☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » 2016 » Сентябрь » 1 » Использование текстов художественной литературы и шедевров изобразительного искусства в процессе преподавания курса БЖД в СПО
07:27
Использование текстов художественной литературы и шедевров изобразительного искусства в процессе преподавания курса БЖД в СПО
Емельяненко Виктор Леонидович
ГАПОУ СПО «Саратовский техникум строительных технологий и сферы обслуживания» г. Саратов


Аннотация: Использование текстов русской, советской и зарубежной литературы, а также шедевров изобразительного искусства необходимо и обязательно в процессе преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасности жизнедеятельности» в системе среднего профессионального образования.

Ключевые слова: Курс БЖД. Стихийные бедствия. Наводнения. Весенние паводки. Пожары. Вулканы. Землетрясения. Шторм. Эпидемии.

Характер среднего и высшего профессионального образования предполагает системное включение дисциплины гуманистического цикла в естественно-научное и техническое образование, т.е. его гуманитаризацию. В то же время гуманизация гуманитарного образования предусматривает включение дисциплины естественнонаучного цикла в подготовку специалистов гуманитарного профиля.

Подобный процесс гуманизации профессионального образования способствует формированию у будущих специалистов СПО более полной и адекватной картины мира, что соотносится с общей целью развития личности и результатом образования – общей образованностью, общей и профессиональной культурой специалиста.

При изучении курса БЖД рассматривается ряд тем, материал которых охватывает понятие стихийные бедствия, ЧС природного и техногенного характера и не военного времени. При рассмотрении на занятиях этих вопросов преподаватель может использовать тексты художественной литературы и шедевры изобразительного искусства.

Использование в преподавании БЖД шедевров мировой художественной литературы и изобразительного искусства воспитывает и любовь к окружающей среде, которая, основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и не живой природы. Любовь к природе означает бережное отношение к ней, как к среде обитания человечества.

Настоящая статья направлена на развитие заинтересованности в изучении дисциплины БЖД. При отборе содержания текстов необходимо руководствоваться мировоззренческим подходом.

Обучаемым рекомендуется использовать приобретенные знания в области литературы и изобразительного искусства для решения задач практического характера, направленных на доступные преобразование природной, технической, культурной и общественной деятельности, воспитания личности безопасного типа.

Стихийные бедствия (СБ) – опасное явление или процесс геофизического, геологического, гидрометеорологического и другого происхождения такого масштаба, который вызывает катастрофическую ситуацию, характеризующуюся внезапным нарушением жизнедеятельности людей, разрушением и уничтожением материальных ценностей.

Больше всего на нашей планете Земля люди страдают от наводнений 40 %, ураганов 20 %, землетрясений 15 %, засух 15 %, на остальные СБ приходится 10%.

Можно представить, какой вред наносила стихия нашим предкам, если даже сейчас, со всем арсеналом современной техники человечество не способно и не может подчинить себе природу.

Природа сильна и умна, а человек перед ней былинка. Это противопоставление: человек-природа с давних времен интересовало художников, писателей и поэтов.

В фольклоре народов разных континентов находятся свидетельства о стихийных бедствиях и катастрофах, в том числе и глобального характера.

Начиная с древнегреческих мифов, описания СБ часто встречаются в мировой литературе. Писатели всех времен стремились показать человека в экстремальной ситуации, когда обострены все его чувства, когда он раскрывается полностью, т.е. обнажает все богатство своего внутреннего мира, которое незаметно в повседневной жизни и в быту.

Особенно это свойственно романтизму, где внутренний мир человека, его чувства отражались в центре художественного изображения. Романтики широко ставили в своем творчестве проблемы – человек и стихия, человек и закон и т.д.

Примеры описания СБ или борьбы с ними, можно найти во многих произведениях мировой литературы, затрагивающих практически весь спектр классификации стихийных бедствий. Гомер, Овидий, Шекспир, Даниэль Дефо, Свифт описывают штормовой ветер. Не будь в 1348 г. эпидемии чумы во Фландрии, мы никогда бы не узнали «Декамерона» Боккаччо с классическими описаниями эпидемии бубонной чумы.

Борясь со стихией, главные персонажи художественных произведений проявляют свою душевную силу, или, наоборот, физическую и духовную слабость. Они начинают ценить жизнь, может быть вследствие стихийных бедствий, изменяются их характеры и судьбы в лучшую сторону.

