Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2016 » Февраль » 1

Профессиональная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья как психолого-педагогическая проблема инновационной деятельности

Плеханова Людмила Юрьевна
ГБПОУ «Ставропольский государственный политехнический колледж»,
зав. отделением профессионального обучения, (преподаватель физики, экономики)

Профессиональная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья как психолого-педагогическая проблема инновационной деятельности колледжа.


Аннотация: В статье рассматриваются вопросы процесса перехода системы профессионального образования на более высокий качественный уровень и активное включение всех педагогических работников колледжей в инновационную деятельность. Современные социально-экономические условия в нашей стране требуют особой проработки проблем, связанных с профессиональным образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из необходимых условий процесса перехода системы профессионального образования на более высокий качественный уровень является активное включение педагогических работников колледжей в инновационную деятельность. Перед колледжами поставлена задача, в первую очередь, создавать новшества, которые дают возможность перехода системы профессионального образования на более высокий уровень. В настоящее время наблюдается рост количества колледжей, которые принимают на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Ставропольском крае это -
ГПОУ «Железноводский художественно-строительный техникум»;
ГБПОУ «Ставропольский государственный политехнический колледж»;
ГБПОУ «Новотроицкий сельскохозяйственный техникум»;
ГБПОУ «Георгиевский региональный колледж «Интеграл»;
ГБПОУ «Георгиевский политехнический техникум»;
ГБПОУ «Многопрофильный техникум имени казачьего генерала С.С. Николаева» г. Михайловск;
ГБПОУ «Ипатовский многопрофильный техникум»;
ГПОУ «Невинномысский агро-технологический колледж»;
ГПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум им. атамана М.И. Платова.

Самую многочисленную группу таких учащихся составляют подростки с отклонениями в интеллектуальном развитии. Включение педагогических работников в деятельность по обучению данного контингента учащихся является по сути инновационной и требует от педагогических коллективов определенной готовности к ее осуществлению. Современные социально-экономические условия в нашей стране требуют особой проработки проблем, связанных с профессиональным образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Подростки с отклонениями в интеллектуальном развитии получают профессиональную подготовку по доступным для них профессиям в колледжах в специально организованных группах, что облегчает их социальную адаптацию и интеграцию в общество. Нельзя забывать о том, что это дети с особыми образовательными потребностями. Под умственной отсталостью понимаются качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы, при этом страдает не только интеллект, но и вся эмоционально-волевая сфера человека.

Организация профессиональной подготовки таких подростков требует создания оптимальных педагогических условий в соответствии с возрастными и индивидуально типологическими особенностями, а также состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Для обеспечения таких условий колледж должен располагать методическим обеспечением и специально подготовленными кадрами. На современном этапе основная масса колледжей не может похвастаться наличием специальных технических и наглядных средств для осуществления профессиональной подготовки таких подростков.

Профессиональную деятельность педагогических работников осложняет отсутствие специальных учебников и программ. Чаще всего преподаватели используют в работе учебники и наглядные средства, применяемые для обучения студентов с охранным интеллектом, что осложняет процесс восприятия и усвоения материала. Каждый преподаватель вынужден самостоятельно составлять программу по своей дисциплине, отбирать материал в соответствии с особенностями данной категории обучающихся, при этом еще и учесть коррекционную направленность. Принимая во внимание тот факт, что большинство педагогических работников колледжа не имеют специального психолого-педагогического образования, разработка методического обеспечения по своей дисциплине представляет для них сложность и вызывает затруднения. Чаще всего основным критерием оценки качества используемых педагогом методических материалов является личный опыт и здравый смысл. Таким образом, дидактическое и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, отбор специальных технологий (коррекционно-направленных, здоровьесберегающих), соответствующих особым образовательным потребностям этой категории обучающихся, представляет серьезную задачу для педагогических работников.
С каждым годом усложняется контингент выпускников коррекционных школ VIII вида: все больше попадает в колледж подростков, имеющих тип дефекта с эмоционально-волевым нарушением психики. Затрудняет работу педагогов наличие в группах тех подростков, которые попали в данную категорию учащихся из-за «педагогической запущенности». Это подростки с задержкой психического развития, в основе которого лежат социальные причины. Такие ребята нуждаются в профессиональном подходе к организации их социально-педагогической реабилитации. Правильно организованное профессиональное обучение является важнейшим условием социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Не все колледжи имеют штат педагогических работников, организующий профессиональную подготовку умственно отсталых детей, которые бы прошли специальную подготовку. Существенную помощь в осуществлении профессиональной деятельности педагогическим работникам может оказать педагог-психолог, работающий в колледже. И хотя большинство таких специалистов тоже не имеют специальной подготовки для работы с умственно отсталыми подростками, но педагог-психолог владеет теоретическими знаниями в области специальной психологии. В сочетании с практикой могут успешно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение не только подростков групп профессиональной подготовки, но и профессиональную деятельность мастеров профессионального обучения и преподавателей, работающих с данным контингентом учащихся.

