Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2015 » Март » 12

Проблема формирования профессиональных компетенций у студентов специальности «Архитектура»

Преображенская Светлана Алексеевна
ГБОУ СПО "Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е.Жуковского"
Развитие творческих способностей студентов колледжа как педагогическая проблема.
Аннотация
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.
В настоящее время специальности художественно-творческих направлений получают большое распространение в современном обществе, и отсюда возникает необходимость не просто владеть определенными навыками, а именно творчески подходить к своей деятельности. Для этого необходимо развивать художественный вкус, репродуктивное и творческое воображение, творческие способности.

Развитие творческих способностей студентов колледжа
как педагогическая проблема.

В связи с изменениями, происходящими в России, пересматриваются и педагогические задачи современного образования. Создан прогрессивный закон Российской Федерации «Об образовании», внедряется в жизнь россиян «Федеральная программа развития образования», разработана и апробируется «Концепция модернизации российского образования». Все это позволяет создавать гуманистические реформаторские тенденции в образовании, направленные на создание условий развития и самореализации личности. Здесь же обозначаются и актуализируются характеристики современной личности: гуманной, духовной, свободной, творческой и адаптивной. В указанных законодательно-нормативных документах реформирование образования поддерживается комплексом мер государственной политики, обеспечиваемых финансово-экономическими, административными, информационными и другими методами. В ходе реформирования образования были определены принципы вариативности, альтернативности образования. Это способствовало открытию различных типов государственных и негосударственных образовательных учреждений, и соответственно, созданию различных авторских программ, учитывающих интересы и творческие способности учащихся.
Новое тысячелетие требует от нас максимально полного использования интеллектуального и творческого потенциала личности, не только для сохранения цивилизации, но и для обеспечения ее процветания. Вследствие чего правительство Российской Федерации акцентирует внимание на необходимости формирования и развития творческих способностей учащихся и молодежи, как одного из основополагающих принципов реформирования, модернизации и демократизации отечественного образования на современном этапе развития общества.
Национальная доктрина образования Российской Федерации – официальный документ, определяющий статус образования, как одного из приоритетов государственной политики, стратегию и основные направления его развития, цели и задачи, характер управления системой образования и его обеспечения. Национальная доктрина развития образования Российской Федерации на период до 2025 года четко указывает на необходимость выявления творческого потенциала личности, развития ее творческих способностей и формирования умений ее самореализации. Реализация обозначенных задач актуальна в процессе подготовки специалиста в области художественно-педагогического образования.
Важность вопросов развития и формирования целостной личности, ее духовности, развития художественно-творческих способностей, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства подчеркивается и в «Концепции художественного образования Российской Федерации». Данная концепция определяет стратегические направления государственной политики в сфере художественного образования, указывает на перспективы его развития в единстве целей, задач и путей их достижения, на дальнейшее развитие культурной политики нашего государства, что подчеркивает актуальность нашего исследования.
Вопросы о том, как выявить творческие способности личности в области декоративно-прикладного искусства; какие качества личности способствуют формированию и развитию творческих способностей на занятиях декоративно-прикладным искусством и народными промыслами; какая современная теоретическая, методологическая база и методическая система с основными целями, задачами, формами, методами, принципами, средствами и условиями обучения необходима для более эффективного развития творческих способностей к декоративно-прикладной деятельности студентов, требуют пристального изучения и исследования.
Проблема формирования и развития творческих способностей личности в педагогическом процессе является одной из сложных и ключевых проблем педагогики, ее теории и практики, так как в настоящее время отсутствует единая, стройная система управления формированием и развитием художественно-творческими силами в современной педагогике.
Содержание современного художественно-педагогического образования характеризуется тенденциями к интеграции знаний, умений и навыков в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, гуманистической и эстетической направленностью, развитием творческих способностей будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, художников народных промыслов. Для развития творческих способностей студентов в сфере дизайна необходимо разработать и апробировать целостную методическую систему, в которой цель и задачи развития художественно-творческих способностей, пути их реализации представляют собой комплекс взаимосвязанных положений и принципов, активизирующие сознательный и подсознательный (бессознательный) уровень личности.