Во многих литературных произведениях резко изменяют сюжет штормовые ветры. Судьба забрасывает героя в другую среду, в которой он должен бороться за свое существование. Попадая в какую-то неизвестную страну, он изучает ее нравы и сравнивает с теми, которые царят у него на родине (Свифт «Путешествие Гулливера», Байрон «Дон Жуан»).

Попав на необитаемый остров в результате СБ, Робинзон Крузо совершенно меняет свои взгляды на жизнь и философские представления о мире.

Изображение СБ очень важно для литературы, так как они вносят серьезные перемены в сюжет, изменяют канву произведения.

Немаловажное значение художественных произведений заключается в том, что они дают довольно точное описание СБ и учат человека практическим действиям в условиях СБ и после него.

Писатели используют явления СБ как для создания контраста обычной, мирной, спокойной жизни и экстремальной, обнажающей истинные отношения между героями, ситуациями, так и в качестве основы сюжета. Произведение, в котором действие разворачивается во время извержения вулкана, наводнения, кораблекрушения, ядерного взрыва химической атаки и т.д. заставляет о многом задуматься, вспомнить обо всем том, что по-настоящему важно в жизни: сострадании, самопожертвовании, милосердии. Читателя начинает волновать судьба той планеты, на которой мы живем, того мира, который человечество создавало веками.

Среди всех видов СБ чаще всего возникают и вызывают наибольшее число человеческих жертв наводнения – катастрофическое временное затопление водой значительных участков суши под воздействием природной стихии.

Наиболее катастрофические наводнения на планете происходят в Индии и Китае, где число погибших составляло от 500 до 1,2 млн. человек.

А.С. Пушкин в своем произведении «Пир во время чумы» изобразил человека и человечество, поведение людей перед лицом эпидемии чумы, которая почти овеществляется и воплощается в полноправного героя его произведения.

В повести «Метель» стихийные силы природы вынесены в заголовок. Для России XIX-XX века метель всегда была настоящим стихийным бедствием. Но если метель, в данном произведении, разлучает героев им во благо, то наводнение в «Медном всаднике» явилось настоящей трагедией для ее персонажей. В поэме наводнение воспринимается как кара Божья за то, что Петр Первый осмелился пойти против природы и воздвиг город на берегах Невы, где в силу особенности реки невозможна была безопасная жизнедеятельность человека.

Если снять символику поэмы, - забыть о Вавилоне, Трое, Божьей каре, преданиях народа о Петре I – Антихристе, о городе, обреченном на гибель за идолопоклонничество, о Дантовом аде, о Неве, как высшей силе справедливости, то налицо характеристика СБ.

В поэме «Медный всадник» оно уносит жизни тысячи людей. Одни из них гибнут, другие сходят с ума, кроме того наводнения наносит большой материальный ущерб.

Катастрофа? Да! Дело в том, что население Петербурга не имело знаний и навыков о том, как действовать в данной чрезвычайной ситуации, хотя прекрасно знало об особенностях гидрологического положения города.

Население не было готово к наводнению, все поддались панике и забыли об элементарных правилах поведения во время наводнения.

Любимая девушка героя утонула. Сам герой поэмы остался в живых только потому, что правильно действовал в условиях данной ЧС. Евгений забрался на статую львов, которые находятся на Петровой площади, и вода до него не дошла. Правда, он поступил опрометчиво, так сказать не по инструкции: воспользовался самоэвакуацией, не дождавшись спасателей, и мог бы утонуть, не имея элементарных средств спасения.

Некрасов Н.А. в своем произведении «Дед Мазай и зайцы» описывает весенний паводок. Дед Мазай здесь выступает спасателем, а зайцы в роли потерпевших. Дед умело, со знанием дела, спасает от быстро прибывающей воды бедных, беспомощных перед стихией зайцев, собирая их в лодку. Необходимо отметить, что во время таяния снега уровень воды поднимается с большой скоростью, Да и зайчишки были тоже не из глупых, несмотря на то, что ОБЖ в лесу не изучали. Они догадывались, что нельзя создавать панику, и поочередно прыгали в лодку или ждали заботливых рук Деда Мазая. Кстати в этой чрезвычайной ситуации ни один заяц не пострадал.

Пожар, - это неконтролируемое горение, в результате которого безвозвратно уничтожаются и повреждаются материальные ценности, создается опасность для жизни и здоровья людей. Пожары бывают природные, в населенных пунктах, в транспорте, лесные и т.д.

Константин Паустовский в своей повести «Встречный огонь» очень хорошо описывает борьбу человека со СБ – лесным пожаром и рассматривает один из способов борьбы с ним.

«Огонь надвигался с таким напором, что просека остановить его не могла. По всем признакам пожар принял форму верхового. Он был такой стремительный, что лесники назвали его «ураганный огонь».

«Как два огромных бешенных зверя, тесно сливаясь, расшвыривая мириады искр, сшиблись две стены пламени. Казалось, вот – вот и огонь двинется дальше и от него уже никому не спастись».

В Тирренском море, в группе Лопарских островов, есть небольшой остров Вулкано. Большую часть острова занимает гора. Еще в древности люди видели, как из ее вершины иногда вырывались облака черного дыма и огонь, на большую высоту выбрасывались раскаленные камни.

Древние римляне считали этот остров входом в ад (Аид), владением бога огня и кузнечного ремесла Вулкана. По имени этого бога огнедышащие горы, стали называть Вулканами.

В кинофильме Кончаловского «Одиссей» как раз в таком классическом виде и показан остров Вулкано.

В настоящее время на нашей планете насчитывается примерно около 600 активных вулканов, общее число действующих на Земле вулканов составляет 808, из низ 72 подводные.

Одним из них, нашедших описание в литературе и изобразительном искусстве, является вулкан Везувий, расположенный на юге Италии. Литературное описание извержения Везувия дано в письмах Плиния Младшего к римскому историку Тациту.

В изобразительном искусстве извержение вулканов показано в знаменитой картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Глубже других, тоньше, проницательнее всех сумел уловить сокровенный смысл картины Герцен. Может быть то, что он в ней увидел, и не входило в сознательные цели художника.

«На огромном полотне теснятся в беспорядке испуганные группы, они напрасно ищут спасения. Они погибнут от Земли, вулканического извержения, среди целой бури катаклизмов. Их уничтожает дикая, бессмысленная, беспощадная сила, против которой всякое сопротивление невозможно».

А.И. Герцен

Везувий относится к стратовулканам, состоящим из переслаивающихся пластов лавы и вулканического туфа. Типичными особенностями деятельности Везувия являются изменение калиевой базальтоидной лавы и выбрасыванием большого количества пепла и газов. Извержение часто сопровождается грозой и ливнями, образующими потоки грязи, часто более опасные, чем лава.

Вулканические извержения Везувия получили название извержения плинианского типа в честь Плиния Старшего, погибшего 25 августа 79 года. Это единственный тип извержения, получивший имя ученого-естествоиспытателя.

В июле 1827 года художник во время своего путешествия в Италию посетил раскопки древнеримских городов Помпеи и Геркуланум. Он знакомится с письмами Плиния Младшего, изучает всю доступную по тому времени литературу. Перед взором художника предстает образ цветущего города. Здесь кипела жизнь во всем ее многообразии, люди любили, радовались, растили детей, строились, творили, пели песни, во дворах играли дети…

И вдруг все разделилось на бытие и небытие. Страшный гром. Кое-как одетые, объятые ужасом перед стихией, люди бросаются их своих домов на улицу, а в небе черные тучи, располосованные молниями.

На головы горожан падают камни, и сыпется пепел, земля трясется под ногами. Молнии раскалывают небо, люди замерли в ужасе, глядят на страшные небеса, откуда, кроме гибели, они ничего уже не ждут. Вспышка молнии выхватывает из тьмы, падающие мраморные статуи. В дикой злобе необузданная стихия обрушилась на город Помпеи и ее обитателей, угрожая погубить их.

В час испытания каждый человек, изображенный на картине, проявляет свой характер. Два сына несут на плечах старика – отца; юноша спасает старуху-мать, упрашивают ее продолжить путь; муж стремится уберечь от явной гибели любимых жену и сына, повинуясь инстинкту, прикрывает их матерчатой накидкой; мать, предвидя свой последний час, обнимает своих дочерей…

Каждое лицо – это трагедия жизни. Для отдельно взятого человека, изображенного на картине, рушится Мир, культура, создававшаяся многие века. Дальше Будущее, это ничто, но сейчас в лицах ужас перед стихией, перед ее непознанностью. Вряд ли они в этот момент вспоминают своих богов с Олимпа.

