- 08.02.2017
- 24263 Просмотра
- Обсудить
преподаватель, методист
ГОУ СПО «Луганский строительный колледж»
г. Луганск. Луганская Народная Республика
Аннотация. В настоящее время в образовании достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Как же сделать учебный процесс более эффективным? Преподаватели знают, что студента нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед педагогом стоит задача по формированию и развитию у студента положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Для поддержания мотивации, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей. Как организовать один из этапов занятия – актуализацию опорных знаний, чтобы формировать у студента положительную мотивацию?
Ключевые слова. Мотивация учебного процесса, актуализация опорных знаний, формы, методы и приёмы актуализации.
Дидактическая структура современного занятия состоит из трех этапов:
Актуализация опорных знаний и способов действий (что значит не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и их применение в новой ситуации, стимулирование познавательной активности учащихся, контроль преподавателя).
Формирование новейших понятий и способов действий (в значении более конкретном, чем “изучение нового материала”).
Применение знаний, формирование умений и навыков (включающее повторение и закрепление).
Актуализация – это действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении.
Актуализация опорных знаний - этап занятия, на котором происходит воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для усвоения новых знаний или выполнения практического задания, а также, возможно, контроля знаний. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.
Многие преподаватели полагают, что актуализация - это тоже самое, что и опрос. Но, как отмечает М.И. Махмутов, «это далеко не так: значение самого слова “актуализация”, - подчеркивает он, - говорит о том, что нужно сделать знания актуальными, подходящими в данный момент, то есть “освежить” прежние знания и методы деятельности в памяти».
Актуальность – означает (от позднелатинского actualis) - фактически существующий, настоящий, современный), важность, значительность чего - либо для настоящего момента, современность, злободневность.
Более того, актуализация означает и психологическую подготовку студента:
сосредоточение внимания
осознание значимости грядущей деятельности
возбуждение энтузиазма к занятию
Этап актуализация опорных знаний может осуществляться:
в виде проведения проверочного терминологического диктанта
в виде сочетания разных способов опроса студентов (устный, письменный, индивидуальный, краткий фронтальный) по пройденной теме с целью установления связи нового материала с раннее изученным (активизация мыслительной деятельности студентов и пр.)
в виде повторного разъяснения преподавателя
с помощью опорных сигналов или конспектов Шаталова.
Все эти моменты представляют методическую структуру.
На этом этапе активизируются многие составляющие внутренней структуры занятия:
студенты воспроизводят известные им знания, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, с новыми данными и т.д.
в процессе актуализации либо в итоге её частенько создается проблемная ситуация или формулируется какая-либо учебная неувязка.
Таким образом, на этапе актуализации используются такие структуры, средства и приемы, которые способны приготовить обучающегося к осуществлению самостоятельной учебной деятельности. Также на этапе актуализации опорных знаний и способов действий не только вычленяются опорные знания, выясняется связь с прошлыми уроками, но и:
выбирается тип самостоятельной работы (репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый)
выбирается форма обучения (индивидуальная, групповая, фронтальная)
намечаются методы решения задач мотивационного обеспечения занятия
продумываются формы контроля над ходом работы
отмечаются фамилии учащихся для оценивания их развития и успеваемости.
Выделенные опорные понятия подлежат актуализации, как на первом этапе занятия, так и по его ходу (попутная актуализация). Новейшие понятия, которые предстоит усвоить учащимся, подлежат формированию и на втором, и на третьем этапах. Для усвоения учебного материала нужно новейшие понятия связать с ранее изученными опорными понятиями и фактами.
Условия достижения положительных результатов на этапе актуализации
чтобы объяснение было понятным, студентам необходимо напомнить предыдущий изученный материал, на базе которого будут усваиваться новые знания;
отбор учебного содержания для актуализации должен обеспечивать полноту тех способов действий, которые используются при построении нового знания;
количество заданий не должно быть большим, чтобы, с одной стороны, не рассеивать внимание детей, а с другой - не затягивать данный этап: его продолжительность не должна превышать 5-7 минут.
На этапе актуализации опорных знаний для примера можно наметить следующую последовательность дидактических и методических задач:
ориентировка учащихся в грядущей деятельности, постановка цели грядущей деятельности и возбуждение интеллектуальной и познавательной потребностей (например - сочетание рассказа с беседой);
актуализация опорных знаний, поддержание положительных мотивационных состояний (например - фронтальный опрос);
создание первой проблемной ситуации (например - беседа в сочетании с демонстрационным экспериментом или видеороликом, видеофильмом).
После определения уровня знаний студентов преподаватель должен вызвать у них интерес к новому материалу (внутренний мотив). Под мотивацией понимают применение различных методов и приемов для формирования у студентов мотивов учения.
