- 01.02.2016
- 4468 Просмотров
- Обсудить
Плеханова Людмила Юрьевна
ГБПОУ «Ставропольский государственный политехнический колледж»,
зав. отделением профессионального обучения, (преподаватель физики, экономики)
ГБПОУ «Ставропольский государственный политехнический колледж»,
зав. отделением профессионального обучения, (преподаватель физики, экономики)
Профессиональная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья как психолого-педагогическая проблема инновационной деятельности колледжа.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы процесса перехода системы профессионального образования на более высокий качественный уровень и активное включение всех педагогических работников колледжей в инновационную деятельность. Современные социально-экономические условия в нашей стране требуют особой проработки проблем, связанных с профессиональным образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из необходимых условий процесса перехода системы профессионального образования на более высокий качественный уровень является активное включение педагогических работников колледжей в инновационную деятельность. Перед колледжами поставлена задача, в первую очередь, создавать новшества, которые дают возможность перехода системы профессионального образования на более высокий уровень. В настоящее время наблюдается рост количества колледжей, которые принимают на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Ставропольском крае это -
ГПОУ «Железноводский художественно-строительный техникум»;
ГБПОУ «Ставропольский государственный политехнический колледж»;
ГБПОУ «Новотроицкий сельскохозяйственный техникум»;
ГБПОУ «Георгиевский региональный колледж «Интеграл»;
ГБПОУ «Георгиевский политехнический техникум»;
ГБПОУ «Многопрофильный техникум имени казачьего генерала С.С. Николаева» г. Михайловск;
ГБПОУ «Ипатовский многопрофильный техникум»;
ГПОУ «Невинномысский агро-технологический колледж»;
ГПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум им. атамана М.И. Платова.
Самую многочисленную группу таких учащихся составляют подростки с отклонениями в интеллектуальном развитии. Включение педагогических работников в деятельность по обучению данного контингента учащихся является по сути инновационной и требует от педагогических коллективов определенной готовности к ее осуществлению. Современные социально-экономические условия в нашей стране требуют особой проработки проблем, связанных с профессиональным образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Подростки с отклонениями в интеллектуальном развитии получают профессиональную подготовку по доступным для них профессиям в колледжах в специально организованных группах, что облегчает их социальную адаптацию и интеграцию в общество. Нельзя забывать о том, что это дети с особыми образовательными потребностями. Под умственной отсталостью понимаются качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы, при этом страдает не только интеллект, но и вся эмоционально-волевая сфера человека.
Организация профессиональной подготовки таких подростков требует создания оптимальных педагогических условий в соответствии с возрастными и индивидуально типологическими особенностями, а также состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Для обеспечения таких условий колледж должен располагать методическим обеспечением и специально подготовленными кадрами. На современном этапе основная масса колледжей не может похвастаться наличием специальных технических и наглядных средств для осуществления профессиональной подготовки таких подростков.
Профессиональную деятельность педагогических работников осложняет отсутствие специальных учебников и программ. Чаще всего преподаватели используют в работе учебники и наглядные средства, применяемые для обучения студентов с охранным интеллектом, что осложняет процесс восприятия и усвоения материала. Каждый преподаватель вынужден самостоятельно составлять программу по своей дисциплине, отбирать материал в соответствии с особенностями данной категории обучающихся, при этом еще и учесть коррекционную направленность. Принимая во внимание тот факт, что большинство педагогических работников колледжа не имеют специального психолого-педагогического образования, разработка методического обеспечения по своей дисциплине представляет для них сложность и вызывает затруднения. Чаще всего основным критерием оценки качества используемых педагогом методических материалов является личный опыт и здравый смысл. Таким образом, дидактическое и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, отбор специальных технологий (коррекционно-направленных, здоровьесберегающих), соответствующих особым образовательным потребностям этой категории обучающихся, представляет серьезную задачу для педагогических работников.
С каждым годом усложняется контингент выпускников коррекционных школ VIII вида: все больше попадает в колледж подростков, имеющих тип дефекта с эмоционально-волевым нарушением психики. Затрудняет работу педагогов наличие в группах тех подростков, которые попали в данную категорию учащихся из-за «педагогической запущенности». Это подростки с задержкой психического развития, в основе которого лежат социальные причины. Такие ребята нуждаются в профессиональном подходе к организации их социально-педагогической реабилитации. Правильно организованное профессиональное обучение является важнейшим условием социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Не все колледжи имеют штат педагогических работников, организующий профессиональную подготовку умственно отсталых детей, которые бы прошли специальную подготовку. Существенную помощь в осуществлении профессиональной деятельности педагогическим работникам может оказать педагог-психолог, работающий в колледже. И хотя большинство таких специалистов тоже не имеют специальной подготовки для работы с умственно отсталыми подростками, но педагог-психолог владеет теоретическими знаниями в области специальной психологии. В сочетании с практикой могут успешно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение не только подростков групп профессиональной подготовки, но и профессиональную деятельность мастеров профессионального обучения и преподавателей, работающих с данным контингентом учащихся.