Психологическое состояние людей в ситуациях такого типа всегда одинаково и в древние века и в трагичности Спитака и Нефтегорска.

Картина «Последний день Помпеи», как и многие другие произведения литературы и искусства тех времен, рождена была сознанием этой мировой драмы, она показывает беспомощность человека перед СБ.

Брюллов явно хочет быть достоверным. Художник необычно удачно выбрал момент стихийного бедствия, вносящий в картину некоторый элемент виртуальности, развития события во времени. Зритель может домыслить, что было до и что будет после изображенного на полотне мгновения.

Очень точно и реалистично описал изображение действующего вулкана Ж. Верн в своем произведении «Дети капитана Гранта».

Землетрясения являются наиболее грозными природными СБ и часто сопровождаются катастрофическими разрушениями. За год на Земле происходит от 300 до 600 землетрясений силой 7 и более баллов. Наиболее мощное землетрясение силой 11 баллов зарегистрировано в США, в Калифорнии, 18 апреля 1906 года с эпицентром около Сан-Франциско.

Самые катастрофические землетрясения случились в июле 1202 года около побережья Средиземного моря, тогда погибло около 1-го миллиона 100 тысяч человек и землетрясение в Ганьсу и Шэнси (Китай) в 1556 году, где погибло около 820 тысяч. По приблизительным подсчетам от землетрясений с начала цивилизации погибло около 150 миллионов человек.

За год «катастрофических землетрясений» (1976) погибло более 500 тысяч человек. В 1977-2800, в 1979 – 1479. В 1980 году эта цифра достигла 30 000.

В мифах разных народов наблюдается интересное сходство в представлениях о причинах землетрясений. Это будто бы движение некоего реального или гигантского мифического животного, скрытого где-то в глубине Земли. У древних индусов это слон, у даяков огромный вол, у древних японцев сом. Аристотель заявил, что землетрясение вызывает горячий воздух, воспламеняющий в недрах горючие вещества.

Много упоминаний о землетрясениях как стихийных бедствиях и в художественных литературных произведениях . Например, в новелле Генриха фон Клейста (1777-1811) «Землетрясение в Чили» рассказывается о реальном событии – сильнейшем землетрясении (силой около 7 баллов) произошедшем 13 мая 1647 года, разрушившего столицу страны город Сантьяго.

Клейст описывает, что «… пол колебался под ногами, стены тюрьмы треснули, здание накренилось и от вторичного толчка разрушилось. Дворцы и здания проваливались, возникали пожары, образовывались кипящие озера, над которыми клубились красноватые пары».

В новелле автор очень образно показывает возможное течение и последствия землетрясения. Не имея перед собой цели описать научную сторону этой чрезвычайной ситуации, писатель все же замечательно справился с этой задачей. Он изобразил страх и ужас людей, стремительность и неотвратимость происходящего, а также реальное и возможное поведение людей: шок и паника.

Читая новеллу, понимаешь, что землетрясение это трагедия не сегодняшнего века, а известная уже с библейских времен. Разрушение Иерихона от звука труб это землетрясение, Содом и Гоммора тоже.

Писатели, художники, композиторы часто посвящают свое творчество морю. Эта стихия всегда привлекала внимание человечества своей мощью, величием, красотой и превосходством. Море и сейчас не оставляет людей творческих.

Оно может быть спокойным, ласковым, затем резко разбушеваться. Перу писателя или поэта подвластно зафиксировать этот переход, показать его динамику. Дар художника состоит в том, что он запечатлевает одно единственное мгновение времени, показывает объект изображения в один момент своего бытия.

Море и небо – вот колдовской калейдоскоп невероятных сочетаний колеров, бликов и пятен. При стихийном бедствии на море резко изменяется отношение красок моря и неба, смена состояний мгновенна, и поэтому мастерство изображения этого состояния природы красками на холсте или бумаге выделено в особый жанр, и пейзажисты, пишущие море, называются маринистами. Одним из самых выдающихся певцов моря был И.И.Айвазовский. На многих полотнах оно изображено в момент штиля. Но истинное величие моря, его сила и мощь, проявляются только в шторм как разновидность стихийного бедствия. Наиболее известные картины Айвазовского «Девятый вал» и «Среди волн». Дикие громады волн «Девятого вала» готовы раздавить затерянную в безбрежных просторах крошечную группу потерпевших кораблекрушение людей, измученных до предела. На этом холсте отражен ужас буйства стихии и напряжения борьбы с ней.

