Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани России и СНГ
Назад » » » 2015 » Июнь » 22

Оценивание профессионального развития преподавателя

Закревская Светлана Борисовна, методист, преподаватель
ОГОБУСПО «Государственный медицинский колледж г. Братска»

Оценивание профессионального развития преподавателя
.

Происходящие в стране социально-экономические изменения и обусловленная ими модернизация образования требуют нового подхода к оценке качества работы педагогических работников. Профессионализм педагога становится решающим фактором обеспечения качества получаемого образования.
Оценка профессионального развития преподавателя это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик, результатов профессиональной деятельности преподавателя, предъявляемым квалификационным требованиям.
Традиционной процедурой оценивания профессионального развития преподавателя является аттестации.
Проведение аттестации педагогических работников в образовательной организации основано на нормативно-правовых документах РФ:
— Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
— Постановления Правительства РФ от 08.08.2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;
— Приказа Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
— Приказа Министерства образования и науки РФ от 7.04.2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Управление процессом аттестации педагогических работников образовательных учреждений является важным аспектом в системе менеджмента качества образования, оно призвано активизировать деятельность преподавателя и направить его на осознание им затруднений и проблем, на поиск путей их решения. Повышенные требования к современной системе образования способствуют проявлению у педагогов творческого потенциала, ответственности, способности принимать самостоятельные решения в сложных педагогических ситуациях.

Оценить профессиональное развитие преподавателя можно через результаты и достижения обучающихся. В настоящее время, когда происходит процесс внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов, идеи В.С. Ильина о целостности педагогического процесса и его результатов обретают новые смыслы. «Зуновский» подход к определению достижений студентов в учебной деятельности расширяется до компетентностного, и к результатам образовательного процесса следует относить не только уровень освоения знаний, умений и навыков, но и практический опыт, компетенции, ценностные отношения, сформированные личностные качества. Из задач проводимого мониторинга учебных достижений является улучшение деятельности преподавателя на основе обратной связи от студентов. Основываясь на положениях целостного подхода о структурно-функциональном единстве педагогических процессов и явлений, мониторинг учебных достижений студентов выполняет несколько функций: диагностическую, аналитическую, информационную, прогностическую, корректирующую, рефлексивную и мотивирующую. Мониторинг учебных достижений студентов в основном осуществляется по двум направлениям: контроль качества аудиторной работы и контроль качества самостоятельной работы студента. Мониторинг учебных достижений, сочетающий в своих оценочных процедурах и внешнюю оценку преподавателя, и рефлексию самого студента, обеспечивает неразрывность процессов преподавания, учения и становления личности будущего специалиста, что, несомненно, способствует усилению целостности педагогического процесса.

В условиях модернизации образования особое значение приобретает умение преподавателей осуществлять самоанализ профессиональной деятельности, направленный на выявление ресурсов, условий, процессов, обеспечивающих качество образования.
Самооценка - это не один какой-то метод получения данных, он представляет собой процесс, составленный из различных элементов и методов для получения информации о собственном преподавании и совершенствования. Для этих целей могут быть использованы видео- или аудиозаписи уроков, анкеты учащихся для получения обратной связи у студентов и выпускников, самооценка при помощи сравнения со стандартами и описанием компетентностей из соответствующей литературы. М. Барбер считает самооценку очень эффективным средством личностного и профессионального развития. Люди, которые решаются на самооценку, мотивированы также и улучшать свои профессиональные и личностные качества.

Л.Е. Плескач дает такое определение педагогическому самоанализу: «Это процесс познания, изучения учителем состояния, результатов, особенностей своей учебно-воспитательной работы, установления причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определения путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся». Сущность самоанализа заключается в том, что он входит в объективно протекающий педагогический процесс как один из видов педагогической деятельности, и одновременно является фактором совершенствования как его, так и самого преподавателя.

Педагогическая рефлексия - это не только способность дать себе и своим поступкам отстраненную оценку, но и понять, как тебя воспринимают другие люди, прежде всего те, с кем педагог взаимодействует в процессе педагогического общения. Анализ собственной деятельности помогает преподавателю осознать возникающие у него трудности в работе, найти грамотные пути их преодоления. «Трудность - субъективное состояние напряженности, тяжести, неудовлетворенности, которое вызывается внешними факторами деятельности и зависит от характера самих факторов, образовательной, нравственной и физической подготовленности человека к деятельности и от отношения к ней». А.Н. Леонтьев определял трудности как состояние, когда появляется «разрыв в деятельности». Трудности могут быть преодолимыми и непреодолимыми. Первые, как показывает практика и специальные исследования, выполняют стимулирующую функцию, заставляют преподавателя провести тщательный анализ, выявить причины, наметить пути их устранения. Вторые выступают в качестве тормоза, препятствуют процессу его совершенствования. Трудности возникают только у ищущих, творчески работающих педагогов.

На основе экспертизы (внешней оценки и самооценки) педагог может составить план своего профессионального развития. Со временем составление плана профессионального развития будет составной частью профессии педагога. Оценке в этом случае подлежит то, насколько преподаватель успешно развивается профессионально.
Конкурентоспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому для преподавателя необходимо уметь использовать технологию «портфолио педагога» для самооценки своей профессиональной деятельности.