Педагогическое мастерство преподавателя, свободное владение материалом, его авторитет, эмоциональность изложения материала, использование элементов проблемного обучения, занимательности, применение наглядности, технических средств обучения – вот те методы, с помощью которых можно вызвать у студентов интерес к учению.
Мотивация учебной деятельности должна осуществляться в течение всего занятия, но она, прежде всего, необходима перед изучением новой темы (начальная мотивация). На этом этапе занятия преподаватель может возбудить интерес у студентов к своей дисциплине, учебному труду установлением междисциплинарных связей, связи с практикой, с жизнью.
Творчески работающий преподаватель, наполняет каждый этап занятия живым содержанием, иногда вначале актуализирует опорные знания студентов, затем ставит цель занятия с мотивацией и тут же сообщает тему предстоящего занятия. Актуализация может осуществляться не только путем фронтальной беседы или, например, письменной работы и другими приемами, но и путем концентрации внимания студентов на ранее изученном материале.
Актуализация имеет место не только перед изучением какой-то темы занятия, но и в течение всего занятия.
Со временем у каждого преподавателя в его методической копилке накапливаются самые разнообразные приемы опроса. Рассмотрим наиболее популярные способы проведения опроса на занятии на примере конкретных математических тем.
Приём «Цепочка признаков».
Направлен на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.
Формирует:
умение описывать объект через имена и значения признаков;
умение определять по заданным частям модели скрытые части;
умение составлять внутренний план действий.
1-й студент называет объект и его признак;
2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак;
3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.
Целесообразно использовать при повторении темы «Вектор. Виды векторов. Действия над векторами».
Приём «Я беру тебя с собой»
Направлен на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Формирует:
умение объединять объекты по общему значению признака;
умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Студенты пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Преподаватель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество.
Применяется при изучении тел вращения или многогранников.
Приём «Ложная альтернатива»
Внимание ученика уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Преподаватель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, учащиеся должны их угадывать и указывать их тип. Например:
Производная пути по времени – это ускорение?
Производная пути по времени – это скорость?
Производная скорости по времени – это путь?
Приём «Согласен – Не согласен»
Данный прием дает возможность быстро включить учащихся в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы занятия.
Формирует:
умение оценивать ситуацию или факты;
умение анализировать информацию;
умение отражать свое мнение.
Студентам предлагается выразить свое отношение к ряду
утверждений по правилу: согласен, не согласен.
Закодированное слово
Используется для активизации полученных ранее знаний.
Формирует следующие универсальные учебные действия:
умение связывать разрозненные факты в единую картину;
умение систематизировать уже имеющуюся информацию.
Лучше использовать при завершении изучения всей темы «Производная. Применение производной».
Придумай применение.
Прием используется для проверки практических навыков. Это форма устного фронтального опроса, который позволяет за короткое время оценить, насколько верно учащиеся могут связывать изученную теорию с практикой.
Суть приема: дается понятие, определение, дата, название. Учащиеся должны привести примеры, раскрывающие смысл.
Например, задается вопрос "Применение интеграла". Учащиеся не просто отвечают "для решения задач", а приводят конкретные практические примеры.
Домино.
На карточках, в виде домино, на одной половинке записан вопрос, а на другой – правильный ответ. На другой стороне домино количество точек соответствуют числу баллов за правильный ответ. Преподаватель зачитывает вопрос, студент, давший правильный ответ, получает карточку. Преимущество приёма в том, что сразу происходит оценивание опроса по числу точек на карточках домино. Использую при изучении тем «Производная», «Транспортная задача» и других.
Пример приема «с затруднением».
Сущность приема: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования преподавателя.
Пример: ввести неопределенность или при нахождении пределов.
Учащимся предлагают выполнить ряд заданий, решение которых сводится к вычислению предела функции, которое приводит к делению на ноль.
Надо придумать новый способ нахождения предела.
Брейн-ринг.
Подготавливаются вопросы, требующие лаконичных ответов или на которые можно ответить однозначно "да" или "нет".
Побеждает в ринге тот, кто сумеет безошибочно ответить подряд на 5 вопросов ведущего. Вместо вопросов можно использовать примеры устного счета, мини-задачи.
Можно использовать для проверки таблицы производных или интегралов элементарных функций.
Разгадывание кроссворда.
Можно привести ещё множество способов проведения опросов, все они носят элементы игровых приемов актуализации знаний. Такой опрос помогает не только проверить знания учащихся в активной форме, но и повторить пройденный материал. Приём удобно использовать в начале урока, при введении в новую тему или про проверке домашнего задания.
Литература.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2007.
Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие. М.: 2006.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 2001.
Ухтомский А.А. Избранные труды. М.: Наука, 2008.
Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл; ИП РАН, 2007.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.