Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2016 » Февраль » 5

Олимпиады и конкурсы по профессии - путь к повышению конкурентоспособности выпускника

Бухарева Татьяна Сергеевна, мастер производственного обучения, ГПОУ «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания»
Современные экономические условия характеризуются ростом требований работодателей к квалификации рабочих, ужесточением конкуренции на рынке труда, появлением новых профессий и специальностей, изменением внешней среды, влияющей на состояние профессионального образования. Дидактика профессионального образования рассматривает олимпиады и конкурсы профессионального мастерства как форму внеурочной работы обучающихся, которая имеет большое образовательное и воспитательное значение в подготовке квалифицированных кадров, в повышении конкурентоспособности выпускника. Основные этапы и организация проведения олимпиады и конкурса профессионального мастерства Олимпиады и конкурсы профессионального мастерства проводятся с целью повышения уровня профессиональной подготовки, интереса обучающихся к осваиваемой профессии, развития их творческой активности, выявление лучших индивидуальных и коллективных показателей работы участников конкурса, пропаганды системы профессионального образования. Основные этапы и организация проведения конкурса Первый этап - конкурс проводится в учебных группах в учреждениях среднего профессионального образования; Второй этап - проведение конкурса в образовательном учреждении; Третий этап - проведение конкурса по профессии региональным органом управления среднего профессионального образования; Четвертый этап - проведение конкурса всероссийского уровня. В «Новокузнецком техникуме строительных технологий и сферы обслуживания» олимпиады и конкурсы профессионального мастерства проводятся в рамках декады по профессии ежегодно в марте-апреле среди обучающихся II и III курса. Для проведения конкурса в техникуме создается организационный комитет в количестве 6-8 человек. В состав оргкомитета входят представители администрации техникума, инженерно-педагогические работники, специалисты производства (ООО «Новокузнецкметаллургмонтаж», ОАО НЗРМК им. Крюкова). Председатель и члены оргкомитета должны предусмотреть и обеспечить выполнение комплекса мероприятий, связанных с организацией и проведением конкурса, а также с подведением его итогов. Конкурсы профессионального мастерства в нашем техникуме проводятся в 2 этапа: 1. На выявление победителя в учебных группах. 2. На выявление победителя в образовательном учреждении. Задачи первого этапа - выявление лучших в учебной группе. Этот этап организовывают мастера производственного обучения и преподаватели спецдисциплин под руководством заместителя директора по учебно-производственной работе и старшего мастера. В конкурсе участвуют все обучающиеся группы. Обучающиеся-призеры первого этапа участвуют во втором этапе, в конкурсе профессионального мастерства. Второй этап состоит из двух частей: теоретической и практической. Оптимальное количество участников 5-7 человек. Для определения уровня теоретической подготовки участников конкурса и выявления знаний, полученных ими в процессе обучения, разрабатываются тестовые задания. При этом в содержание тестовых заданий обычно включаем основной теоретический материал изученный на данный момент. Теоретические задания выполняются следующим образом. Участники конкурса размещаются в одной аудитории, по одному человеку за компьютерным столом. Тестирование проводится на персональном компьютере. Время выполнения теста – 30 минут. На последнем конкурсе обучающимся было предложено 15 заданий первого уровня. Эксперты проверяют итоги выполнения тестовых заданий с помощью эталонов ответов. При разработке и отборе конкурсных практических заданий мы руководствуемся тем, что задания должны: • Соответствовать требованиям квалификационных характеристик и объему ранее изученного программного материала; • Выполняться в последовательности с нарастающей сложностью; • Совершенствовать приобретенные знания, умения и навыки; • Включать передовые технологии; • Обеспечивать полную загрузку конкурсанта с учетом установленного оргкомитетом времени на выполнение. Все соревнующиеся выполняют одинаковые задания. Все работы выполняются на однотипном оборудовании с применением одинакового стандартного инструмента. В 2013 году обучающимся было предложено задание: Выполнить сварную конструкцию из двух труб между собой поворотным способом. Нормативное время 40 минут. Выполнить резку алюминиевых труб плазменным комплексом «Плазма-2007». Нормативное время 