Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2016 » Октябрь » 28

Использование интегрированных уроков при изучении химии

Жихарева Людмила Васильевна, ГАПОУ РХ СПТ
Один из главных вопросов, стоящих перед преподавателем химии: «Какое место должны занимать интегрированные уроки при изучении химии?» Учитель химии, выявляя связь химии с другими предметами, сведениями, полученными вне школы, подводит ребят к выводу о том, что знания, полученные на конкретном уроке ценны не сами по себе, а лишь в совокупности с другими знаниями, т.к. именно так достигается целостное видение картины мира.
Интегрированный урок требует тщательного планирования, т.к. обучающимся предстоит создать обобщённую картину по отдельно взятой теме, что требует определённых интеллектуальных усилий. Работа над уроком состоит из трёх основных этапов:
Подготовительный этап - определяются цели и задачи урока, обосновывается необходимость интеграции с другими предметами, составляется план урока. Обучающиеся подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио – и видеоматериалы, готовят презентации по конкретному вопросу данной темы, получают индивидуальные задания.
Основной этап – организация и проведение урока в рамках предложенных типов. (урок – игра, урок с элементами анализа и сопоставления различных источников информации, урок –решение проблемных ситуаций, урок –размышление, урок –дискуссия, урок –конференция, урок –презентация, урок –портрет, урок –экскурсия).
Заключительный этап – учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Намечает вопросы для самостоятельной работы по изученной теме. Организует обмен мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков в дальнейшем.
Роль учителя на интегрированном уроке меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором обучающиеся осознают взаимосвязь всех областей знаний, полученных ими на уроках предметов общеобразовательного курса, так и в результате кропотливой работы с дополнительными источниками информации.
Во время подготовки и проведения интегрированного урока происходит взаимодействие двух и более учебных дисциплин, и обучающийся здесь выполняет новую, более активную и значимую для самого себя роль, повышающая его самооценку и понимание необходимости пополнения багажа знаний за пределами материала учебника.
Основной задачей обучающегося становится выработка индивидуального пути освоения и применения знаний. К студенту-участнику интегрированного урока предъявляются следующие требования:
1. умение находить и использовать информацию, используя различные источники;
2. навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации;
3. умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию;
4. выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других;
5. выступать публично, литературно выражая свои мысли.
Целый цикл интегрированных уроков может быть посвящен биографиям учёных, многие из которых были чрезвычайно многогранны. Такое знакомство, безусловно, важно с самых разных позиций, включая воспитательные. В рамках традиционных уроков это оказывается затруднительным: важно суметь показать великого человека во всем его многообразии, а на это времени не хватает.
Решить эту задачу возможно именно на интегрированных уроках.
Рассмотрим конкретные примеры использования интеграции на уроках химии. При изучении темы «Закон сохранения массы веществ» уместно познакомить студентов с его первооткрывателем М.В. Ломоносовым, рассмотрев роль этой исторической личности в математике, химии, физике, поэзии.
Изучая темы, связанные с Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, естественно поговорить об её авторе. … Современники Д.И. Менделеева вспоминали о том, что великий химик ценил творчество У. Шекспира, Ф. Шиллера, Гёте
Тема «Строение атома» позволяет интегрировать знания, полученные в курсе физики.
При изучении строения и свойств воды важно подчеркнуть её роль в жизни живых организмов: целесообразно рассмотреть её биологическое значение, этимологию слова «вода», предложить осуществить подбор поговорок, пословиц и загадок по данной теме.
Изучая важнейших представителей групп Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, можно рассмотреть расположение месторождений тех или иных руд и минералов, биологическое значение данных элементов и их соединений и т.д.
Таких примеров можно привести очень много, но хотелось бы остановиться на интеграции двух наук - химии и литературы - при изучении таких тем, как химия металлов и неметаллов, а также при изучении важнейших представителей групп Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Химию называют “индустрией чудесных превращений”. Она повсюду: одежда, пища, самолеты, заводы, машины… А книги с самого детства – наши лучшие друзья. Казалось бы, химия и литература – совершенно разные предметы, и соприкосновения найти невозможно. Если обратиться к прошлому, то мы увидим, что химия на протяжении всей истории человечества представлялась предметом романтическим. Это побуждало многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений, процессов. Всё это делало их произведения более яркими, образными, колоритными.
Химизация поэзии и прозы началась с освоения химического языка – названий химических элементов и веществ, в первую очередь металлов.
При обобщении темы о металлах хочется остановиться на уроке по теме «Химические сюжеты в произведениях художественной литературы»
Объектами исследования были некоторые произведения и стихи известных поэтов , в которых присутствовали описания химических веществ и их превращений. Урок проведен в виде лабораторной работы, на которой были подтверждены экспериментально химические явления, описанные в произведениях Р. Киплинга, К. Паустовского, В. Одоевского, А. Ахматовой.
Приведем фрагменты данного урока.
1.Разминка. Ребята, ответьте на следующие вопросы: Что вам известно о веществах и явлениях, о которых говорится в отрывках произведений М. Ломоносова, А. Дементьева.
У М.В. Ломоносова есть такие строки:
…Как медь в горниле небо рдится!
…Меж бисерными облаками синеет злато и лазурь…
О каком свойстве меди идет речь?
Ответ: Данное сравнение связано с физическими свойствами меди - все металлы обладают металлическим блеском.
Строчки из стихов поэта Андрея Дементьева: «Любовь»
В своих желаниях прекрасна,
Она бывает так опасна,
Как взрыв, как девять грамм свинца.
О какой опасности идет речь и почему указана такая дозировка?
Ответ: Свинец – это тяжелый металл, токсичен, токсичная доза 1–3 г, смертельная доза для человека 10 г, является канцерогеном. Попадает в организм через пищевод, дыхательные пути, кожу, накапливается в организме и трудно оттуда выводится, при постоянной работе с ним будут появляться различные заболевания, связанные с токсичностью свинца.
2. Основная часть урока представляет собой практическую работу из двух заданий.
Первое задание: анализ химических строк стихотворений А.А. Ахматовой.
На рукомойнике моём
Позеленела медь.
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть.
Ответ: Позеленение меди - это так называемая патина. Патина представляет собой более или менее прочную окрашенную пленку, образующуюся на поверхности металла. В результате его сложного, многостадийного взаимодействия с кислотами, солями и газами, содержащимися в атмосфере или в земле и воде. Образование патины - это не что иное, как коррозия меди, из которой изготовлен рукомойник. Медь сначала взаимодействует с кислородом, а затем углекислым газом и водой, постепенно превращаясь в основный карбонат меди – малахит. На чистой меди плотная зеленая патина образуется с большим трудом, и она служит несомненным доказательством того, что медный рукомойник уже очень старый.
Второе задание посвящено анализу химизированной прозы-отрывкам из сказки В. Одоевского «Мороз Иванович». Студенты-первокурсники решали следующие задачи: назвать химический процесс, дать ему краткую характеристику, представить в виде химический реакции, указать применение в повседневной жизни.
“Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды. А вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная”.
Ответ: Рукодельница хорошо знала свойство угля адсорбировать растворенные в воде вещества. В произведении описан один из методов очистки веществ – фильтрование. Процесс адсорбции (поглощение газообразных или растворенных веществ поверхностью твердого вещества) можно использовать для очистки многих продуктов, а в качестве адсорбента - активированный уголь из-за его пористой поверхности. Большой интерес у студентов вызвал эксперимент с превращением красной розы в синюю. В заключение урока студенты ответили на главный проблемный вопрос: «Есть ли точки соприкосновения между литературой и химией?» После проведения интегрированного урока мы убедились в их необходимости.
Во-первых, мир, окружающий учащихся, познается ими в своем единстве и многообразии, а зачастую предметы общеобразовательного цикла, направленные на изучение отдельных звеньев этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, на что и направлена педагогика сотрудничества.
В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работ в течение урока поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности урока. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения видов деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у первокурсников воображения, внимания, мышления, памяти и речи. В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.
В-пятых, интегрированные уроки дают возможность для самореализации, самовыражения творчества учителя, способствуют раскрытию его педагогических способностей.
Таким образом, проведение интегрированных уроков вызвано необходимостью современного образования обеспечить целостное мировоззрение учащихся.

Список использованной литературы.
1. Казарепов В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников// Педагогика. 1993. №3 с.25
2. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия»,2005.176с.
3. Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем.-М.: Вентана-Граф, 2006.-256с.
4. Ятайкина А.А. Об интегрированном подходе в обучении // Школьные технологии. 2001 №6 с.10-15
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar