- 02.10.2016
- 13740 Просмотров
- Обсудить
Гоголева Людмила Петровна
преподаватель
КГБ ПОУ «Красноярский политехнический техникум»
г. Красноярск, Красноярского края
преподаватель
КГБ ПОУ «Красноярский политехнический техникум»
г. Красноярск, Красноярского края
Аннотация: в статье рассматриваются цели профессионального образования, задачи преподавателя специальных дисциплин и критерии качества обучения студентов, изложены формы экскурсий, этапы организации и проведения виртуальных экскурсий.
Ключевые слова: профессиональное образование, учебный процесс, информационные технологии, виртуальные экскурсии.
Главной целью, стоящей перед системой профессионального образования, является воспитание культурной и грамотной молодежи, которой предстоит продолжить положительные преобразования в стране, а также вести созидательную работу по процветанию всего окружающего общества.
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – одна из основных задач, стоящих перед преподавателями.
Современное профессиональное образование, с переходом на новую модель образования, нуждается в новом типе педагога – творчески думающем, использующим и умело внедряющим современные методы и технологии образования, приемы психолого-педагогической технологии, способы самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности.
Перед каждым преподавателем специальных дисциплин стоит задача – сделать свои предметы интересными для учащихся, привить интерес к занятиям, помочь студентам раскрыть свои возможности, максимизировать их познавательную деятельность. Выпускник образовательного учреждения профессионального образования должен в совершенстве владеть своей профессией, быть мобильным, уметь быстро и адекватно реагировать на меняющиеся условия, обеспечивать максимально эффективный результат.
Основным критерием качества обучения студентов становится его компетентность в различных сферах будущей деятельности: профессиональной. коммуникативной, социально-экономической и общекультурной. Одна из проблем образовательных подразделений - нехватка современного оборудования в производственных мастерских, а так же применяя старые методы предоставления учебного материала (объяснение по плакатам, схемам) преподавателю очень тяжело привлечь внимание студентов к изучаемой теме, и как следствие этому происходит снижение мотивации студентов к получению новых знаний.
Поэтому в современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. Специальные дисциплины идеально укладываются в компьютерные технологии, которые активно используются в преподавании.
Включение информационных технологий в образовательный процесс способствует повышению эффективности учебного процесса, т.к. происходит освобождение и преподавателя, и учащегося от многих рутинных, монотонных и неинтересных операций.
Анализ собственного опыта показывает, что систему информационно-коммуникационных технологий можно использовать в разных интерпретациях: это и компьютерная поддержка самого урока, и использование студентами компьютеров и компьютерных программ для подготовки к занятиям, проверка и контроль знаний студентов с помощью электронных тестов, кейсов, проектов и т.д.
Рассмотрим один из вариантов применения новых информационных технологий в преподавании специальных дисциплин технического профиля - проведение виртуальных производственных экскурсий.
В формировании профессиональных компетенций учебно-производственные экскурсии играют важную роль. Производственные экскурсии - это одна из многочисленных форм работы со студентами. Они имеют большое образовательное и воспитательное значение, так как служат формой наглядного ознакомления студентов с техникой и технологией, организацией производства, содержанием труда, условиями труда и прочее. При проведении экскурсий, как правило, ставятся следующие цели: познание инновационных технологических процессов; знакомство с разнообразным новейшим оборудованием; наблюдение за работой операторов различных станков и автоматических линий в условиях производства; осознание необходимости в получении обширных знаний для дальнейшей работы по специальности; заинтересованность студента в работе по выбранной профессии; знакомство с возможным местом будущей практики, а затем и работы; получение информации для выбора тематики и более успешного выполнения курсового и дипломного проектов.
Проблема усугубляется тем, что производство, участки могут не работать из-за отсутствия сырья, материалов и других организационных и технологических причин.
На помощь изучению технологических процессов приходят видеозаписи, выполненные на предприятии, качество которых не всегда отвечают требованиям. Анализ видеосюжетов показывает, что во многих из встречаются фактические ошибки, выразительные возможности экрана не только не подчинены, но и не связаны с дидактическими задачами, интерактивность не поддерживается познавательной деятельностью.
Такой способ предъявления учебной информации, как правило, не учитывает «ситуацию успеха», «ситуацию гордости» за достижения технологии в области деревообработки.
Узнать все новинки в технологии деревообработки, материалов и продукции поможет Интернет. При изучении специальных дисциплин проведение производственных виртуальных экскурсий по Интернету является эффективным методом и формой организации обучения. Вхождение обучаемых в Интернет во многом обеспечивает им индивидуальную познавательную траекторию, что делает процесс познания управляемым, рациональным, и более продуктивным с точки зрения возможностей для развития творческого потенциала обучаемых.