10 минут. На практическом этапе учитываются следующее основные характеристики видов деятельности и умений. • Качество выполнения практического задания; • Высокая производительность труда; • Умение применять профессиональные приемы и способы труда; • Владение современной техникой и технологией; • Умение применять теоретические знания для решения производственных задач; • Культура труда; • Соблюдение ТБ. Следует помнить о том, что доля практического этапа составляет 70-80% от суммарной оценки за все конкурсные задания. День проведения конкурса - большой праздник для обучающихся и инженерно-педагогических работников. Победителем является участник, набравший наибольшее количество баллов. При равенстве итоговых показателей предпочтение отдается участнику, имеющему более высокий балл за практическое задание. После завершения работы всеми участниками конкурса, жюри проводит краткий разбор выполнения задания. Радует тот факт, что качество выполнения теоретического и практического задания конкурса каждый год растет, участников, как правило, разделяет небольшое количество баллов. Это свидетельствует не только о хорошем уровне подготовки обучающихся, но и об их ответственном отношении к участию в конкурсе профмастерства. Так член жюри, представитель социального партнера ООО «Новокузнецкметаллургмонтаж» Кулаков А.А. отметил высокий уровень профессиональной подготовки конкурсантов. Конечно, участнику, занявшему первое место, присваивается звание «Лучший по профессии», и дальше он защищает это звание на областном конкурсе. Так в 2010 году победитель лицейского конкурса Сороковой Константин занял первое место в областном конкурсе по профессии «Сварщик», а также стал победителем в номинации «Домашнее задание». Он же стал участником Всероссийской олимпиады. Всероссийская олимпиада профессионального мастерства по профессии «Электросварщик ручной сварки» состоялась в июне 2010 года в Нижнем Новгороде. Конечно, участию в олимпиаде предшествовала серьезная подготовка. Под моим руководством, а также инструктора, преподавателя спецдисциплин Константин повторял и систематизировал теоретический материал, отрабатывал технику сварки. По отзывам самого Сорокового К., он «отнесся к подготовке очень серьезно, так как понимал, что будет представлять не только наш техникум, но и всю Кемеровскую область». В результате Константин занял II место по теории, набрав 24 балла из 25, 12 место среди 32-х участников в практическом этапе. Самый главный результат выражен в словах самого Сорокового К.: «Участие в этом конкурсе дало мне много дополнительных знаний. Я показал достойный результат и понял, что у меня есть большие перспективы в этой профессии. Главное - не стоять на месте, а повышать с каждым днем свои знания и мастерство». Таким образом, через участие в конкурсах и олимпиадах по профессии у обучающихся формируется понимание значимости профессии для общества, интерес к профессии. Наряду с профессиональными компетенциями формируются и общие компетенции такие как: • организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, • осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, • эффективно общаться, • осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. И эти результаты характерны не только для победителей, но и для всех участников олимпиад и конкурсов по профессии. У них появляется уверенность в себе, в своих профессиональных возможностях. Как следствие, повышается интерес к обучению, освоению профессии. В итоге, улучшается успеваемость, посещаемость, а присутствие на конкурсе представителей соцпартнеров помогает в дальнейшем положительно решить вопрос о трудоустройстве. Под профессионализмом понимается высокое мастерство по приобретенной профессии, позволяющее мастеру производственного обучения и обучающимся системы среднего профессионального образования быть конкурентоспособным на рынке труда. Становлению будущего профессионала способствует в том числе и проведение олимпиад и конкурсов профессионального мастерства. Список литературы 1. Колосова, О.А. Профессиональный конкурс как стимул к творчеству [Текст] / О.А. Колосова //Среднее профессиональное образование. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО».- 2010.-№7.-С 18-24. 2. Скакун, В.А. Методика производственного обучения в схемах и таблицах [Текст]: учебное пособие / В.А. Скакун.- М.,2010.- 128с. 3. Трегубова, В.С. Организационно – функциональная модель конкурса профессионального мастерства студентов программистов колледжа [Текст] / Е.С. Троегубова. // Методист, 2010.- №1.- С.51-52
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar