- 09.04.2016
- 25135 Просмотров
- Обсудить
Молчанова Анна Михайловна
ГБОУ СПО МО "Московский областной государственный автомобильно-дорожный колледж"
ГБОУ СПО МО "Московский областной государственный автомобильно-дорожный колледж"
В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в социологической, педагогической, психологической литературе. Федеральный закон № 122 «Об основах социального обслуживания населения», принятый Государственной Думой РФ 22.10.1994г. дает следующее определение данному понятию: трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую человек не может преодолеть самостоятельно.
Сущностная особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы направил, подсказал. Такую помощь должны оказать родители. В Федеральном законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся без попечения родителей; безнадзорные и бездомные дети; дети-инвалиды; дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии); дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных воспитательных учреждениях для детей с девиантным (отклоняющимся от нормального) поведением; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Как правило, причина кроется в нежелании (реже невозможности) взрослых людей, находящихся рядом с ребенком (семья, родственники, учителя и др.), услышать, понять и помочь ребенку в решении сложных жизненных ситуаций. Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждой группе. Для всех трудных жизненных ситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образа жизни и возникновение необходимости изменений, поэтому необходимо организовать и вести систематическую работу по преодолению данных ситуаций.
Необходимо применять коррекционно-развивающую программу по работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации. Цели такой работы преподавателей, мастеров производственного обучения (кураторов):
адаптация подростков асоциального поведения в социуме, а именно в той, среде, в которую они попали, поступив в колледж;
формирование личностных нравственных качеств подростков;
организация досуга «трудных» подростков;
сохранение семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.
Задачи работы с «трудными» подростками:
Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.
Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.
Осуществление комплексной коррекционной работы с подростками, с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.
Актуальность нашей работы:
Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, которая происходит в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. В России вновь встречается нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынужденно адаптируется к подобным условиям, и в результате вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество.
Среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще проявляется жестокость и агрессивность. Растет число преступлений и правонарушений в подростковой среде. Поэтому необходимо принципиально ответственно отнестись к организации профилактической работы с социально дезадаптированными подростками.
Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены как на оздоровление условий семейного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия мастеров производственного обучения, преподавателей, социального педагога, психолога, родителей, работников правоохранительных органов. Немаловажную роль в воспитании, организации занятости, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних занимает дополнительное образование. Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с «трудными» подростками должно являться создание единого воспитательного пространства. Взаимосотрудничество с родителями и с другими профилактическими организациями позволяют совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
Аудитория: учащиеся с отклоняющимся поведением, 14-18 лет.
Ожидаемые результаты:
Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками.
Формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
Обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время.
Стратегия и механизм достижения поставленных целей:
Необходимо работать по всем 4-м направлениям:
1. Работа с подростками.
2. Работа с семьей (родителями).
3. Работа с педагогами.
4. Организация досуга детей и подростков.
Работа с семьей (родителями): Путь человека в жизнь начинается с семьи. Семья была, есть и будет ведущим социальным институтом в формировании личности. Но отношения родителей к образовательному учреждению и преподавателей к семье не всегда положительные и желают лучшего. Эти противоречия становятся причиной хронической депрессии обеих сторон и повышенной тревожности учащихся. Поэтому необходимо создание условий для успешной адаптации ребенка в семье, в колледже и в обществе через усиление центрального защитного фактора – сплочение семьи.
Кураторами обеспечивается психолого-просветительская работа с родителями, способствующая улучшению микроклимата в семье, сохранению и развитие семейных ценностей, и формирование здорового образа жизни. Для этого: привлекаются родители для совместной организации досуговой деятельности подростков (для учасия в мероприятиях); выявляются особенности взаимоотношения между родителями и детьми; создается положительная мотивация у родителей в содействии колледжу, своему ребенку; в случае необходимости, осуществляется психолого-педагогическое просвещение родителей.
Работа с родителями может проводиться в следующих формах:
- просветительская работа (выпуск информационных листов, беседы, дискуссии, лектории для родителей);
- психокоррекционная работа – семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях: уходы ребенка из дома, агрессивное поведение, неуправляемость, общение с незнакомыми и сомнительными личностями);
- психопрофилактическая работа – приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ОДН и т.д.) на встречи с родителями.
Темы просветительской работы с семьей (с родителями):
• Психологические особенности подросткового возраста.
• Способы конструктивного взаимодействия с подростком.
• Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье.
• Как преодолеть трудности в воспитании подростка.
• Что надо знать родителям о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления.