Требования в виртуальной экскурсии как к организационной формы работы практически не отличаются от требований к проведению реальных традиционных производственных экскурсий. Но характерными признаками виртуальной реальности будут являться следующие: моделирование в реальном масштабе времени; имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма, возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь. Организация и проведение учебных виртуальных экскурсий состоит их трех этапов: подготовительный, этап непосредственного проведения экскурсии и заключительный этап подведения итогов экскурсии.
Подготовительный этап.
Подготовка экскурсии осуществляется по следующему плану:
1. Определяется цель экскурсии - развитие навыков работы с различными источниками информации, умение анализировать и передавать информацию, изучение производственных и технологических процессов в данной отрасли, применяемые материалы, технологическое оборудование с организацией и путями повышения эффективности производства.
2. Выбирается объект изучения. Объектами экскурсии станут размещаемые в сети Интернет изображения и отображения реальных объектов: описание технологических процессов, применяемые материалы, фотогалереи изделий, оборудования, прайс-листы, видеоролики. Следовательно, при предварительном знакомстве с объектом экскурсии преподаватель знакомится с информацией того или иного сайта, и создает для студентов маршрут экскурсии - путеводитель по сайтам (это может быть список URL-адресов). Маршрут экскурсии разрабатывается следующим образом: преподаватель отбирает, какие страницы и в какой последовательности должны просмотреть студенты.
3. Формулируются проблемы, определяются задачи, которые студентам необходимо будет решить на занятиях (на какие объекты нужно обратить особое внимание, какие наблюдения должны произвести студенты);
4. Определяются формы отчета или наглядного оформления результатов экскурсии.
При подготовке к виртуальной экскурсии преподаватель должен строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы работы на компьютере, учитывать стихийность и неконтролируемость размещаемой в Интернете информации. Преподаватель готовится к виртуальной экскурсии не накануне проведения, а как минимум за несколько дней, т.к. во время проведения экскурсии могут возникнуть непредвиденные обстоятельства: низкая скорость передачи информации по выделенному каналу, или же остановка работы или, наоборот, обновление сайта или странички, на которую была дана ссылка.
На этапе проведения экскурсии студенты знакомятся с материалами на сайтах. Проводят отбор информации, систематизируют подобранную информацию по заданным признакам, трансформируют информацию, и наконец, создают свои собственные информационные сообщения. Огромную роль в активизации деятельности студентов во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Студенты не просто знакомятся с технологическим процессом, но и занимаются активным поиском информации о применяемых материалах и технологическом оборудовании в производстве. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией, либо получением определённых творческих заданий. Более сложное задание можно дать студентам, которые давно работают в Сети и имеют навыки, необходимые для самостоятельного поиска информации. Во время ведения экскурсии студенты могут записывать тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки.
Заключительный этап. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой преподаватель совместно со студентами обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления, выставляет предварительные оценки; намечает сроки выполнения домашнего творческого задания. При планировании домашних творческих заданий преподаватель должен расширять диапазон отчетных мероприятий, что дает возможность создания «ситуации свободного выбopa», при которой студент из ряда предложенных преподавателем форм отчетности по экскурсии выбирает одну или предлагает свою в соответствии склонностями и возможностями: подготовка стендового докладе, подготовка презентации, подготовка письменного отзыва, сообщения, статьи журнал «Деревообработка», составление альбома с использованием иллюстративного материала посещенных сайтов. Информация, собранная студентами во время учебной экскурсии, может получить материальное воплощение в виде Flash-роликов и стать средством обучения, которое можно использовать для работы в других группах и курсах.
Виртуальные экскурсии являются одной наиболее перспективных форм проведения учебных экскурсий, способствуй популяризации применения современных компьютерных образовательных технологий при изучении специальных дисциплин, методологическим ориентиром подготовки студента по выбранной им специальности. А самое главное для наших студентов - это мощный мотивирующий фактор достижения высоких и стабильных результатов в учебной деятельности, принцип познавательной деятельности через творческое мышление, умения самостоятельно оценивать полученные знания.
В заключение следует отметить, что в эпоху происходящих перемен преимущественно получит то образование, которое станет способным к постоянным нововведениям, к непрекращающемуся самообновлению и поиску новых возможностей для будущего развития.
Список литературы
1. Булин - Соколова Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход // Учитель. – 2005. – № 3. – С.66.
2. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М.: Академия, 2001. – 256 с.
3. Лабутин В.Б. Аспекты применения информационных технологий в образовательном процессе / В.Б. Лабутин // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – N4. – С. 62.
4. Образовательная политика №3, 2010 http://www.openclass.ru/dig-resource/218950
5. Рудин Ю.И. Компьютерные технологии управления производством. [Текст]: учебное пособие. - М.: МГУЛ
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.