Организуя такое сопровождение, педагог-психолог должен оказать помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств, использовании специфических приемов в организации педагогического процесса. Посещая и анализируя занятия в группах профессиональной подготовки, педагог-психолог обращает внимание на гуманизацию образовательного процесса, умение педагога создавать благоприятный психологический климат, который обеспечивает спокойную, доброжелательную атмосферу во время занятий с условием эмоциональной неуравновешенности учащихся. Педагог должен терпеливо воспринимать разные смены настроений учащихся, беспричинную злобность и эйфорию. Приходя на урок педагогам необходимо помнить о принципе педагогического оптимизма, учитывать потенциальные возможности каждого подростка, выстраивая общение с ним, иметь установку на положительный результат и помнить, что правильно организованное обучение ведет за собой развитие.

Для работы с данным контингентом учащихся не всегда возможно использовать традиционные методы, применяемые в обучении нормально развивающихся подростков, необходимо применять специальные образовательные технологии, методы и приемы обучения и воспитания.
Основными методами передачи учебной информации является практический и наглядный, а словесный метод, которым увлекаются некоторые преподаватели колледжа, является дополнением к ним. Эти методы помогают наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для учащихся виде, так как у детей с ограниченными возможностями здоровья преобладает наглядно-действенный вид мышления, затруднено установление логических связей, причинно-следственных отношений между явлениями.
Использование наглядности в коррекционно-развивающей работе является ведущим средством более полного и глубокого осмысления учащимися учебного материала, понимания устной речи педагога и письменного слова, закрепленного в печатной продукции.

При интеллектуальных отклонениях часто имеет место нарушение развития речи, поэтому предъявляются особые требования к речи преподавателей и мастеров производственного обучения. Надо отказаться от длительного и часто использования словесных методов, избегать пространных записей в тетрадях. Система лекционных занятий, широко применяемая в колледже для обучающихся с сохранным интеллектом, для данной категории учащихся неприемлема. Замедленный темп записей, отставание от преподавателя вызывает отрицательные эмоциональные состояния, а иногда провоцирует и приступы агрессии.
Учебная деятельность при работе с данными детьми должна быть богатой по содержанию и достаточно напряженной для учащихся, задача педагога подобрать оптимальную интеллектуальную нагрузку с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Преподаватель, мастер производственного обучения должны обязательно создавать на занятиях ситуацию успеха для каждого учащегося, поскольку это способствует повышению мотивации и вызывает желание учиться.

Эффективное и доступное построение учебной деятельности включает выделение главного базового материала по каждой теме и неоднократное закрепление его. Для улучшения запоминания целесообразно прибегать к многократному повторению наиболее важного материала, гораздо большему, чем при обучении обычных детей. Необходимо постоянно побуждать учащихся к целенаправленной деятельности, так как у данной категории подростков отсутствует произвольность, целеустремленность, мотивация любознательности и инициатива.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессиональной подготовки подростков групп коррекционного обучения помогает решать вышеперечисленные и другие важнейшие вопросы, используя при этом различные формы взаимодействия с педагогическими работниками, представляя необходимые им в работе методические материалы: выступления на круглых столах, рекомендации на основе психолого-педагогического анализа урока, разработка памяток и многое другое.

Список литературы:
1. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве Ленинградской области: материалы науч.- практ. конф., 20 марта 2015 г., Санкт-Петербург / науч. ред. проф. Ю.Т. Матасов; сост. Л.А. Егорова. - СПб.: ЛОИРО, 2015. - 424 с.
2. Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы всероссийской научно-практической конференции / Под ред. И.В. Васютенковой. – СПб.: ЛОИРО, 2014. – 156 с.
3. Коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями развития в практике специального образования: Сборник статей / Материалы научно-практической конференции «Научно-методические проблемы помощи детям с ОВР на современном этапе развития системы образования», 22 марта 2013 г. – СПб.: ЛОИРО, 2013.- 500 с
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar