- 20.11.2016
- 2952 Просмотра
- Обсудить
Куликов Андрей Владимирович ТОГБПОУ "Железнодорожный колледж им.В.М.Баранова"
Реализация рабочей программы профессионального модуля предусматривает производственную практику студентов на предприятии, как обязательную составную часть подготовки квалифицированных рабочих кадров на современном технологическом оборудовании. Выполняя в процессе обучения производственные задания предприятия, студенты привыкают работать в современном производственном ритме. За время производственной практики они приобретают профессиональную самостоятельность.
Одним из важнейших условий обеспечения правильной производственной практики на предприятии является выбор формы организации студентов. Обучение студентов во время прохождения практики может быть организовано в зависимости от типа производства, выпускаемой продукции, специальности студентов и т.д. Различают единичный, мелкосерийный, крупносерийный и массовый типы производства.
На предприятиях единичного и мелкосерийного производства оборудование группируется по отделениям. На каждом рабочем месте изготавливаются различные детали и изделия, вследствие чего выполняются различные трудовые операции. Наиболее целесообразной формой организации студентов на таких предприятиях является обучение на специально выделенных самостоятельных участках. Такая форма позволяет подбирать работы соответственно требованиям программ и облегчает руководство учебной работой в группе. В данном случае применимы все положения, имевшие место в учебных мастерских.
На предприятиях крупносерийного и массового производства на каждом рабочем месте выполняются определённые операции. Здесь наиболее распространённой формой организации студентов является обучение на самостоятельных рабочих местах, которые могут быть выделены в разных цехах.
Студенты получают производственные задания и инструктаж от работников предприятия. Нормы выработки и времени такие же, как для кадровых рабочих, с применением поправочных коэффициентов. Выполненные работы студенты сдают работникам предприятия.
Выделяемые на предприятии самостоятельные участки и рабочие места должны быть характерными и соответствовать современному уровню организации производства и труда, требованиям промышленной санитарии и технике безопасности. Необходимо создать на участках условия, исключающие простои студентов в работе и возможности их использования на работах не предусмотренных учебным планом.
Распространённой формой организации студентов слесарей по обслуживанию и ремонту подвижного состава при прохождении производственной практики на предприятии является включение их в состав бригад кадровых рабочих.
В современных социально экономических условиях на предприятии не имеет распространение практическое обучение студентов в виде студенческих бригад под руководством опытного бригадира из числа работников предприятия.
Обучение студентов на предприятии проходит в более сложных условиях, чем в мастерских, так как учебная работа сочетается с производственной деятельностью цеха и зачастую сотрудники предприятия не уделяют должного внимания студентам, т.к. они не заинтересованы в их обучении. Их основной целью является выполнение производственного задания.
Моя работа начинается с подготовки к предстоящей производственной практике. Я заранее знакомлюсь с объектами и характером выполняемых производственных работ, намечаю наиболее эффективные формы организации студентов и подбираю рабочие места в соответствии с требованиями рабочей программы. После оформления и заключения договора на прохождение практики, в котором указываются взаимные обязательства сторон (предприятия и колледжа), распределяю студентов по рабочим местам и составляю график их перемещения.
Прежде чем приступить к производственной практике, работники предприятия проводят специальный инструктаж по технике безопасности на данном производстве и особенно при выполнении определённых работ, с характерными случаями травматизма, возможными в результате неосторожности и невнимательности работающих. В инструктаже обращается внимание на содержание рабочих мест при выполнении предусмотренных производственных работ. Основными материалами для инструктажа являются правила внутреннего распорядка, техники безопасности и различные инструкции данного предприятия.
При обучении на предприятии моя руководящая роль не снижается. Мною организуется учебная деятельность группы и постоянное руководство ею. В это время подбираются работы студентам в соответствии с программой, распределяем совместно с представителем предприятия производственные задания между студентами и следим за обеспечением всем необходимым для своевременного и качественного их выполнения.
Во время обучения на предприятии продумываю и использую все возможности, чтобы проводить коллективный и индивидуальный инструктажи. Коллективный инструктаж лучше всего проводить в начале или в конце рабочего дня, когда студентов можно снять с работы без ущерба для выполнения производственных заданий. Вводный инструктаж по содержанию соответствует требованиям темы программы с учётом порученных для выполнения производственных работ. Разъясняю студентам технические требования на выполняемые работы, знакомлю с технологией производства, организацией труда и рабочего места, предупреждаю о возможном браке и напоминает о мерах безопасности.
Если производственные работы просты, студенты сами предлагают способы их выполнения, которые рассматриваются на коллективных занятиях с целью выбрать наиболее рациональные из них. Особое внимание уделяется освоению высоко производственных приёмов работы и формированию навыков культуры труда. После вводного инструктажа студенты приступают к самостоятельному выполнению производственных работ. В течении рабочего дня провожу обход рабочих мест, наблюдаю за работой каждого студента, тем самым устанавливаю, кому из них и в чём нужна помощь.
В соответствии с графиком работы перемещаю студентов по рабочим местам. При этом, соответственно инструктирую каждого студента, рассказываю о содержании работ и требованиях, предъявляемых к их выполнению на новом рабочем месте, возможном браке и мерах по его предупреждению. Некоторое время наблюдаю за работой студента на новом рабочем месте, при необходимости повторяя инструктаж и указывая на недостатки и способы их устранения.
Повседневно наблюдаю, рост квалификации студентов, закрепление и совершенствование умений и навыков, организацию рабочих мест, выполнение норм времени и выработки.
Постоянно держу деловую связь с тесно взаимодействую с работниками предприятия осуществляющими производственный инструктаж студентов и контролирующими качество выполненной ими работы. Такая совместная работа во время производственной практики на базе предприятия способствует повышению уровня обучения и воспитания студентов. На студентов колледжа оказывают воспитательное воздействие две основные среды: колледж и предприятие. В практике работы педагогических коллективов колледжей бывает так, что все усилия в воспитании студентов сосредоточены на группах первых лет обучения.
Во время обучения в колледже, дела и жизнь студенты повседневно находятся в поле зрения всех педагогов и руководства колледжа, работая на предприятии, студенты, как правило, редко бывают в колледже, а то и совсем не бывают. Связь с ними ослабевает, студенты выходят изпод наблюдения, контроля и постоянного влияния педагогов.
Зачастую студенты последних курсов обучения выглядят менее организованными и менее дисциплинированными, причём снижение дисциплины и организованности совпадает с началом производственной практики. Студенты в этот период вышли из под влияния коллектива колледжа, и ещё не вошли по настоящему в коллектив предприятия студенты сталкиваются с корпоративной культурой и не всегда быстро адаптируются в производственную среду.
Поэтому в практике делового содружества колледжа и предприятия должны получить распространение многочисленные формы воспитательной работы со студентами. Теснейшая взаимосвязь колледжа со своим базовым предприятием должна отвечать современным требованиям подготовки полноценных квалифицированных рабочих.