- 26.09.2015
- 7271 Просмотр
- Обсудить
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»
В Г. МАРКСЕ
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе специальности «Народное художественное творчество» (Хореография)
Автор: Замиралова Елена Николаевна, преподаватель
Электронные средства массовой информации активно проникают в жизнь людей во всем мире. Исследования, проводимые в США и в Европе, показали, что до 80 % информации, получаемой детьми к 11 годам, они черпают вне класса из источников, не имеющих бумажных носителей. Из этого можно сделать выводы: во-первых, система образования должна отражать неоспоримый факт сложившейся взаимосвязи медиа и образования, во-вторых, необходимо изучать воздействие медиа на раскрытие человеческого потенциала и пытаться управлять этим воздействием.
В эпоху технологий и «гаджетов» поступление информации происходит не только из окружающей действительности, но и с искусственных носителей. В связи с этим мир находится в условиях колоссальной лавины информации, человечество перестраивается на новый информационный лад. Менталитет нашего времени меняется в зависимости от особенности восприятия и переработки информации. Запросы образования подрастающего поколения диктует рынок потребления. Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) – это эффективный инструмент мотивации и развития обучающихся, расширении их кругозора, обеспечении доступа к большим объемам информации и ее переработке, усилении познавательно-исследовательских возможностей человека, организации обмена информацией по содержанию выполняемой деятельности и создании новой человеко-машинной коммуникативной системы, важная составляющая современного учебного процесса.
С внедрением новых стандартов представлена «концепция компетентностного подхода в образовании». Речь идет о возникновении информационного общества, о развитии компетентности в вопросах оперирования информацией, информационной открытости образовательных организаций. В связи с этим задача педагога научить обучающихся в рамках ситуаций реальной жизни работать с информацией через осмысление, анализ и креативность; упорядочить самоорганизацию процессов переработки информации; стимулировать инициативность в принятие решений, самообразовываться, перестраиваться, научиться делать выбор, брать ответственность.
Сегодня нормой универсальных учебных действий в освоении новых знаний, стало формирование самостоятельной работы студентов с информацией: научить её находить и анализировать.
В сфере художественного творчества использование информационных технологий предусматривает их применение во всех видах деятельности, а именно: обучении, управлении, методической работе. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Реальная работа в этом направлении зависит от оснащения материально-технической базы организаций.
Отличительной особенностью использования информационно-коммуникативных технологий на специальных предметах по хореографии является их вспомогательное назначение в условиях организации художественно-эстетической деятельности, которая позволяет расширить кругозор обучающихся, осовременивает занятие, способствует реализации креативного потенциала личности. Данная сфера нуждается в специалистах с развитым и ярко выраженным творческим, инициативным мышлением, со способностями и навыками, которые развивает именно художественное образование, хотя, на сегодняшний день, внедрение ИКТ в учебные заведения, в большинстве случаев, остается чужеродной инкрустацией в сложившейся годами системе традиционного образования.
Сегодня специальной литературы по данному вопросу нет. Опубликовано большое количество статей, докладов и рефератов о внедрении, влияние и развитие ИКТ в дошкольном и школьном образовании. Возникает вопрос, каким образом использовать ИКТ в образовательном процессе для решения учебных и производственных задач, как обучающимися, так и педагогами на специальных предметах по хореографии.
Хореография — это вид искусства, связанный с кинетическим восприятием мира, то есть организация получения эстетических впечатлений от окружающей действительности, которая происходит через образно-двигательную сферу действий. В специфику обучения входит получение физического опыта танцевальных действий, комплекса развития и совершенствования рефлекторно-двигательного аппарата человеческого тела. Сочетание традиционных методов обучения, таких как наглядный (практический показ) и словесный (объяснение, беседа), наряду с развитием общефизических, артистических и исполнительских возможностей, использование ИКТ расширяет возможности творческой реализации обучаемых, способствует комплексно подготовить будущего специалиста в течение всего времени обучения.
Во-избежании некорректности при рассмотрении данного вопроса следует уточнить толкование понятия — информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В современном понимании ИКТ подразумевает широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи, распространения информации и оказания услуг. К ним относятся компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет. Представленный перечень ИКТ постоянно расширяется и модернизируется, тем самым пополняя потенциальные возможности данных для разных сфер деятельности человека, в том числе и образования.
Роль информационного пространства в образовательной системе в основном связана с познавательными функциями обучения. Направленность обмена информацией ведется в комплексе действий, направленных на поиск, сбор, обмен прикладной информации.
В образовательном процессе информационно-коммуникативные технологии могут использоваться как во время аудиторных занятий, по предметам «Классический танец», «Народный танец», «Современный танец», «Композиция и постановка танца», «История костюма», «История хореографии», так и самостоятельно во внеурочное время, с целью:
• ознакомления с видео материалами по хореографии;
• знакомства с танцевальным наследием и творчеством выдающихся балетмейстеров и танцовщиков своего времени;
• получения информации о конкурсах, фестивалях и анализ своих действий при участии в этих конкурсах;
• показа и распространения видео и фото продукции с концертов, и конкурсов.
В образовательном процессе применяются в основном инструменты коммуникации, как: компьютер, ноутбук. Все виды информационного потока преподаватели и студенты получают с электронных носителей: флеш-карт, CD, DVD, жестких дисков. Все эти технические средства позволяют развивать информационно-коммуникативную среду по обмену необходимой информацией. С внедрением ИКТ у педагогов появляется больше возможностей творческого подхода в процессе подготовки к занятиям и мероприятиям с помощью:
• создания компьютерных презентаций по хореографическому искусству;
• поиска необходимой информации в Интернете.
С помощью сетей Интернет педагоги и студенты могут повысить профессиональный уровень, принимая участие в Интернет – конференциях, Интернет – конкурсах.
Использование студентами ИКТ во внеурочное время способствует:
• усвоению полученных знаний по хореографии на более высоком уровне;
• активизации познавательной деятельности;
• самообразованию;
• расширению навыка использования ИКТ в образовательном процессе;
• развитию самоорганизации.
Сегодня, коммуникационной площадкой для обмена информацией среди педагогов и студентов становятся различные сообщества и группы в социальных сетях (в контакте, Facebook, одноклассники), где предоставляются следующие возможности:
• делится новостями и отзывами, своими достижениями на мероприятиях, конкурсах, фестивалях;
• проводить дискуссии на профессиональные темы;
• поделится фото и видео материалами с мастер-классов, семинаров.
Из выше сказанного можно сделать выводы:
1. Используя ИКТ как инструмент проектной деятельности, как средство для изучения других предметов, как технологию для реализации междисциплинарных проектов, можно добиться больших творческих результатов в обучении.
2. Сформировать системные знания и обобщенные умения по специальности.
3. Обучающиеся могут выражать свои идеи и концепции через методы и средства ИКТ.
4. Студенты обучаются методам работы с информацией, методам освоения разных художественных технологий, методам интерпретации культурного опыта.
5. Использование ИКТ имеетреальную возможность влияния на эффективность не только образовательного процесса, но и содействия активной гражданской позиции студентов и молодого поколения.
6. При гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами обучения позволят комплексно подготовить будущего специалиста, способного работать с использованием ИКТ и внедрять его в свою в профессиональную деятельность.
Список используемой литературы
Эрдонов О. Л. Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в высших образовательных учреждениях [Текст] / О. Л. Эрдонов // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 692-694.
Интернет источники:
http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214673.pdf