Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2017 » Январь » 23

Опыт использования социальной сети «ВКонтакте» в образовательном процессе

Малова Анастасия Владимировна
АУ СПО "Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж"


Аннотация: В статье рассматривается актуальность использования социальных сетей в образовательных целях. Описываются возможности использования социальной сети в образовательном процессе. Рассматривается опыт применения социальной сети «ВКонтакте» в рамках изучения общепрофессиональной дисциплины, а также для решения задач работы куратора.

Ключевые слова: Интернет-технологии, социальная сеть, образовательный процесс, аккаунт.

Современный мир невозможно представить без информационных компьютерных и интернет технологий. Сегодня они пронизывают различные сферы нашей жизни - работу, обучение, отдых и развлечения. Студенты, являясь представителями нового поколения, чутко реагируют на многие новинки в сфере интернет - и компьютерных технологий. Для выхода в Интернет они используют планшеты, смартфоны, айпады, нетбуки и ноутбуки с модемом. Наибольший отклик у студентов вызывают те области Интернет-технологий, которые позволяют им удовлетворять главные их главные потребности.

В колледжи на очную форму обучения поступают абитуриенты, возраст которых в основном находится в спектре от 15 до 18-19 дет. Это люди старшего подросткового и юношеского возраста. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностное общение (Д.Б. Эльконин), а в юношеском - учебно-профессиональная деятельность. Однако, некоторые авторы отмечают, что потребность в общении со сверстниками в юношеском возрасте возрастает. [3] Удовлетворяя эту потребность, студенты, максимально используют возможности современных Интернет-технологий, в том числе социальные сети.

Социальная сеть в Интернете — это интерактивный многопользова­тельский веб-сайт, представляющий автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться пользователям, объединенным общими интересами. [2]

Одной из самых популярных среди молодежи социальных сетей для ведения дискуссий является "ВКонтакте".

Опыт использования социальных сетей преподавателями Омского государственного педагогического уничерситета позволил сделать авторам следующие выводы относительно использования социальной сети "ВКонтакте" в образовательных целях:

Комфортная и привычная для студентов среда.

Широкий диапазон возможностей и форм взаимодействия, разнообразие форм коммуникации.

Однозначная идентификация пользователей.

Возможность фильтрации поступающей информации.

Широкие возможности совместной деятельности.

Возможность организации непрерывного обучения.

Широкие демонстрационные возможности. [1]

Данные возможности были подтверждены опытом работы со студентами Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа при изучении общепрофессиональной дисциплины «Психология».

Среди студентов Технолого-педагогического колледжа в выбранных группах оказалось, что все студенты пользуются социальной сетью «ВКонтакте», что позволило сделать выбор данной сети в целях осуществления педагогического процесса по предмету "Психология" для специальностей "Дошкольное образование" и "Специальное дошкольное образование".

В социальной сети была создана группа "Психология для педагогов". В данную группу были приглашены и зарегистрировались в ней студенты 3 групп. Страница данной социальной сети позволяет размещать централизованно информацию в новостной ленте, загружать документы, видео-, аудио-, фотоинформацию. В целях обучения эти ресурсы были использованы следующим образом:

1. В разделе «Документы» студенты получают доступ к самостоятельным, контрольным и иным формам работ, темам рефератов, докладов, разъяснениям по их выполнению.
2. В основном разделе расположена информация о времени и сроках пересдач материала, что позволяет сделать это централизованно.
3. Видеофайлы - это видеолекции или тематические фильмы, которые предлагается проанализировать, что позволяет не тратить время на их просмотр во время уроков.
4. Аудиофайлы - лекции или музыка, которую можно использовать в образовательных целях (например, детские песни, способствующие формированию у детей дошкольного возраста положительных черт характера).

Самостоятельные работы студенты могут присылать личными сообщениями, что позволяет работать с присланными документами в режиме рецензирования. Это дает возможность студенту увидеть, почему он получил ту или иную отметку.

Отдельно хотелось бы остановиться на воспитательном значении использования социальной сети.

1. Очень удобно наличие группы в соцсети для решения задач классного руководства. Такой формат позволяет сделать для студентов в круглосуточной доступности расписание и всю необходимую для учебно-воспитательного процесса информацию - объявления о предстоящих мероприятиях, праздничных днях, репетициях и пр. Кроме этого в подобной группе студенты имеют возможность выкладывать фотографии и видеоролики с мероприятий, в которых они участвовали, что само по себе является сплачивающим фактором. Также есть возможность организации обсуждений по важным вопросам предстоящих мероприятий. Куратору это также дает возможность лучше узнать интересы студентов своей группы.

2. Наполнение новостной ленты можно использовать в воспитательных целях. Для мотивации учения и достижений в этой области можно выкладывать небольшие интересные статьи о великих людях и их достижениях, качественные фильмы, которые послужат противовесом фильмам-однодневкам, качественную музыку, ролики социально-нравственного содержания, яркие слайды с глубокими интересными философскими высказываниями, качественную информацию о психологии отношений. Все это можно связать с предметом обучения и таким образом данная информация в полной мере будет соответствовать образовательным целям.

3. Использование аккаунта преподавателя в воспитательных целях. Студентов, как правило, очень интересуют факты жизни преподавателя. Данный интерес можно также использовать в воспитательных целях. Когда преподаватель одобряет заявку студента в "друзья", он тем самым получает возможность заинтересовать его хорошей качественной информацией социального, культурного, психологического, педагогического характера.

Таким образом, социальная сеть «ВКонтакте», являясь популярной среди молодежи, позволяет использовать ее ресурсы в образовательных и воспитательных целях. Ее использование позволяет педагогу «идти в ногу со временем», повышает авторитет преподавателя среди студентов, а также позволяет максимально эффективно организовывать процесс самостоятельной работы.

Список использованной литературы:

Фещенко А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития // Открытое и дистанционное образование. 2011. № 3. С. 44—50.

http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2968-2012-05-30-11-08-49 (дата обращения:12.09.2016).

http://uchebnikionline.com/psihologia/vikova_psihologiya_-_pavelkiv_rv/osoblivosti_spilkuvannya_yunatskomu_vitsi.htm (дата обращения: 14.09.2016)
Поделитесь с коллегами
avatar
1
Анастасия Владимировна, у статьи есть существенный недостаток. Нет ссылок на группы ВК, что бы промониторить активность студентов. По моему глубокому убеждению, студенты перегружены информацией, в том числе и через социальные сети. Их активность должна быть очень сильно мотивирована. Есть ли у Вас такой рычаг?
avatar
2
Группа создавалась закрытая. Это было сделано целенаправленно по 2 причинам: 1. В приватной обстановке студенты общаются более активно. 2. Там размещались мои личные разработки, которые я не планировала распространять.
Что касается рычагов регулирования, система мотивации была такая:
1. Задается вопрос по размещенным материалам. При ответе студент получает оценку.
2. Домашнее задание дается с указанием на материалы группы.
3. "Ознакомьтесь с материалом, напишите ответ в группе под постом"
Это используемые. Предполагаю, что они не единственные
m">
avatar