В жемчужине русской живописи картине «Среди волн» художник показал, как необъятные седые волны в гневе рвутся ввысь, над пучиной нависают черные свинцовые тучи, гонимые штормовым ветром, и здесь, в зловещем адском котле властвует стихия, клокочет, бурлит, пенится море, искрятся гребни валов. Смотришь на картину, забывая об окружающем, и начинаешь верить в первозданность бытия нашей голубой планеты по имени Земля.

Это мы видим глазами художника, но что это такое с точки зрения науки?

Шторм – это продолжительный и сильный ветер, скорость которого превышает 20 м/с. Чем сильнее ветер, тем он более порывист. Во время бури порывы ветра превышают средние скорости урагана и могут вызывать разрушения. Сила ударной волны о вертикальную стену измеряется десятками тонн на квадратный метр.

Волны, следующие одна за другой, имеют разную высоту, которая зависит от силы ветра, от наложения одних волн на другие, так, что разговоры о девятом вале ни на чем не основаны. Девятый вал это понятие о самой мощной и разрушительной волне, но она может быть и третьей, и пятой, и седьмой.

Очень интересно описание урагана в путевых очерках «Фрегат Паллада» Гончарова.

Не редкость описание в литературе и таких чрезвычайных ситуаций как эпидемии. В результате того, что человек не знал природы некоторых болезней, таких как чума, холера, оспа это приводило к возникновению очагов эпидемий и даже пандемий. Достаточно проанализировать в литературе такие произведения как «Пир во время чумы» и «Декамерон». В последнем описывается эпидемия, по всем признакам бубонной чумы. О масштабах и силе эпидемии свидетельствуют не только цифры(умерло, как полагают около 100 тыс. человек) но и подробное описание, поражающее медицинской точностью и жестокостью течение самой эпидемии.

И все же у Боккаччо – это не «Пир во время чумы», как у Пушкина. С литературной точки зрения это символ распада старого мира при переходе его от Средневековья к эпохе Возрождения.

В то же время, если сравнить научное описание течения болезни с версией Боккаччо, то не найдется резких расхождений и противоречий. Описание эпидемии чумы в «Декамероне» можно рассматривать как подтверждение описания этой болезни с точки зрения медицины.

Море не пассивный фон происходящих событий, а могущественная стихия, равноправно действующая со всей красотой, мощью, величием и грозной, разрушительной силой. В многочисленных прекрасных пейзажах Айвазовский рисует море то полным зловещих признаков приближающейся бури, то беснующимся во мраке ночи, под свист и рев ветра, в стремящихся на встречу скалам и бурунам героически борющийся корабль, то лениво дремлют на восходе солнца, льющего свой серебристый свет на безбрежную морскую гладь и четко вырисовывающийся на горизонте красавец фрегат. Скорее всего, это навеяно Фенимором Купером который написал первый морской роман в мировой литературе под названием «Лоцман» вышедший в свет 7 января 1824 года.

Использование текстов русской, советской и зарубежной литературы а также шедевров изобразительного искусства необходимо и обязательно использовать в процессе преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе и «Безопасности жизнедеятельности» в системе профессионального образования.

Сочетание методики межпредметной подготовки обучаемым способствует более глубокому пониманию взаимосвязи теоретических основ многих дисциплин и воспитания личности безопасного типа, формирования нового мировоззрения в процессе изучения науки под названием «Безопасность жизнедеятельности».

Список литературы
Емельяненко В.Л. Использование текстов художественной литературы и шедевров изобразительного искусства в процессе преподавания БЖД. /В.Л. Емельяненко//Сборник научных статей молодых ученых. Филологические Этюды. Выпуск 9. Часть 1-2.Изд. СГУ. 2006 г.
Категория: Публикации, статьи, доклады. | Просмотров: 181 | Добавил: Александр | Теги: Курс БЖД
Всего комментариев: 0
avatar