Портфолио - это метод оценки и саморефлексии, который достаточно полно исследован в нашей стране. В портфолио собираются различные документы и материалы разного рода, свидетельствующие о профессиональных качествах и профессиональной биографии педагога. С одной стороны, портфолио необходимо администрации образовательной организации для мониторинга эффективности работы педагогов, а с другой, что, более важно, для самонаблюдения и самосовершенствования педагога. Проектный подход к собственному профессиональному развитию и формирование плана индивидуального личностно-профессионального развития опирается на чётко организованную рефлексивную работу, основанием для которой также может служить портфолио. Прежде всего, в этом случае речь идёт о самооценивании своих профессиональных достижений: оценке результатов учебно-воспитательного процесса, научно-методической и самообразовательной деятельности, оценке представленных в портфолио творческих, проектных, исследовательских работ. В связи с этим портфолио осознается не только как способ фиксации профессиональных достижений, но и как импульс к самореализации и саморазвитию.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предписано Правительству РФ обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы преподавателей в 1,4-1,5 раза. Реализация Указа может быть достигнута с помощью введения так называемого «эффективного контракта» с работником.
Определение эффективного контракта дается в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р:
«Эффективный контракт – это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки».
По словам Президента РФ В.В. Путина, в основе системы оплаты труда преподавателя «должно быть качество преподавания».

В настоящее время профессиональные образовательные организации поэтапно переходят на систему «эффективных контрактов». В связи с этим каждая образовательная организация разрабатывает Положение об оплате труда, в котором указываются критерии оценки деятельности педагогических работников для выплаты стимулирующей надбавки. Объектами оценки будут являться:
— учебная работа;
— методическая работа;
— воспитательная работа;
— исполнительская дисциплина.

Выплаты стимулирующего характера за качество выполняемых работ предполагают поощрение работника за успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей; за инициативу, творчество и применение в работе современных форм, методов и содержания организации труда; за качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения.
Премиальные выплаты по итогам работы предполагают поощрение работника за качественную подготовку и проведение конкретного мероприятия, за качественную подготовку и своевременную сдачу отчетности.

Положением о стимулировании труда работников также предусмотрены стимулирующие выплаты единовременного характера, связанные с юбилейными датами, при награждении работника отраслевыми наградами и почетными грамотами.

Все эти меры по обеспечению стимулирования труда работников учреждений ведут к улучшению количественных и качественных показателей деятельности профессиональной образовательной организации, а также способствуют росту заработной платы преподавателей.
Безусловно, введение системы «эффективных контрактов» - это один из мотивационных стимулов по улучшению качества педагогической деятельности преподавателя и оценивания уровня его профессионального развития.

Список источников
1. Борытко Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Интернет-журнал «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/093- 010.htm (дата обращения: 12.03.2015).
2. Дружинин В.И. Аттестация педагогических работников образовательных учреждений. Курган: ИПКиПРО Курганской области, 2005. 45 с.
3. Загвоздкин В. Проблема оценки качества работы учителя. // Учительская Газета. - 2011. - № 5.
4. Ищук Т.Н. Качество подготовки специалистов со средним медицинским образованием. Эффективный контракт. / Материалы межрегионального семинара «Актуальные вопросы системы среднего профессионального медицинского образования в контексте реализации государственных программ РФ «Развитие образования» и «Развития здравоохранения» г.Омск 17-18 марта 2015г.
5. Ищук Т.Н. Разработка критериев оценки деятельности педагогических работников при переходе на систему «эффективных контрактов». / Материалы межрегионального семинара«Актуальные вопросы системы среднего профессионального медицинского образования в контексте реализации государственных программ РФ «Развитие образования» и «Развития здравоохранения» г.Омск 17-18 марта 2015г.
6. Коноводова Ю.А. Самообразование – это важнейший признак качества образовательного процесса. // Педагогика: традиции и инновации. URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/98/4555/ (дата обращения: 22.02.2015).
7. Концепция учителя и самоанализ педагогической деятельности в структуре профессионального самообразования. URL: http://www. gim1.ru/ kontseptsiya-uchitelya-i-samoanalizpedagogicheskoi-deyatelnosti-v-strukture-profes sionalnogo-samoob (дата обращения: 07.03.2015).
8. Новикова Т.Г. Оценивание профессионального развития педагогических работников посредством портфолио: форум. URL: http://net-edu.ru/node/2018 (дата обращения: 30.04.2015).
9. Портал сопровождения проектов модернизации педагогического образования. URL: http://педагогическоеобразование.рф/news/show/12 (дата обращения: 22.02.2015).
10. Разина Н.А. Профессионально–личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения. // Современные наукоемкие технологии. – 2008. - № 1.
11. Ушаков А.А. Индивидуальная траектория личностно-профессионального саморазвития педагога колледжа. // Среднее профессиональное образование. – 2014. - № 9.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar