5 человек). Такой количественный состав определяется необходимостью одновременного снятия большого числа показаний измерительных приборов и регулировкой нескольких параметров исследуемого объекта. В процессе работы каждый член бригады выполняет определенные обязанности. В последующих работах преподаватель изменяет обязанности студентов так, чтобы каждый член группы смог приобрести навыки по различным видам работ лабораторного исследования. В ходе выполнения работы ведется специальная тетрадь с подробными записями, рабочими схемами, данными опытов, расчетами, которые после окончания работы утверждаются преподавателем. Придя в лабораторию на очередное занятие, студент обязан предъявить преподавателю оформленный протокол-отчет предыдущей работы (обязательно иметь подписанный преподавателем черновик) и, после краткого опроса по существу программы новой работы, получить разрешение работать. Студенты, не сдавшие отчет о предыдущей лабораторной работе и не подготовленные к выполнению очередной, к новой работе не допускаются, а в лаборатории выполняют задания не сделанные дома.

Большое значение при организации занятий в лаборатории преподаватель отводит соблюдению техники безопасности. Занятия проводятся в точном соответствии с учебным расписанием. Опоздавшие студенты на занятия не допускаются. Уход с занятий допускается только по разрешению руководителя. Студенты должны соблюдать правила внутреннего распорядка лаборатории. Студентам, не занятым на лабораторных занятиях, пребывание в данной лаборатории запрещается. Перед началом работы в лаборатории студенты обязаны изучить правила техники безопасности и расписаться в специальном журнале. Студенты, не изучившие правила техники безопасности, к занятиям не допускаются.

Таким образом, использование лабораторно-практических работ как одного из элементов учебного процесса способствуют достижению целей дисциплины, глубокому усвоению основ учебного курса, установлению связи между теорией и практикой, совершенствованию профессиональных компетенций учащихся. При планировании и подготовке лабораторно-практических работ активизируются творческие способности преподавателя, он вынужден искать ответы на вопросы студентов, постоянно быть в сотрудничестве с ними, быть в курсе новых направлений в науке и технике. Это способствует его профессиональному росту, совершенствованию педагогического мастерства.

Список использованной литературы

1. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов, В.В. Сериков/ Педагогика.- 2003. - № 10.
2.Кацман М. М. Лабораторные работы по электрическим машинам и электрическому приводу: учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М. М. Кацман. - 7е изд., стер. -М. : Издательский центр «Академия», 2011. — 256 с.
3. Мещеряков Ю.Г., Киселев Г.А., Квашнин Ю.А., Полюшкин В.В., Суворова Г.П. Электрические машины и аппараты: Методическиеуказания к лабораторным работам по электротехнике/ Алт. гос. техн. ун-т им. И.И.Ползунова. − Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004. −44 с.
4. Фахретдинова М.А., Нагимова Н.И., Глазунова Л.Б. Лабораторные и практические занятия в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования: методические рекомендации / М.А. Фахретдинова, Н.И. Нагимова, Л.Б. Глазунова – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. - 54с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar