- 31.08.2016
- 3533 Просмотра
- Обсудить
Денищик О.А.
Барабинский филиал Новосибирского колледжа транспортных технологии имени Н.А.Лунина
Барабинский филиал Новосибирского колледжа транспортных технологии имени Н.А.Лунина
Современная система физического воспитания в колледже транспортных технологий является приоритетной в формировании физической культуры как вида общей культуры молодого человека, здорового образа и спортивного стиля жизнедеятельности будущих квалифицированных рабочих производства.
Формирование социально активной личности в гармонии с физическим развитием - важное условие подготовки выпускника к профессиональной деятельности в обществе, развивающейся по законам рыночной экономики. Взаимоотношение физического развития и нравственного становления личности в процессе занятий физическими упражнениями получило научное обоснование в теории и методике физического воспитания.
Традиционный путь освоения ценностей физической культуры с приоритетом физической подготовки, направленный на выполнение унифицированных программных зачетных нормативов, - это лишь базис для формирования всей системы ценностей физической культуры, которые далеко не исчерпываются только физическими кондициями молодого человека и представляют собой единство в развитии духовной и физической сфер.
Однако такой подход к физическому воспитанию чаще декларируется. На деле, как доказывает практика, физическое воспитание замкнуто на двигательной деятельности, физическая культура рассматривается лишь как направленность физического воспитания на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, тем самым существенно обедняя его возможности, что в конечном итоге приводит к разрыву образования и культуры. Сам процесс физического воспитания утрачивает культурный, нравственный и одновременно предметно-содержательный смысл. Эмоционально-ценностное отношение к физкультурно-спортивной деятельности не формируется спонтанно и не наследуется. Оно приобретается личностью в процессе самой деятельности и эффективно развивается при освоении знаний и накоплении творческого опыта, связанного с проявлением инициативы и активности в истинно педагогическом процессе. Свидетельство этого - острые концептуальные дискуссии на страницах центральной печати по вопросам формирования физической культуры обучающейся молодежи .
Успех работы по физическому воспитанию обучающихся во многом зависит от того, насколько эффективно будут организованы занятия, начиная с 1-го курса.
Большой ущерб физическому воспитанию наносит приоритет нормативного подхода, когда учебный процесс направлен не на личность обучающегося, а на чисто внешние показатели, характеризуемые контрольными нормативами очередной учебной программы. Далее следует принудительная подгонка личности под усредненные нормативы, что явно противоречит идее свободы личности и отнюдь не способствует приобщению обучающихся к сфере физической культуры. При таком подходе процесс физического воспитания утрачивает субъективное начало - человеческую личность.
Целью деятельности преподавателя физической культуры - это создание условий и формирование у обучающихся навыков самосовершенствования на фоне воспитания мотивации, интереса к физической культуре и состоянию собственного здоровья.
Одной из приоритетных задач повышения интереса к воспитанию телесной культуры является включение обучающегося в пространство физической культуры не только в качестве пользователя, но и как субъекта, способного творить в этой сфере деятельности.
Анализ теоретических аспектов физической культуры позволяет определить основные пути формирования потребностей, целей, мотивов современной молодежи в выборе ею различных видов физической культуры.
Основу концепции профессора В.М. Выдрина составляет положение, что физическая культура - один из важных видов общей культуры человека. Ее основные компоненты: спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация. Они удовлетворяют потребности в физкультурной деятельности каждого молодого человека, а глубокое понимание физической культуры личности обучающегося как общественной и индивидуальной ценности может стать реальностью для развития различных видов физической культуры в колледже.
В связи с этим необходима реализация новой стратегии физического воспитания, и прежде всего, внедрение в практику учебного процесса следующих направлений:
- "Адекватность содержания физической подготовки индивидуальному состоянию человека";
- "Гармонизация и оптимизация физической подготовки";
- "Свобода выбора форм физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с личными склонностями каждого человека".
Мотивационный компонент в физической культуре
Стержневым в структуре физической культуры обучающегося является мотивационный компонент. Возникающие на основе потребностей мотивы определяют направленность личности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности.
Потребность в физической культуре - главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности, имеющая широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках, в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей, в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке, в самоутверждении, укреплении позиций своего "Я", в познании, в эстетическом наслаждении, в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др.
Потребности тесно связаны с эмоциями: переживаниями, ощущениями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия.
Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями, неудовлетворение - отрицательными. Именно поэтому человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции.
Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности в области физического воспитания, стимулирует и мобилизует ее на проявление двигательной активности. В.И. Ильинич и др. выделяют следующие мотивы: физического совершенствования; дружеской солидарности; долженствования (посещение занятий); соперничества; подражания; спортивный; процессуальный; игровой
Из вышеизложенного становится очевидным, что повышение мотивационно-ценностного отношения обучающихся к занятиям физической культурой и спортом будет эффективным, если предлагаемые учебные программы по физическому воспитанию станут учитывать запросы и потребности обучающихся в сфере физической культуры и спорта с учетом возрастно-половых и социально-демографических особенностей. А одним из важнейших критериев, позволяющих судить о реальности данного образовательного процесса, является достижение личностью такого состояния, при котором реализуются ее индивидуальные и социальные процессы с "самореализацией".
Одна из составляющих личностно-ориентированного подхода - это диалогичность, когда педагог и обучающийся совместно решают задачи совершенствования знаний, умений и навыков. Преподавателю, ведущему этот диалог, необходимо обладать релевантной информацией о потребностях студентов в сфере физической культуры и спорта.
В связи с этим задача настоящего раздела работы состоит в определении востребованной обучающимися основного отделения информации о запросах и потребностях в сфере физической культуры и спорта.
Таким образом, обучающимся предоставляется более широкий выбор различных форм физкультурно-спортивной деятельности с учетом их личных интересов, наклонностей и способностей. Вместе с тем подобная система и организация учебных занятий будет повышать творческий потенциал преподавателя, побуждая его к постоянному совершенствованию, поиску новых методических приемов, методов и технологий обучения и оздоровления по дисциплине "физическая культура".
Литература
1.Стрелец В.Г.Новые концепции в развитии и физическом совершенствовании человека//Физическая культура, спорт и здоровье нации: материалы международного конгресса. Россия, Санкт-Петербург-СПб:1996.
2.О.А.Сухостав. К вопросу о формировании потребности студентов в занятиях физическими упражнениями.//Физическое воспитание и спортивная тренировка: сб. науч.тр./СибАДИ .- Омск,2004.
3.Н.П.Абаскалова. Системный подход в формировании здорового образа жизни субьектов образовательного процесса.Новосибирск:Издательство НГПУ,2001.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.