- 24.09.2015
- 2218 Просмотров
- Обсудить
ОБОУ СПО "Курский автотехнический колледж"
Реализация компетентностного подхода при изучении медицинских дисциплин студентами по специальности: «Защита в чрезвычайных ситуациях».
В современных социокультурных условиях профессиональная подготовка, ориентированная на модель специалиста-профессионала, должна реализовывать не только его формальные характеристики, но и готовность к освоению знания, связанного с его деятельностью. Такие качественные характеристики отражаются в понятии «компетентность».
В рамках компетентностного подхода образование и обучение становится комплексным, многофакторным. Обучающимся передаются не только знания и навыки – и не всякие знания и навыки, а лишь те, которые нужны для развития необходимых компетенций. Также проводится психологическая подготовка, формируются нужные установки, развиваются определенные личностные качества, нарабатываются конкретные алгоритмы эффективной деятельности.
По своей природе компетентностный подход в обучении и образовании является в достаточной мере целевым. В его рамках обучается не просто специалист широкого профиля, а человек, который будет качественно выполнять конкретный объём работ и, кроме того, иметь мотивацию к своей будущей деятельности.
Студенты специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях» изначально имеют достаточно высокий мотивационный посыл для обучения. Она обусловлена устойчивым, положительным образом МЧС, девизом которого в нашей стране является «Предупреждение, спасение, помощь!» и вся деятельность которых весьма широко освещается в средствах массовой информации. Спасение жизни и сохранения здоровья людей является приоритетной задачей функционирования каждого сотрудника МЧС.
Спасти человека можно лишь обладая основательными познаниями в области медицины катастроф. Но будучи даже профессиональным медиком, невозможно помочь человеку, находящемуся под завалом, не имея опыта работы с аварийно-спасательным инструментом. Или сколь трагична может быть ситуация, когда пожарный-спасатель, рискуя собственной жизнью, эвакуировал пострадавшего из задымлённого помещения, но, не обладая достаточными навыками работы с кислородным ингалятором, в итоге не спас человека. А неквалифицированная психологическая помощь на месте чрезвычайной ситуации может привести к трагичным последствиям не только для пострадавшего, но и для окружающих. Примеры можно приводить бесконечно.
К сожалению, чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального характера не становится меньше. Очевидно, что востребованность в специалистах данного профиля будет возрастать, так же, как и будут возрастать требования к их профессиональной подготовке. Современный спасатель обязан обладать компетенциями в различных областях деятельности, логично связывая их между собой, чтобы в конечном итоге быть социально значимым и востребованным. Таким образом, внедрение модульно-компетентностного обучения для специалистов по защите в ЧС продиктовано самой жизнью, реалиями современного мира.
Спасение жизни, сохранения здоровья, умение оказать первую медицинскую помощь проходят красной строкой в Федеральных законах: ФЗ № 28 « О гражданской обороне», ФЗ № 68 « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а ФЗ № 151 « Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» прямо определяет одним из основных принципов деятельности –«принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей».
Междисциплинарный курс «Оказание первой помощи» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС.
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Овладение компетенциями невозможно без полноценного материально-технического оснащения учебной аудитории. В распоряжении студентов отделения «Защита в чрезвычайных ситуациях» имеется следующее имущество и оборудование:
1. Аптечка индивидуальная АИ-2
2. Индивидуальный противохимический пакет
3. Индивидуальный перевязочный пакет
4. Имитаторы ранений и поражений
5. Комплект Индивидуальный Гражданской Защиты (КИМГЗ) «Юнита»
6. Санитарная сумка
7. Противоожоговая аптечка
8. Укладка медицинская «для ГО и ЧС»
9. Ингалятор кислородный
10. Жгуты кровоостанавливающие
11. Тренажер-манекен для отработки навыков СЛР взрослому
12. Тренажер-торс для отработки навыков СЛР взрослому
13. Тренажер для отработки навыков удаления инородных тел из дыхательных путей
14. Индикатор кардиоритма "Кардиосаундер-2"
15. Комплект шин иммобилизационных транспортных Крамера, Дитерихса
16. Комплект иммобилизационных головодержателей
17. Фиксирующий воротник Шанца для взрослых и детей
18. Носилки для МЧС
19. Ковшовые носилки
20. Вакуумные носилки
21. Вакуумные шины
22. Портативный набор АДР-1200
23. Расходный материал (бинты, вата, лейкопластырь, маски, перчатки, лекарственные препараты, шприцы, дезинфекционные средства, антисептики и т.п.)
Для демонстрации лекционного материала используется видеопроектор. В целях наиболее рационального усвоения теоретических знаний предпочтительнее использовать собственные презентации в силу ряда причин. Так, имеющаяся литература по оказанию первой медицинской помощи для широких слоёв населения содержит незначимую информацию в директивной, узконаправленной форме и, как правило, в недостаточном по содержанию объеме. Более того, в литературе данного плана зачастую содержится информация, противоречащая друг другу. Следовательно, она не может быть использована для обучения, так как не только не даёт импульс к наиболее глубокому самостоятельному изучению предмета, но зачастую заставляет сомневаться в уже усвоенных знаниях и навыках.
