Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2017 » Январь » 19

Формирование отношения к здоровью - важный аспект воспитания студентов-медиков

Ковалёва Светлана Владимировна, педагог-психолог
Калимулина Светлана Васильевна, преподаватель терапии
Акатнова Елена Владимировна, заведующая отделением сестринское дело
ГБПОУ РО «Каменск – Шахтинский медицинский колледж»


Понятие «отношение к здоровью» представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определяющими оценку индивидом своего физического и психического состояния.

Отношение к здоровью может быть описано с помощью трех компонентов, которые соответствуют выделяемым в современной психологии трем сферам психического.

Формирование отношения к здоровью - процесс весьма сложный, противоречивый и динамичный, который обусловлен двумя группами факторов:

​ внешними (характеристики окружающей среды, в том числе особенности социальной микро- и макросреды, а также профессиональной среды, в которой находится человек);

​ внутренними (индивидуально-психологические и личностные особенности человека, а также состояние его здоровья).

В связи с этим особое значение приобретает целенаправленное формирование правильного отношения к здоровью на ранних этапах развития личности (особая роль отводится семейному воспитанию и обучению в начальной школе).

Важно также отметить, что отношение человека к своему здоровью выступает внутренним механизмом саморегуляции деятельности и поведения.

Таким образом, отношение человека к своему здоровью, с одной стороны, отражает опыт индивида, а с другой — оказывает существенное влияние на его поведение. Следовательно, оно может быть рассмотрено как одна из основных «мишеней», на которую следует направить психокоррекционное воздействие специалиста, практикующего в сфере психологии здоровья. При этом дифференцированный подход к психокоррекционной работе должен опираться на всестороннее изучение особенностей отношения людей к своему здоровью. До сих пор исследования данного вопроса не получили широкого распространения в современной науке, поэтому тема нашей работы является новой и актуальной.

В «Каменск-Шахтинском медицинском колледже» было проведено исследование психологических особенностей отношения студентов к своему здоровью, в котором приняли участие студенты колледжа специальностей «Лечебное дело», «Сестринское дело» 2, 3 курса- 110 человек.

Использовался опросник «Отношение к здоровью» 1.

При исследовании когнитивной сферы - степени компетентности в сфере здоровья, знания факторов риска, понимания роли здоровья в обеспечении качества жизни- были получены следующие результаты.

На вопрос «Как бы вы в нескольких словах определили, что такое здоровье?» большинство студентов ответило, что «здоровье - это духовное, психическое и физическое состояние человека, характеризующееся хорошим самочувствием и настроением» – 53%.Также были получены варианты ответов:

​ Здоровье- это правильное питание, спорт, отсутствие вредных привычек, саморазвитие – 30%.

​ Здоровье - это отсутствие болезней и патологий – 7%.

​ Воздержались от ответа – 10%.

Люди по-разному оценивают значимость различных сфер жизни. Попросив студентов оценить, насколько они важны для них в данный момент, мы увидели, что наибольшее значение имеют: счастливая семейная жизнь - 20 %, здоровье - 17 %, материальное благополучие и признание окружающих - по 15%, интересная работа - 13%.

Среди факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на состояние здоровья, студенты отметили вредные привычки - 25%, особенности питания - 21%, образ жизни - 15%,качество медицинского обслуживания - 14%, экологическую обстановку и профессиональную деятельность - по 10%.

Делаете ли Вы что – нибудь регулярно для поддержания Вашего здоровья?

Большинство студентов ответили, что они регулярно занимаются спортом – 30%, придерживаются диеты – 35%, посещают врача с профилактической целью – 20%, соблюдают режим сна и отдыха – 10%.

Как видим, студенты осознают важность хорошего состояния здоровья для успешности в жизни и понимают влияние субъективных внутренних факторов на состояние своего здоровья.

Что же мешает нашим студентам заботиться о своём здоровье?

Студенты объясняют недостаточную заботу о здоровье нехваткой времени – 30%, отсутствием условий, в том числе материальных – 20%, отсутствием силы воли – 15%. Остальные студенты - 35% - считают, что в этом нет необходимости.

Обобщая результаты исследования, следует указать на парадоксальный характер отношения современного человека к здоровью, т. е. несоответствие между потребностью обладать хорошим здоровьем, с одной стороны, и теми усилиями, которые человек предпринимает для сохранения и укрепления своего физического и психологического благополучия — с другой. По-видимому, причина такого несоответствия заключается в том, что очень часто здоровье воспринимается людьми как нечто безусловно данное или само собой разумеющееся, потребность в котором хотя и осознается, но ощущается лишь в ситуации дефицита. Иными словами, при полном физическом, психическом и социальном благополучии потребность в здоровье как бы не замечается человеком, приобретая характер актуальной жизненной необходимости в случае его потери или по мере утраты.

Список литературы

1. Березовская, Р.А. Отношение к здоровью под редакцией Нисифорова, Г. Ф. – СПб.: Питер, 2013 г.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar