- 29.01.2015
- 5748 Просмотров
- Обсудить
Основные целевые группы – стейкхолдеры (участники и потребители) оценки качества образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций (далее – ПОО) являются субъекты, заинтересованные в использовании процедур данной общественной оценки и контроля результативности деятельности организации СПО.
Считается, что основной источник по первоначальной (классической) версии концепции стейкхолдеров – это известная книга Э. Фримена «Стратегический менеджмент: стейкхолдерский подход».
По определению Э. Фримена, стейкхолдерами организации СПО являются любые индивидуумы, группы или другие организации, оказывающие значимое влияние на принимаемые данной организацией решения и (или) оказывающиеся под воздействием этих решений. Поэтому к стейкхолдерам, как правило, относят: учредителей образовательных организаций СПО, её менеджеров (управленцев), персонал образовательной организации (не менеджеров), а также обучающихся в организации СПО – это внутренние стейкхолдеры. А также других потребителей образовательных услуг – родителей обучающихся, потенциальных работодателей; поставщиков ресурсов – это государство, местное сообщество (социум) и общественные группы (организации) – так называемые внешние стейкхолдеры. Соответственно, согласно концепции, одно из основных её положений сводится к тому, что собственники и менеджеры образовательной организации должны управлять её деятельностью так, чтобы интересы перечисленных стейкхолдеров – не ущемлялись, чтобы сохранялся соответствующий особый этический баланс.
При этом именно такое функционирование и развитие организации СПО как раз и является практическим подтверждением и реальным доказательством социальной ответственности образовательных организаций СПО.
Таким образом, уже в данном месте выделим следующее важное заключение, которое относится и к ранним, и к поздним версиям, т.е. к концепции в широком смысле, а именно: теория стейкхолдеров – это теория особой модели организации, которая определённым образом интерпретирует её в качестве социально ответственного института современного общества.
Большинство исследователей концепции заинтересованных сторон полагают, что особый важный этап в её развитии связан с появлением в 2002 году книги Поста Дж., Престона Л., Сакса С. «Переосмысление корпорации: стейкхолдерский менеджмент и богатство организации» [1]. Из самого названия книги следует, что одна из важнейших категорий теоретической конструкции указанных авторов – богатство организации. При этом такое богатство определяется как особый интегральный показатель способности организации производить различные блага для всех её стейкхолдеров в течение длительного времени. И, следовательно, целевая функция стейкхолдерского менеджмента – максимизация (оптимизация) приращения богатства организации – это и оптимизация социальной ответственности организации, так как такая ответственность является важной частной составляющей более общей целевой функции соответствующего общего менеджмента любой образовательной организации, в том числе и организации СПО [2].
Стейкхолдерский подход в настоящее время эволюционировал в более общую теорию управления организацией – концепцию общих ценностей организации. Это особенно ярко можно проследить в научных трудах авторов концепции общих ценностей – Портера и Креймера, которые полагают, что её реализация означает новый этап в эволюции современной цивилизации. По мнению Портера и Креймера, общие ценности «держат особый ключ, открывающий дверь для следующей волны адекватных инноваций и соответствующего роста». Именно общие ценности связывают успех каждой организации (тем более, образовательной организации) с успешным функционированием и развитием соответствующего социума, причём так, как это обычно уже не осознаётся в наш век «узких управленческих подходов», «краткосрочного мышления» и углубляющихся противоречий между общественными институтами. Общие ценности ориентируют образовательную организацию СПО на получение соответствующих «правильных доходов», т.е. доходов, которые не лишают общество реальных благ, а действительно – их наращивают.
Представляется очевидным, что решения, реализуемые образовательной организацией в соответствии с концепцией общих ценностей, устранить все существующие социальные проблемы не могут. Но эта концепция даёт образовательным организациям системы профессионального образования возможность (на основе своих профессиональных навыков и умений) стать лидерами социального прогресса в обществе. Причём в соответствующих областях сделать это так, как это не могут сделать ни лучшие государственные структуры власти, ни лучшие коммерческие организации бизнеса. И по ходу реализации такого прогрессивного процесса образовательные организации, конечно, будут снова обретать уважение общества.
Среди групп стейкхолдеров выделяются:
- Государство: органы законодательной, исполнительной, судебной власти.
- Социально-экономическая сфера общества и рынок труда: государственные (государство является крупнейшим работодателем); бизнес-структуры, представляющие как отдельные предприятия, так и их различные профессиональные ассоциации, бизнес-сообщества и объединения; предприятия, организации и организации социальной, культурной сферы и т.д.; государственные органы, регулирующие отдельные аспекты деятельности различных отраслей экономики:
- Образовательная сфера общества: образовательные организации СПО, их сети и органы управления образованием; муниципальные и региональные органы, осуществляющие управление в сфере образования; образовательные организации системы ВПО.
- Духовно-культурная сфера общества: общественные организации, занимающиеся проблемами молодёжи, органы местного самоуправления, политические партии, общественные ассоциации, религиозные организации, организации системы ЖКХ и др.
- Личность: отдельные граждане – обучающиеся или те, кто уже закончил обучение (выпускники), или те, кто ещё не начал обучение (абитуриенты), или граждане, которые представляют интересы (родители обучающихся и поступающих в организации СПО), работодатели.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.