В начале 80-х годов советские исследователи Г. С. Альтшуллер и
И.М. Верткин поставили перед собой проблему, – какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью? Суть этих решений сводилась к тому, что творческая личность должна обладать слишком большим комплектом качеств, что затрудняло их целенаправленное воспитание. К тому же часть ученых придерживалась позиции, что творческие способности передаются по наследству от родителей к детям и их невозможно воспитать. Для решения этой проблемы Г.С. Альтшуллер и
И.М. Верткин проанализировали свыше тысячи биографий творческих личностей [2, С. 82]. В результате исследования было установлено, что творческая личность обладает следующими качествами:
-умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность её достижению;
-умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;
-умение находить и решать проблему;
Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала студентов.
Так, например, при изучении дисциплины «Композиция» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности студентов. Выполняя проектные работы, студенты на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании студенты приобретают опыт решения нетиповых задач. Выбирая тему проекта и выполняя, его студенты находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Перед выбором темы проекта необходимо предложить студентам минимальное количество примерных тем. Упор делать на то, чтобы студенты самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна.
В своих философских исследованиях природу творчества рассматривали Платон, Аристотель, В.Ф. Асмус, Г.-В.-Ф. Гегель, И.А. Ильин, И. Кант,
А.Ф. Лосев, В.В. Розанов, А.Г. Спиркин, Е.Н. Трубецкой, Е.Л. Фейнберг,
П.А. Флоренский и другие [35, С. 592].
В период с конца 19 - начала 20 веков многие зарубежные психологи работают над общей теорией творчества: С.О. Грузенберг, Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс, Т. Кун, А. Маслоу, К. Роджерс и другие. Некоторые ученые изучали этапы, фазы, стадии творческого процесса и классифицировали их [19, С. 45].
В истории отечественной психологии проблема способностей рассматривалась Б.Г. Ананьевым, Т.И. Артемьевой, Л.С. Выготским,
Э.А. Голубевой, В.Н. Дружининым, А.Г. Ковалевым, В.А. Крутецким,
В.Н. Мясищевым, К.К. Платоновым, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, В.Д. Шадриковым и другими, где понятие «способность» имеет общее психологическое значение. Хотя многие психологи отечественной науки, такие как С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и другие, давали понятию «способность» развернутые определения [38, С. 63].
Изучением способностей именно к изобразительной деятельности личности активно занимаются психологи, начиная с 20 века, следуя трем основным направлениям:
-изучение особенностей личности творческих людей, как художников, так и «сверхнормально» одаренных к рисованию детей;
-изучение самого творческого процесса рисования (В.С. Кузин, Я.А. Пономарев, П.А. Праздников и др.)[25, С. 138];
-выявление способностей к художественному творчеству в изобразительной деятельности личности [25, С. 138].
Но на сегодняшний день структура способностей к композиции еще не в полной мере раскрыта. Хотя с уверенностью можно сказать, что без участия таких психических процессов, как эмоции, внимание, память, а также целого набора соматических свойств человека способности не могут реализоваться.
Немов Р.С. рассматривая проблему способностей, определяет их в более узком смысле, говоря, что способности – это то, что не сводиться к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике [23, С. 374.]
Теплов Б.М. в своей работе «Проблемы индивидуальных различий»
[38, С. 251] рассматривает способности, прежде всего как индивидуально-психологические различия между людьми. Давая определение способностей, Б. М. Теплов считает, что оно должно включать в себя три признака.
Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все-люди равны.
Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [38, С. 10].
Системный подход в изучении психологии художественно-творческих способностей служит универсальным методологическим принципом современной науки. Системным подходом является сумма методов, которые
определяют взаимодействие компонентов, сложность организации системного объекта, где выявляются структуры, функции и другие необходимые характеристики изучаемого объекта. Достаточно полно освящены особенности системного подхода в работах: Б.Г. Альтшуллер
[2, C. 46].