Работа с педагогами:
Цели и задачи:
-расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;
-дать базовые психологические понятия и знания о психологии развития личности детей;
-расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.
Темы лекций при работе с педагогами:
• Проблема зависимости от наркотиков.
• Особенности подросткового возраста.
• Семья, как единый организм.
• Роль неправильного семейного воспитания в возникновении отклоняющегося поведения у подростков.
• Круглый стол (обсуждение результатов профилактических мероприятий).
Работа с подростками:
Цель: формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и детей.
Задачи:
1. Профилактика вредных привычек (ПАВ, табакокурение , употребление алкоголя, наркотиков).
2. Профилактика правонарушений и преступлений.
3. Психокоррекция.
4. Пропаганда здорового образа жизни.
В работе с детьми и подростками асоциального поведения необходимо применить различные методы. Наиболее приемлемые :
• Метод переубеждения (подросткам предоставляются убедительные аргументы, и они вовлекаются в критический анализ своих поступков)
• Метод переключения (подростков необходимо занять: трудом, учебой, спортом, общественной деятельностью и т.д.)
При работе с этими методами предусматриваются следующие формы работы с подростками:
• Групповая работа;
• Тренинг поведения;
• Личностный тренинг;
• Дискуссии;
• Мозговые штурмы;
• Беседы, встречи;
• Лекции;
• Ролевые игры;
• Индивидуальные консультации;
• Тесты;
• Конкурсы;
• Праздники
Организация досуга детей и подростков:
Цель: адаптация подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно - досуговую и физкультурно-оздоровительную работу.
Задачи:
1. Создание ситуации успеха для подростков асоциального поведения.
2. Сформировать личную и социальную компетентность подростков, то есть развить у них позитивное отношение к самим себе и к окружающему обществу.
3. Укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Но подросток в колледже занят лишь часть дня. Все остальное время он проводит на улице. А в современных условиях подростки стали менее подконтрольными, что и приводит к негативным последствиям. Любимым времяпрепровождением подростков являются бесцельные прогулки, посещение дискотек, во время которых можно «себя показать». Поэтому сегодня как никогда актуальна организация досуга подростков.
Организация досуга должна проходить в следующих направлениях:
• Изучение интересов и потребностей подростков с отклоняющимся поведением;
• Расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей подростков;
• Методическое сопровождение мероприятий досуга;
• Организация социально-значимой деятельности подростков;
• Разработка нравственно-правовых мероприятий.
Тематические мероприятия для организации досуга детей и подростков:
Конкурс агитбригад («Мы выбираем жизнь»)
Акции («Скажи вредным привычкам нет!»)
Диспуты «Легко ли быть молодым?», «Как найти свое место в жизни?»
Работа круглых столов по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости
Круглые столы с приглашением специалистов на темы «Закон суров, но он закон», «Ты и твои права»
Интеллектуально-правовой конкурс «Взрослые и дети»
Комплексные спортивные мероприятия
Механизм оценки результатов
Оценка результатов проводится Советом профилактики правонарушений не реже чем 2 раза в год. В конце июня комиссия подводит итоги реализации программы и принимает новый план работы. Эффективность деятельности выносится на основе собранных отзывов, после проведения каждого мероприятия, а также результатами анкет до и после проведенных мероприятий. На рост правонарушений, насилия и асоциального поведения в молодежной среде оказывает влияние множество факторов. Данная проблема является очень серьезной и должна решаться совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и общественности. В городе организованно взаимодействие со службами и ведомствами системы профилактики для координации всей работы в этом направлении(приложение №1). Партнерские отношения преподавателей и мастеров п/о со всеми заинтересованными службами и ведомствами, сотрудничество с ними также способствуют успеху профилактической работы, и работе по защите прав ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Работа любого образовательного учреждения не принесет никаких положительных результатов, да и попросту не возможна без тесного взаимодействия с учреждениями, участвующими в исполнении закона РФ № 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Литература:
1. Гомонова С.И. Проблемы «трудных» подростков, пути их предупреждения и решения.- М.,2013.
2. Жирова Т.М. Твоя жизнь- твой выбор. Психолого-педагогические рекомендации для преподавателей и родителей. – М., 2014.
3. Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе. – М., 2009.
4. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьёй.- М., 2009.
5. Шульга Т.И. Технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением.- М.-Амстердам, 2009.
6. Сборник трудов научно-практической конференции «Современные модели помощи семье и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации».- Серпухов, 2010.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.