- 10.08.2016
- 2900 Просмотров
- Обсудить
ГБПОУ "Пермский нефтяной колледж"
Успешное овладение иностранным языком - это необходимая предпосылка для получения интересной работы в стране и за рубежом, укрепления дружбы с представителями разных стран, для продолжения обучения и профессионального роста.
Одной из главных задач среднего профессионального учреждения является подготовка высококвалифицированных специалистов. Значимость иностранного языка повышается с каждым годом вместе с важностью технических профессий.
На современном этапе стоит комплекс задач, которые связаны с умениями межкультурного общения, способностью работать в команде, личными и профессиональными качествами, для реализации которых требуется высокий уровень иноязычной коммуникативной компетенции в профессиональной сфере общения.
Всестороннее развитие личности будущего специалиста возможны при соблюдении следующих принципов организации профессиональной и языковой подготовки в техническом колледже:
• слияние гуманитарных и технических знаний в целях обеспечения гармоничного развития личности специалиста благодаря внедрению интегрированных программ обучения;
• формирование поликультурной личности, способной к творческой деятельности.
При подготовке специалистов международного уровня необходимо учитывать вопросы развития у них коммуникативной и социокультурной компетенций, которые бы позволили им успешно справляться со своими профессиональными обязанностями. В структурном плане в профессионально-ориентированную иноязычную коммуникативную компетенцию входят все основные составляющие коммуникативной компетенции общекультурная, языковая и речевая, стратегическая, компенсационная и социокультурная компетенции [Кавнатская,2003]. Каждый компонент расширяется в содержательном плане за счет включения профессионально-ориентированных знаний, навыков, умений, индивидуальных способностей с опорой на компетентность в области профессиональной деятельности.
Выделяют несколько основных целей развития языковой подготовки в современном техническом колледже.
Языковая - обучение языковым системам; знание социокультурной специфики разных культур; обеспечение взаимодействия в различных ситуациях общения; учет при обучении иностранному языку специфики профессиональной и деловой сфер общения. Иностранный язык становиться инструментом выполнения профессиональной деятельности. Состояние общества отражается в содержании образования и, как отмечает, И.А. Зимняя, наиболее тесной следует признать связь образования и культуры, а именно функцию «культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе» [Зимняя И.А.,2010, с.64]. Организационная - внедрение разнообразных форм внеучебной деятельности и разнообразных мероприятий. В последние годы всё более актуальной становится задача научить студента быть более активным, ответственным, уметь принимать правильные решения в сложных ситуациях.
Для достижения этого студенты должны осуществлять устную и письменную коммуникацию на иностранном языке, использовать иностранный язык в учебной и научно-исследовательской деятельности.
Задачи по формированию навыков, которые обслуживают профессиональную деятельность связаны с так называемыми переносными умениями организации деятельности (transferable skills) [Вайсбурд, 2003;Fallows, Steven,2000]. Данная группа развивается заданиями проектной деятельности, проблемно-ориентированными заданиями, симуляционными заданиями и case-studies. Данные задания позволяют успешно реализовывать междисциплинарные связи.
Развитие компенсаторных умений деятельности и взаимодействия (compensatory skills) [Вайсбурд,2003; Fallows, Steven,2000] также предполагается в ходе реализации языковой подготовки студентов.
Данная группа умений включает проектные работы и исследовательскую деятельность. Следующие задания являются актуальными для студентов:
Выбор оптимального пути поиска информации, ранжирование полученной информации, поиск или прогнозирование недостающих элементов проблемной задачи, стратегическое выстраивание процесса исследования проблемы, поэтапное прогнозирование результата, соотнесение его с конечной целью и корректировка выполнения деятельности.
Следует отметить группу профессиональных адаптационных умений, таких как (soft skills) [Fallows, Steven,2000], развитие которых даёт возможность работать со специфическими текстами по специальности и выполнять междисциплинарные проекты.
Обучение иностранному языку в техническом колледже позволяет студенту реализовать свой потенциал и почувствовать себя высококвалифицированным специалистом.
Библиография
1. Вайсбурд Д.И., Чубик П.С. Элитное инженерно-техническое образование//Инженерное образование. – 2003. - № 1. – С. 15-19.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Воронеж: МОДЭК,2010.
3. Кавнатская Е.В., Сафронова В.В. К проблеме описания профессионально-ориентированной иноязычной компетенции//Культуроведческие аспекты языкового образования: сб. науч. трудов. – М., 2003. – С.92-94.
4. Fallows S., Steven C. Integrating key skills in higher education. – London, 2000. – 192 p.
References
1. Fallows, S., Steven, С. (2000) Integrating key skills in higher education. London.
2. Zimnyaya I.A. Educational psychology. Voronezh: MODEK,2010.
3. Kavnatskaya, E.V., Safonova, V.V. (2003) K probleme opisaniya professional'no-orientirovannoi inoyazychnoi kompetentsii [Describing the problem of professionally oriented foreign language competence]. In: Kul'turovedcheskie aspekty yazykovogo obrazovaniya [Cultural studies aspects of language education]. Moscow, pp. 92-94.
4. Vaisburd, D.I., Chubik, P.S. (2003) Elitnoe inzhenerno-tekhnicheskoe obrazovanie [Elite engineering education]. Inzhenernoe obrazovanie [Engineering education], 1, pp. 15-19.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.