- 05.06.2016
- 4651 Просмотр
- Обсудить
кандидат педагогических наук
заведующий ресурсным центром
Ульяновского профессионально-
педагогического колледжа,
г. Ульяновск
Значительным событием в системе подготовки рабочих кадров стало вступление России в международную некоммерческую организацию WorldSkills International (WSI), что открывает новые возможности в развитии сферы профессионального образования, позволяет проводить мониторинг проблемных мест, совершенствовать отечественные образовательные стандарты и способствует повышению значимости социального партнерства. Что становится особенно актуальным в связи с предстоящим чемпионатом мира 2019 года, который, как известно, состоится в Российской Федерации – в Казани.
Результаты участия сборной России в мировых чемпионатах WSI позволили определить основные недостатки в системе подготовки рабочих кадров и, прежде всего, слабую материально-техническую оснащенность учебных заведений, низкий уровень творческо-конструкторской, рационализаторской деятельности, невысокую степень взаимодействия социальных партнеров и др.
В своем комментарии по итогам выступления нашей команды в мировом чемпионате лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов отметил, что Россия по-прежнему богата на мастеровитых людей, способных делать чудеса своими руками, у нас по-прежнему можно найти и современных Левшей, и Кулибиных. Но когда самоучка "Кулибин" выходит состязаться с выпускниками первоклассных европейских колледжей, когда ему приходится мериться силами с иностранными мастерами, использующими инструменты, которых наши и в руках не держали, дело туго.
В анализе итогов чемпионата Андрей Богатырев, руководитель проектов в области стратегических коммуникаций направления «Молодые профессионалы», указал на следующие причины невысоких результатов нашей команды:
- во-первых, - ряд заданий для наших ребят был непривычен, они выполняли их впервые. И не только они не сталкивались с подобными заданиями, но и сопровождающие их российские эксперты:
- во-вторых, - в России до сих пор практически не уделяется в должной мере внимание организации рабочего места. То есть, в такой степени, чтобы минимизировать затраты времени на то, чтобы что-то взять, положить, перейти от одного инструмента к другому, и т.д. В то время как участники из других стран привозили с собой специально организованные рабочие места и приспособления, помогающие им сэкономить время;
- в-третьих, - условиями соревнований оговаривалось, что участники привозят с собой собственный комплект личных инструментов. Инструменты наших участников технологически отставали от инструментов их конкурентов. При этом ряд конкурсантов, не впервые участвовавших в этих состязаниях, привезли с собой специально под заказ придуманные и изготовленные инструменты, позволяющие им делать работу еще качественнее и быстрее.
Таким образом, выявились недостатки в материально-техническом оснащении в инструментах, оборудовании и невысокий уровень рационализаторской, творческо-конструкторской деятельности в разработке собственных инструментов и приспособлений и специально организованных рабочих мест.
Успешность решения этих задач как показывает мировой опыт, во многом зависит от эффективности взаимодействия социальных партнеров, представителей бизнес сообщества, предприятий, задействованных на поставках оборудования и инструментов, например, таких как группа компаний «Сигма-СИ» официального дилера немецкого концерна ВOSСН, которая более 20 лет успешно работает на Ульяновской земле.
Группа «Сигма-СИ» оказывает поддержку Приоритетного национального проекта «Образование», а значит, и реформы профессионального образования России и уделяет большое внимание профессиональному обучению, в том числе повышению квалификации педагогов практического обучения. Например, по инициативе «Сигма-Си» в 2009 году в Ульяновске, на базе бывшего профессионального училища № 2, открылся Региональный учебно-технический центр BOSCH-Ульяновская область (РУТЦ) - «пилотный» проект Министерства образования и науки Ульяновской области, немецкого концерна и его регионального дилера - группы компаний «Сигма-СИ» и лаборатории ПРИСС (УлГТУ).
Цель данного проекта — повышение качества подготовки рабочих кадров и специалистов, оказание методической помощи педагогам системы профессионального образования, а основное предназначение - трансфер высоких технологий и современной техники от ВOSСН - («Учебная мастерская Роберта Бош»).
«Сигма-СИ» традиционно поддерживает проекты в сфере образования, делает все возможное, чтобы на ульяновской земле воплощался опыт популяризации творческой деятельности молодежи со школьной скамьи, развивалось стремление к познавательной деятельности. Сейчас компания осуществляет несколько крупных проектов совместно с министерством образования: ульяновские педагоги из профессиональных учебных заведений повышают квалификацию в региональном учебно-техническом центре, которому компания Bosch предоставила все необходимые методические и дидактические материалы.
Педагоги, прошедшие обучение получают сертификаты от компании Bosch. Затем по итогам обучения формируются рабочие учебные планы, которыми руководствуются преподаватели уже на своих учебных занятиях.
У компании «Сигма-СИ» есть несколько направлений в обучении: обработка древесины, металла, камня, работа с измерительной техникой.
Для учебных заведений компания предоставляет энциклопедии, учебный и дидактический материал. Специалисты «Роберт Бош» готовы показать преподавателям и ученикам, как использовать инструмент в различных строительных технологиях и наиболее эффективно и продуктивно работать с ним.
В настоящее время группа компаний получила статус официального партнера Министерства образования и науки Ульяновской области. «Сигма-СИ», как отмечают управляющие предприятием В. Музыкантова и Ю.Юрин, устанавливает долгосрочные стратегические рабочие отношения и с министерствами экономического профиля, которые нуждаются в бизнес-ресурсах и выступает комплексным и системным поставщиком ресурсов.
«Сигма-СИ», проектирует поставки новейшего оборудования в систему профессионального образования, и включает в эту работу первых лиц и первые организации данной тематики – Международную ассоциацию разработчиков учебной техники, специалистов учебных центров ведущих мировых производителей технического оборудования, методологических и методических экспертов, регулярно проводит конференции и совещания международного уровня.
Компания также всемерно поддерживает и научно-исследовательскую, инновационную деятельность в области профессиональной педагогики, сфере подготовки будущих квалифицированных рабочих и специалистов - при непосредственном содействии «Сигма-СИ» было проведено ряд инновационных исследований по разработке и апробированию технологий развивающего обучения.
На проведение опытно-экспериментальной работы в рамках этих исследований Группой «Сигма-СИ» безвозмездно было выделено Ульяновскому профессионально-педагогическому колледжу 12 полных комплектов специальных электромонтажных инструментов. Также для проведения занятий по геодезии в Ульяновском строительном колледже группой «Сигма-СИ» был полностью безвозмездно укомплектован специальным оборудованием и инструментами учебный кабинет на сумму более двухсот тысяч рублей.
«Сигма-СИ» является многолетним спонсором не только различных творческих мероприятий, но и конкурсов «Мастер – золотые руки» и чемпионатов профессий Worldskills Russia, а также организует выставку новейшего оборудования, проводит мастер-классы, где участникам и гостям конкурса предоставляется возможность апробации различных инструментов и приспособлений.
Необходимо отметить, что Группа компаний «Сигма-СИ» в своей деятельности продолжает славные традиции основателя легендарной компании Robert Bosch GmbH - немецкого промышленника и изобретателя Роберта Боша, который еще в начале прошлого века начал при фабриках на свои средства открывать училища, позволившие повышать квалификацию рабочих. Он также всемерно поддерживал учебные заведения и вкладывал значительные средства в научные исследования и разработки, что сохранилось и в наше время. Например на эти цели в 2015 году компания Bosch вложила около 6,3 млрд евро, а также подала заявки на получение 5422 патентов по всему миру.
Меценатство, благотворительность сопровождала всю жизнь Роберта Боша, который, например, значительную часть средств, полученных от военных контрактов времен Первой мировой войны, передал в различные фонды, считая, что война не может быть источником обогащения.
Итак, взаимодействие социальных партнеров понимается нами как эффективное взаимодействие социальных партнеров, сотрудничество образовательных учреждений, предприятий, сферы бизнеса в реализации творческой профессиональной подготовки современного рабочего, обеспечивающие его компетенции, адекватные требованиям рынка труда.
Опыт показывает, что эффективное взаимодействие социальных партнеров профессионального образования, бизнес сообщества, сферы производства на уровне взаимодействия творческо-педагогического, способствует решению главной задачи системы профессионального образования – повышению качества профессиональной подготовки, что станет основой высоких результатов команды России на мировых чемпионатах профессий WorldSkills International.
Литература
1. Богатырев, А.А. Поучительный дебют. Россия впервые приняла участие в чемпионате рабочих профессий WorldSkills International. - Режим доступа: http:// umpro.ru›index.php. – 15.05.16.
2. Галагузова, М.А. Творческо-педагогическое взаимодействие учебного заведения и базового предприятия в конкурсах профессионального мастерства [Текст] / М.А Галагузова., Э.Р. Гайнеев // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 4. - С.252-257.
3. Гайнеев, Э.Р. Занятие-конкурс как средство моделирования профессиональной компетентности в подготовке современного рабочего / Э.Р. Гайнеев // Современные научные исследования. Концепт. – Выпуск 3 - 2015. – URL: http://ekoncept.ru/ 2015/85563.htm.
4. Музыкантова, В.В., Юрин, Ю.Б. СИГМА-СИ. Партнерство в развитии территории и деятельности. От первых шагов – к системной работе профессионалов строительной отрасли // Деловое обозрение. - № 3 (171). – 2012.- с. 24-25.
5. Robert Bosch GmbH // Режим доступа: http: // ru.wikipedia.org