Педагогические исследования, связанные с формированием и развитием творческой личности отражены в трудах С.И. Архангельского,
Ю.К. Бабанского, Е.В. Бондаревской, Т.С. Комаровой, В.А. Сластенина,
А.И. Щербакова и других.
Тем не менее, проблема развития художественно – творческих способностей студентов к дизайну рассматривалась учеными как второстепенная, косвенно связанная с исследуемой ими проблемой.
Анализ научных исследований, публикаций, литературы, связанных с проблемой развития творческих способностей студентов на занятиях дизайна в педагогических учебных заведениях, свидетельствует о том, что существует ряд нерешенных вопросов, как теоретического, так и практического характера, которые являются актуальными и требуют основательного изучения.
Таким образом, изучение закономерностей развития художественно-творческих способностей студентов колледжей к декоративно-прикладной деятельности имеет большое методологическое значение в процессе обучения дизайну, т.к. имеет непосредственное отношение к качеству подготовки специалистов и поэтому приобретает особую теоретическую значимость и практическую актуальность.
Решению проблемы развития творческих способностей студентов в процессе обучения композиции и посвящено данное исследование, в котором осуществлены разработка, создание и обоснование современной теоретической и методической системы. Методическая система основана на достижениях современной психологии, физиологии, педагогики, философии, искусствоведения и других наук; на духовно-нравственном воспитании личности; на личностно-ориентированном образовании; на художественно-творческих национальных традициях; на анализе исторического опыта обучения художников-педагогов, учителей изобразительного, декоративно-прикладного искусства, художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, народных мастеров и умельцев.
Все вышеизложенное позволяет сформулировать основную проблему, которая заключается в разработке теоретической, методологической базы и методической системы развития творческих способностей студентов колледжей.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей, рассмотрение подходов к данной проблеме позволил выделить важные для исследования положения.
Выясняется, что сущность способностей не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но понятия знаний, умений, навыков и способностей взаимно обусловлены: с одной стороны способности являются предпосылкой овладения знаниями и умениями, а с другой – в процессе овладения умениями и знаниями происходит развития способностей.
Главными показателями, которые позволяют судить об уровне развития способностей, являются лёгкость усвоения новой деятельности, а так же широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую.
Способности разделяются на общие и специальные. В современной отечественной психологии способности выделяют с точки зрения психофизиологической функциональности, выделяя умственные, моторные, речевые и творческие.
Творческие способности относятся к группе разделяемой на учебные и собственно, творческие способности. При этом под творческими способностями разумеются такие, которые определяют процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений. Иными словами творческие способности определяют процесс индивидуального творчества в различных областях творческой деятельности.
Произведя анализ определения сущности некоторых творческих способностей в работе А.Н. Лука «Психология творчества», приходим к выводу, что творческие способности действительно являются сложным синтетическим понятием. Уровень их развития необходимо определять общими критериями направленности на творчество, чувством новизны, критичности и гибкости мышления (способность преобразовать структуру объекта, способность к преодолению функциональной фиксированности)
[17, C. 68].
Творчество позволяет не только отражать и воспроизводить, существующую природную реальность, но и создавать новую техническую среду общества – своеобразную материальную среду жизнедеятельности людей. В процессе технического творчества происходит проверка научных знании, их подтверждение или опровержение, а также постановка новых научных проблем и сбор фактического материала как экспериментальной основы новых исследований. Применительно к творчеству студентов в его развитии к своей высшей форме – изобретательству – важно разработать такое его содержание, определить такие формы и методы включения учащихся в эту деятельность, чтобы развить у них черты личности, обеспечивающие творчество, вооружить их изобретательскими умениями, необходимыми техническими знаниями, соответствующими современному уровню развития техники и человеческого общества.
Ещё одним важным условием для развития непосредственно творческих способностей – это развитие именно творческой деятельности, а не обучение только техническим навыкам и умениям. При несоблюдении этих условий, многие качества, необходимые творческой личности (художественный вкус, умение и желание сопереживать, стремление к новому, чувство прекрасного) попадают в число избыточных, лишних.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar