- 22.01.2017
- 5787 Просмотров
- Обсудить
Преподаватель общественных дисциплин
ГАПОУ РХ «Аграрный техникум»
Луценко И.В.
ГАПОУ РХ «Аграрный техникум»
Луценко И.В.
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь.
Конфуций.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь.
Конфуций.
Компетентностный подход в профессиональном образовании заключается в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. В отличие от термина «квалификация», компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. Компетенцию можно определить как стремление и готовность применять знания, умения и личные качества для успешной деятельности в определенной области.
Компетенции, необходимые специалисту, можно разделить на две основные группы: общие (универсальные, ключевые, «надпрофессиональные») и профессиональные (предметно-специализированные).
Формирование компетентности является новой позицией по отношению к качеству результата образования и включает не только качество образования, но и возможности реализации этого качества в профессиональной деятельности. Компетентности являются многоплановыми и многоструктурными характеристиками качественной подготовки обучающихся, оценка которых не может быть в полной мере стандартизирована. Это связано с тем, что компетентность нельзя трактовать как сумму предметных знаний и умений. Это – приобретаемое в результате обучения новое личностное качество, увязывающее знания и умения со спектром интегральных характеристик качества подготовки, в том числе и со способностью применять полученные знания и умения на практике.
В профессиональном образовании в качестве цели при реализации компетентностного подхода выступает формирование компетентного специалиста. Компетенции в современной педагогике профессионального образования необходимо рассматривать как новый, обусловленный рыночными отношениями, тип целеполагания в образовательных системах.
Используя на уроках обществознания деятельностный подход к обучению, возможно достичь формирования ключевых компетенций у студентов:
-готовность к разрешению проблем (готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности ) позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь;
-готовность к самообразованию (способность выявлять пробелы в своих знаниях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников) позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи;
- технологическая компетентность (готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности) позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.
- готовность к использованию информационных ресурсов ( способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности) позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;
- готовность к социальному взаимодействию ( способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу) позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач;
- коммуникативная компетентность (готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (этническим, религиозным, профессиональным, личностным и т.п.) других людей) позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.
Для формирования основных компетенций у студентов применяю на уроках следующие задания и моделирую следующие ситуации:
1.Аргументация одной из спорных версий фактами исторических или иных документов.
Пример: при изучении темы «Цивилизация России» студентам ставится проблемный вопрос
-Как вы считаете, Россия ближе по своему развитию к Востоку или Западу? Почему?
Студентам предлагается обратиться к историческим источникам, которые могут уточнить и свести воедино их позиции при ответе на проблемный вопрос (документы подготовлены заранее и размножены для каждой группы).
2. Организация имитационных игр по дискуссионным вопросам ( «научная конференция», «дебаты» и др.), при подготовке к которым студенты учатся выявлять общее и отличия в одних и тех же научных и художественных текстах, подбирать аргументы для обоснования своей позиции, позиции своей группы, формулировать вопросы, обращенные к аргументам оппонента.
Пример: изучение темы «Глобальные проблемы современности» проходит в виде работы ученого совета по заявленным проблемам. Студенты заранее готовят доклады и компьютерные презентации. После каждого сообщения студенты предлагают варианты решения проблемы.
3.Проведение социологических опросов для выявления аргументированных мнений представителей разных поколений россиян по спорным вопросам обществознания, представление результатов опросов в виде диаграмм, коллажей.
4. Подготовка эссе по спорным вопросам обществознания. Обучаясь, написанию эссе студенты учатся представлять собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии проблемы, аргументировать свою позицию достоверными фактами, опираясь на мнения авторитетных исследователей или предъявлять обоснованное несогласие с ними.
5. Подготовка исследовательских работ к научно-практическим конференциям.
Таким образом, вектор формирования знаний студентов при реализации деятельностного подхода к обучению обществознанию – это постепенное движение познавательной деятельности студентов от различных версий к их пониманию, анализу системы аргументов авторов и, далее, к построению собственной аргументированной версии, соотнесенной с мнениями предшественников. Деятельностный подход позволяет осваивать разнообразные «роли», востребованные в повседневной жизни.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.