- 16.07.2015
- 4436 Просмотров
- Обсудить
Вследствие значительных изменений в российском обществе в настоящее время особенно актуальна проблема дальнейшего развития общества, его различных сфер, в том числе и сферы физической культуры и спорта, определения стратегически важных направлений государственной политики в социальной сфере.
Наиболее сложным и вместе с тем первостепенным по необходимости его разрешения вопросом остается вопрос определения приоритетов в воспитании личности гражданина.
В Российской спортивной и педагогической науке сложилось достаточно четкое представление о воспитании: оно рассматривается как целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся определенной системы качеств, взглядов, ценностей, убеждении, т.е. мировоззрения. Именно мировоззрение является теоретико-формирующей составляющей воспитания, поскольку вооружает его системой духовно-ценностных ориентаций. Обладая развивающей функцией, мировоззрение способствует активной внутренней работе по осмыслению важнейших проблем действительности и конкретному их решению.
В последние годы в российском обществе нарастает тревога за судьбу детей, подростков и молодежи, что выражается в следующих основных характеристиках:
- быстром снижении образовательного и культурного потенциала молодого поколения;
- дальнейшей нравственной деградации поколения в целом, выраженной, в частности, как в криминализации сознания и поведения, так и в снижении нравственного порога допустимого;
- резкий даже по сравнению с нынешним взлет наркомании, алкоголизма практически во всех слоях общества, переход данного явления в неуправляемый режим и как следствие - разрушение генофонда;
- реальный разрыв преемственности поколений не только по идеологическим, но и по нравственным характеристикам [1].
Сегодня у каждого, кто причастен к решению социальных вопросов, должно быть сформировано четкое представление о том, что система воспитания является наиболее существенной силой, способной приостановить действие деструктивных тенденций, поскольку без полноценного здорового и воспитанного поколения невозможно говорить и о решении жизненно важных проблем России.
Не случайно спортивно-патриотическое воспитание молодежи в настоящее время является одним из приоритетных направление государственной политики в сфере физической культуры и спорта. В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом и могут рассматриваться как один из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм. Однако воспитание, направленное в сторону развития гражданственности и патриотизма у молодых людей, не является гарантией их воздержания от потребления наркотиков. Сложные социально-экономические процессы начала 90-х годов прошлого века связанные с реформированием российского общества, повлияли, в том числе, и на то, что в условиях неблагоприятного воздействия макросреды резко у подрастающего поколения резко возросли интересы сугубо личностного, прагматического плана. Значительной части современной молодежи не присущи такие традиционные некогда для нашего общества морально-нравственные и психологические черты как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личностных, но и социально значимых интересов и целей. Статистика свидетельствует о росте негативного отношения к понятиям гражданского долга, ответственности перед обществом и старшим поколением, размывании патриотических, гражданских ценностей и смысложизненных приоритетов, в прошлом считавшихся незыблемыми. Между тем известно, что одна из основополагающих характеристик истинного гражданина своего Отечества - чувство патриотизма, любви к Родине закладывается и развивается вместе с развитием, становлением самой личности с юных лет.
Однако, как оказалось, восстановление государственной системы воспитания - не простой вопрос, требующий только разового волевого усилия. Прежде всего, новую систему воспитания невозможно построить по старому проекту, отвечавшему другим требованиям, имевшему другие явные и скрытые цели и являвшемуся производным от политической и идеологической составляющих системы, которой уже не существует.
Кроме того, довольно неопределенной остается концептуальная база. Несмотря на усилия ряда коллективов, занимающихся разработками в области воспитания, нельзя уверенно сказать, что в этом вопросе имеются ощутимые подвижки, а без концепции, как известно, невозможно и создание системы.
Спортивно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию физически и духовно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституционного долга.
Цель спортивно-патриотического воспитания - развитие у молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности, развитие высокой работоспособности, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
В нашем техникуме сложились хорошие традиции, по проведению массовых оздоровительных мероприятий со студентами. Каждый год в конце сентября проводится спартакиада лично-командного первенства по легкой атлетике на стадионе Авангард г. Комсомольска-на-Амуре. Также традиционно в течение 5 лет в начале октября проводится туристический слет среди студентов 1-2-х курсов с выездом на Амурсталевскую сопку, где студенты постигают туристические навыки (устанавливают палатку за определенное время, разжигают костер), участвуют в спортивных состязаниях по преодолению полосы препятствий, соревнуются в соревнованиях по стрельбе и толканию ядра.
Ежегодно составляется план техникумовской спартакиады по игровым видам спорта:
- по настольному теннису;
- по мини - футболу;
- по волейболу;
- по баскетболу;
- по шахматам;
- по пулевой стрельбе (проводятся соревнования даже для преподавателей техникума).
Благодаря большому внимаю со стороны администрации техникума к ведению здорового образа жизни студентов и коллектива педагогов, в последнее время было закуплено много спортивного инвентаря.
В феврале на лыжной базе «Снежинка» проводится День здоровья по зимним видам спорта. 23 февраля в стенах нашего техникума ежегодно проводится конкурс «А, ну-ка, парни!» среди студентов 1-2-х курсов, посвященных Дню защитников Отечества.
Каждый год в нашем городе сборная команда техникума юношей и девушек принимают участие в традиционно-легкоатлетической эстафете, посвященной Дню Победы. Так же ежегодно команда студентов, подготовленная преподавателями физвоспитания, 12 июня принимают участие в комбинированной эстафете, посвященной Дню города Комсомольска-на-Амуре.
Благодаря слаженной кропотливой и систематической работе педагогов физвоспитания, студентами техникума достигнуты высокие результаты на городских и краевых соревнованиях. Преподавателями физвоспитания ведется научно-исследовательская работа со студентами по ведению здорового образа жизни. В результате этой работы студенты участвуют со своими докладами в научно-практических и студенческих конференциях, таких как в краевом открытом фестивале «Студенческая весна – 2015», во II- Всероссийском фестивале творческих работ обучающихся НПО, СПО и общеобразовательных школ, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Подвиг героев в сердцах поколений», в региональном 8 конкурсе научно-практической конференции научного студенческого общества г. Амурска.
Таким образом, развитие спортивно-патриотического воспитания как одного из важнейших направлений государственной политики в системе физической культуры и спорта позволит выработать стратегию развития сферы физической культуры и спорта в целом, определить характер научно-исследовательских работ по вопросам спортивно-патриотического воспитания, выстраивать информационную политику в направлении формирования гражданского сознания студентов.
Список использованных источников:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
2. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1992, с. 249-250.
3. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ авт.-сост. И.А. Пашкович.-2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.-169 с.