Организуя такое сопровождение, педагог-психолог должен оказать помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств, использовании специфических приемов в организации педагогического процесса. Посещая и анализируя занятия в группах профессиональной подготовки, педагог-психолог обращает внимание на гуманизацию образовательного процесса, умение педагога создавать благоприятный психологический климат, который обеспечивает спокойную, доброжелательную атмосферу во время занятий с условием эмоциональной неуравновешенности учащихся. Педагог должен терпеливо воспринимать разные смены настроений учащихся, беспричинную злобность и эйфорию. Приходя на урок педагогам необходимо помнить о принципе педагогического оптимизма, учитывать потенциальные возможности каждого подростка, выстраивая общение с ним, иметь установку на положительный результат и помнить, что правильно организованное обучение ведет за собой развитие.
Для работы с данным контингентом учащихся не всегда возможно использовать традиционные методы, применяемые в обучении нормально развивающихся подростков, необходимо применять специальные образовательные технологии, методы и приемы обучения и воспитания.
Основными методами передачи учебной информации является практический и наглядный, а словесный метод, которым увлекаются некоторые преподаватели колледжа, является дополнением к ним. Эти методы помогают наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для учащихся виде, так как у детей с ограниченными возможностями здоровья преобладает наглядно-действенный вид мышления, затруднено установление логических связей, причинно-следственных отношений между явлениями.
Использование наглядности в коррекционно-развивающей работе является ведущим средством более полного и глубокого осмысления учащимися учебного материала, понимания устной речи педагога и письменного слова, закрепленного в печатной продукции.
При интеллектуальных отклонениях часто имеет место нарушение развития речи, поэтому предъявляются особые требования к речи преподавателей и мастеров производственного обучения. Надо отказаться от длительного и часто использования словесных методов, избегать пространных записей в тетрадях. Система лекционных занятий, широко применяемая в колледже для обучающихся с сохранным интеллектом, для данной категории учащихся неприемлема. Замедленный темп записей, отставание от преподавателя вызывает отрицательные эмоциональные состояния, а иногда провоцирует и приступы агрессии.
Учебная деятельность при работе с данными детьми должна быть богатой по содержанию и достаточно напряженной для учащихся, задача педагога подобрать оптимальную интеллектуальную нагрузку с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Преподаватель, мастер производственного обучения должны обязательно создавать на занятиях ситуацию успеха для каждого учащегося, поскольку это способствует повышению мотивации и вызывает желание учиться.
Эффективное и доступное построение учебной деятельности включает выделение главного базового материала по каждой теме и неоднократное закрепление его. Для улучшения запоминания целесообразно прибегать к многократному повторению наиболее важного материала, гораздо большему, чем при обучении обычных детей. Необходимо постоянно побуждать учащихся к целенаправленной деятельности, так как у данной категории подростков отсутствует произвольность, целеустремленность, мотивация любознательности и инициатива.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессиональной подготовки подростков групп коррекционного обучения помогает решать вышеперечисленные и другие важнейшие вопросы, используя при этом различные формы взаимодействия с педагогическими работниками, представляя необходимые им в работе методические материалы: выступления на круглых столах, рекомендации на основе психолого-педагогического анализа урока, разработка памяток и многое другое.
Список литературы:
1. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве Ленинградской области: материалы науч.- практ. конф., 20 марта 2015 г., Санкт-Петербург / науч. ред. проф. Ю.Т. Матасов; сост. Л.А. Егорова. - СПб.: ЛОИРО, 2015. - 424 с.
2. Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы всероссийской научно-практической конференции / Под ред. И.В. Васютенковой. – СПб.: ЛОИРО, 2014. – 156 с.
3. Коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями развития в практике специального образования: Сборник статей / Материалы научно-практической конференции «Научно-методические проблемы помощи детям с ОВР на современном этапе развития системы образования», 22 марта 2013 г. – СПб.: ЛОИРО, 2013.- 500 с
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.