Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2016 » Октябрь » 2

Формирование учебной мотивации посредством проблемного обучения на уроках химии

Зотова Оксана Владимировна
учитель химии и биологии МБОУ школы №1 г. Серафимовича Волгоградской области

Каждому учителю хочется, чтобы на уроках ученики не сидели со скучающими взглядами, а стремились узнавать что-то новое, рассуждали, спорили, сами делали выводы и приходили к новым открытиям. Как правило, учитель считает, что для этого ребенок должен внимательно слушать, учить параграфы, решать задачи, упражнения. Мы ожидаем активной деятельности учащихся на уроке, а вместо этого получаем репродуктивную деятельность, зазубривание материала и в итоге полное непонимание предмета и его значения. Решение проблемы находится в использовании соответствующих технологий.

Одна из важнейших проблем изучения химии– формирование положительной учебной мотивации. Хотя современный процесс изучения данного предмета сложен, многогранен, требует вдумчивости и постоянного развития, объяснительно- иллюстративный тип обучения не обеспечивает формирования познавательных мотивов, интереса к данному предмету, активного мышления. В данном случае процесс обучения требует особой формы организации учебной деятельности, когда знания передаются учащимися не в готовом виде, а в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации. Именно такой тип обучения, как проблемное, может способствовать формированию положительной учебной мотивации к изучению химии. В ходе своей педагогической деятельности я не просто внедряю в учебный процесс какие-то проблемные вопросы, ситуации, я стремлюсь изменить методы обучения: от репродуктивных перейти к продуктивным, творческим методам, большую роль отводить самостоятельной познавательной деятельности. Основная задача учителя не допустить снижения интереса, с которым пришел ребенок на урок. Он должен построить учебный процесс таким образом, чтобы школьник стремился получить знания, успешно осваивал учебный материал Познавательная деятельность учащихся будет считаться самостоятельной, если в возникающей ситуации они самостоятельно проходят основные этапы мыслительного процесса. Изучение химии я стараюсь строить таким образом, чтобы учащиеся на каждом этапе переходили от низкого уровня самостоятельности к высшему.

На первом этапе - этапе возникновения и создания проблемной ситуации особенность проблемного обучения в том, что основным элементом первого этапа становится проблемная ситуация – главное средство активизации мыслительной деятельности учащихся. В ходе обучения на первом этапе детям предлагаются проблемные ситуации, которые активизировали их мыслительную деятельность. На первом этапе способом задания проблемной ситуации было побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Но прежде всего нужно показать учащимся, что такое проблемная ситуация, как её решить. (9класс, Тема «Водород». Перед учащимися ставиться проблемный вопрос «Почему водород как химический элемент расположен в 1 и7 группе главной подгруппе ПСХЭ Д.И.Менделеева?»)У учащихся в ходе такой работы ещё не возникает четкого различия между проблемой и задачей. Для них проблема – это такая задача, способ решения которой неизвестен, и нахождение этого способа составляет содержание некоторой теории, открытие важной закономерности. Необходимо, чтобы субъект начал анализировать проблемную ситуацию и формулировать тем самым задачу, необходимо, чтобы он осознал затруднение, препятствие на пути своей деятельности, и чтобы у него возникло желание разрешить проблемную ситуацию. Далее самостоятельность детей должна всё больше возрастать, задача учителя увеличивать мыслительную активность детей. Постепенно разрешение проблемных ситуаций, созданных учителем, происходит в ходе самостоятельной деятельности учащихся.

Цель второго этапа- этапа анализа проблемной ситуации и постановка проблемы научить учащихся анализировать проблемную ситуацию, видеть и словесно формулировать проблему. Анализ проблемной ситуации – это этап самостоятельной познавательной деятельности ученика. Хотя почти невозможно определить ход анализа большинства проблемных ситуаций, поскольку это сложное психическое явление, но можно проследить за ходом мышления ученика по внешним показателям речевой деятельности, по эмоциональному состоянию. Учителю известны пути и способы решения проблемы, он должен быть готов управлять деятельностью учеников. Анализ проблемной ситуации – первый этап самостоятельной познавательной деятельности ученика. Осмысливание ситуации приводит ученика к пониманию того, что именно является причиной интеллектуального затруднения, к возникновению в сознании вопроса «что это такое?» первоначально на этом этапе проблему формулирует учитель, а дети осмысливают её. (Совместно с учителем учащиеся приходят к выводу о двойственной природе положения данного элемента)

На третьем этапе - этапе решения проблемной ситуации ученики намечают пути её решения. На этом этапе дети должны были вначале отвечать на следующие вопросы: Что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Не встречались ли раньше такие ситуации? То есть, на этом этапе большое значение имеет принцип эвристической деятельности – использование в том или ином виде прошлого опыта. Но также решение проблемных ситуаций носит и аналитический характер. В условиях проблемного обучения начальным звеном на этом этапе выступает выдвижение первоначальной идеи, предположительного хода решения. Как правило, дети сразу же пытаются найти ответ на возникающий вопрос на основе известных им знаний, личного опыта. Если это им не удается, они начинают придумывать план решения. Составление плана решения зависит от умения учеников предвидеть следующие шаги. Некоторые учащиеся на основе интуитивного мышления могут мысленно забегать вперед. На основе таких забеганий возникают предположения .(Анализ изучения структуры ПСХЭ в 8 классе наталкивает учащихся на ряд аналогичных проблемных заданий и подсказывает решение данной проблемной ситуации)

Конечно, проблемное обучение требует значительных изменений не только в организации учебного процесса, но и в изложении учебного материала. Но такие изменения в настоящее время крайне необходимы в свете снижения В условиях современной жизни перед человеком постоянно различные сложные и неотложные задачи, возникают проблемы, на которые необходимо искать ответ. Поэтому, какие бы новшества ни приходили в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры проблемной деятельности учащихся не теряет своего значения.

Для организации успешного процесса обучения, ученик должен определиться, для чего ему нужно учиться, что значит учиться. Сформировать потребность учиться – значит обеспечить у ребенка личностную познавательную деятельность. Внутренняя мотивация – залог успеха образовательного процесса.
При этом изменяется и сам характер организации обучения: оно строится как совместная поисковая деятельность учителя и ученика, направленная на постижение школьником тайн изучаемой науки в процессе решения им цепи учебных проблем.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar