- 28.01.2015
- 1982 Просмотра
- Обсудить
Программы предметов направлены на то, чтобы дать будущему специалисту базисную основополагающую информацию, научить анализировать происходящие в области производства процессы и их определять их роль в современном обществе.
В решении данных задач эффективным средством является систематическая организация самостоятельной работы учащихся. Она способствует формированию у учащихся умения применять знания на практике, самостоятельно отстаивать свои взгляды и убеждения.
Самостоятельная работа – особое качество процесса познания, черта личности и форма организации обучения, позволяющая выявить его результаты. Рассмотрение самостоятельной работы в отрыве от эффективности обучения превращает ее в пустую формальность.
Готовя урок, преподаватель прежде всего решает, какая самостоятельная активная деятельность учащихся целесообразна на данном уроке в плане их подготовки для будущей профессиональной деятельности, затем выбирает формы работы, способные вызвать эту работу.
Учебные пособия раскрывают основные, наиболее важные понятия изучаемой области, а целью урока является твердое усвоение обучающимися основных законов и правил.
Определяя формы и методы самостоятельной работы, преподаватель должен помнить о двух типах усвоения знаний: продуктивном и репродуктивном. Продуктивный тип формирует творческий характер мышления на основе самостоятельной мыслительной деятельности. Репродуктивный тип усвоения основывается на основе запоминания и осмысления готовых знаний.
Самостоятельность учащегося как будущего специалиста проявляется в мышлении, речи практике, поведении и деятельности; это самостоятельность мыслей и действий. Самостоятельная работа по формированию качеств личности имеет место на всех этапах обучения. Знания, основанные на запоминании материала и выводов без участия самих учащихся, эффективными и качественными быть не могут.
При решении поставленных задач, проблем учащимся должно предоставляться право выбора варианта ответа, решения, вывода. Если учащийся выбирает самый легкий вариант, можно определить и оценить причину такого выбора: неуверенность в своих силах, отношение к предмету, уровень трудолюбия и стремления в достижении результата, смелостью, правильностью оценки своих возможностью. При таком подходе к организации процесса обучения преподаватель узнает о памяти учащихся, быстроте и глубине мышления.
На разных предметах, в силу их специфики, есть свои особенности в организации самостоятельной работы, но одно неизменно: правильно организованная самостоятельная работа учащихся представляет мыслительный поиск. В данном случае речь идет об определении видов самостоятельной работы по развивающим и воспитательным целям.
Процесс и организация поиска нового опираются на психологические основы. Все, что происходит вокруг человека, предстает перед ним в виде явлений, которые он воспринимает с помощью органов чувств. Чувственное восприятие с помощью мышления позволяет раскрывать сущность явлений, что и является основой процесса познания.
Виды и формы самостоятельной работы учащихся связаны между собой и направлены на:
1.Формирование способности разбираться в сущности изучаемого процесса, явления.
2.Формирование способности объективно оценивать ответ товарища, свои способности.
3.Развитие речи, способности кратко, четко излагать основные мысли; отвечать на основе тезиса, плана. Умение преобразовать способ изложения органически связано с развитием мышления учащихся.
4.Развитие познавательных способностей учащихся: внимания, памяти, восприятия, умения анализировать, сравнивать, обобщать.
5. Формирование умения самостоятельно изучать материал, в том числе с применением современных технических средств.
6. Обучение умению применять полученные знания и умения на практике.
7.Формирование умения правильно организовать свой учебный труд.
Организация самостоятельного поиска учащимися сущности вопроса логически включает: - определение задания для учащихся, его мотивация. Задание на поиск является проблемным;
- проблемное изложение материала преподавателем, т.е. сообщается материал, в том числе необходимый для решения проблемы, но не дается подсказка ответа;
- создание проблемной ситуации, на основе задания и изложения материала, требующей найти новое, что учащимся еще неизвестно.
Проблемные задания и ситуации оправдывают себя при условии правильной методической подготовки, чтобы учащиеся нашли правильный ответ, они должны мыслить, запомнить фактический материал, оперировать им.
Проблемными называют задания и ситуации, требующие самостоятельного поиска. Проблемные занятия особенно важны тем, что при одинаковом названии они выполняют различные функции. Цели проблемных заданий: в овладении сложным содержанием, в овладении навыками творческого мышления, в воспитании учащихся. Задания для самостоятельной работы являются проблемно-логическими (мыслительными).
Проблемные задания ставят перед изложением материала, включают в задания на дом, при определении результативности обучения.
Главное правило для преподавателя - умелое сочетание самостоятельной работы и работы по усвоению знаний. Для него важны два условия:
1.Связь проблемно-логического задания с возможно большей частью фактического материала.
2.Равномерное чередование материала, использование которого необходимо для логического задания и материала, который исключается для использования.
Успешность развития мыслительных способностей зависти от правильного ее усложнения, применения знаний полученных на других предметах. Только на основе полученных знаний возможна активная мыслительная деятельность и главным ее условием является полноценность урока.
Помощь учащемуся в анализе сложных вопросов и задач, практических ситуаций могут быть рекомендации преподавателя, предоставленные в сжатой форме, но они не должны являться моделью ответа, а могут быть использованы при подготовке к практическому занятию или экзамену.
Качество урока зависит от преподавателя: его образованности, методического мастерства, понимания необходимости расширения, углубления, упрочения знаний в современных условиях. Однако, мало знать требования к уроку, нужно уметь слить их в единую ткань урока. Необходимо проведение уроков одинаковых по содержанию, но различных по методике, это позволит дифференцировать работу, как в группе, так и между группами.
Преимущества самостоятельной работы подготовки специалистов среднего звена в том, что она приближает их к реальным жизненным условиям. Привлечению внимания всех учащихся на уроке, повышению результативности урока, способствует решение практических вопросов и ситуаций.
Для современного специалиста важным является такое качество специалиста, как умение работать в коллективе. Методов реализации этого требования являются: коллективный ответ во время беседы, работа в группах по решению проблемных ситуаций, комментирование ответов, предложенных вариантов решения проблем. Формированию коммуникабельности учащихся способствует обсуждение на уроке итогов самостоятельной работы.
Беседа, дискуссия – прекрасная школа мысли, но при соблюдении ряда условий: предмет беседы – вопрос значимый с необходимостью определения главных условий, рассмотрения разных мнений; чередование вызова слабых и сильных учащихся; при возникновении трудностей, умелыми дополнительными вопросами помочь преодолеть трудность.
Следовательно, самостоятельной является деятельность, которую учащиеся осуществляют без посторонней помощи, опираясь на свои знания, убеждения и которая формирует самостоятельность как качество личности будущего специалиста.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.