На другом полюсе находится «серьёзная» научная медицинская литература, которая также не может быть использована, так как без фундаментальных медицинских знаний прочитанное не может быть интерпретировано.
«Золотой серединой» являются учебники по медицине катастроф под редакцией авторитетных в данной области учёных. Но даже самый доступный для восприятия учебник не содержит всех алгоритмов действия при различных экстренных ситуациях и не выделяет то самое главное, что будет необходимо в первую очередь специалисту в конкретной области.
Поэтому большая роль принадлежит компетентности самого преподавателя, ибо только он, зная специфику родственных его предмету модулей, может выделить главное, задать алгоритм действия, показать вариабельность развития ситуации, и в конечном итоге побудить студента к самостоятельному мотивированному изучению. Именно тогда будет достигнут результат формирования компетенции.
В то же время, сфера деятельности преподавателя также подвержена изменениям. Ему необходимо уметь ставить реальные учебные задачи, чувствовать проблемность ситуаций, выполнять функцию координатора и партнера, стимулировать творческое мышление, проявлять терпимость к ошибкам студентов, допускаемым в попытках найти собственное решение, предоставлять возможность обмена мнениями в ходе обсуждений, поощрять предложения по улучшению работы.
В образовательном процессе ключевые компетенции приобретаются студентами при соблюдении следующих условий:
• «деятельностный» характер обучения;
• создание условий для приобретения опыта достижения цели;
• ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности студента за результаты своей деятельности;
• разгрузка преподавателей благодаря продуктивной групповой работе;
• изменение методики (методов) преподавания.
На практических занятиях по медицинской подготовке с успехом используется метод непосредственной инструкции. Это форма проведения занятий, при которой минимизируется информирование обучающихся, а ключевая роль отводится дисциплинированной работе в ориентируемом направлении. Данный метод позволяет эффективно использовать учебное время.
Занятие с применением метода непосредственной инструкции может считаться успешным, если выполнены несколько условий: ориентирующее вступление, выполнение заданий под руководством преподавателя и самостоятельное выполнение индивидуальных упражнений. Компетентностный подход подразумевает смещение с односторонней активности преподавателя на самостоятельное учение студента. Как только обучаемые чётко усваивают алгоритм действия при той или этой ургентной патологии, задача преподавателя переходит в другую плоскость - научить действовать в нестандартных ситуациях.
Замечательно, когда студентам предлагается решить ситуационные задачи по оказанию медицинской помощи с обязательным использованием знаний и умений, полученных ранее при изучении родственных модулей. Как правило, этот этап вызывает наибольший интерес. Ведь уже обладая определёнными знаниями и умениями, обучаемый осознаёт свою социальную значимость и ответственность за сохранение жизни человека, но допускает возможностью принять неверное решение в неясной для него ситуации. Здесь происходит промежуточная оценка компетенций : «знаю» -«не знаю», «умею» - «не умею». Поэтому каждое пояснение преподавателя принимается с большим вниманием. Зачастую полезно «поменяться местами», с тем, чтобы проблемные задачи ставились студентами перед преподавателем или же перед другими студентами. Данная часть занятий является наиболее отрадной и благодарной для любого педагога – каскад вопросов, рассуждений, умозаключений. Здесь главное, не подавляя инициативу и самостоятельность, направить действия и диалоги в конструктивное русло, отделить малозначимое и постороннее.
В результате соблюдается сущность компетентностного подхода – обучение действием, преодолевается разрыв между теорией предполагаемых действий (знаниями) и практикой, деятельностью. Отношение студента к знанию выражается применением их при совершении «активных действий», реализуется принцип: «Обучение через опыт».
Система оценивания, ориентированная на развитие компетентности, должна быть устроена по такой схеме, которая позволяет считать любую оценку заработанной, учитывать уровень достижения студентов, его продвижение относительно предыдущего испытания (оценивание ориентировано на фиксацию позитивных продвижений, а не недочетов),
предполагать схему, позволяющую получить материал для перехода к накопительной системе.
Таким образом, основной ценностью компетентностного подхода при изучении медицинских знаний будущих спасателей становится не усвоение суммы сведений, а освоение таких умений, которые позволяли бы определять цели, принимать решения и действовать как в типичных, так и в нестандартных ситуациях.
1. Белогурова В.А. Научная организация учебного процесса: Учебное пособие для вузов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 448 с.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М., 2004. – С. 10.
3. Калягин А.Н. Развитие профессионального медицинского образования в свете Болонского соглашения: взгляд преподавателя. // Профессиональное образова¬ние на современном этапе развития общества. Межрегиональная научно-практическая конференция. 20-22 декабря 2004 г., Калуга. / Под ред. К.Г. Ники-форовой, Е.И. Малаховой. – Калуга, 2004. – С.77-80.
4. Алексеев, Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики/ Н.А.Алексеев.- Тюмень: Издательство Тюм. Гос. Унив., 2006.- 216 с.
5. Болотов, В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов // Педагогика.- 2003.- №10.-С.8 – 10
6. Шишов, С.Е., Агапов, И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость/С.Е.Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2002.- №2.- С.58
7. Шубинский, В.С. Человек как цель воспитания/ В.С. Шубинский // Педагогика.- 1992.-№3-4.- С.37-43