- 11.02.2017
- 16993 Просмотра
- Обсудить
СОФ МГРИ-РГГРУ имени Серго Орджоникидзе (СПО)
Аннотация: Вопросы о том, как происходит выбор специальности, какими критериями руководствуются ребята при этом, как трансформируются их представления в процессе обучения, прохождения практики, меня волновали всегда. Социологическое исследование, о котором идет речь в статье, было проведено с целью выяснения определяющих факторов в отношении студентов к выбранной профессии, зависимости между ними.
Исходя из личного опыта работы в ССУЗе (преподавателем и классным руководителем), а также многолетних наблюдений за студентами различных специальностей, я сделала следующий вывод: современная молодежь зачастую безответственно относится к такому важному шагу, как выбор специальности. Вчерашние школьники поступают в СУЗы и ВУЗы, руководствуясь не своими талантами или знаниями о профессии, а соображениями по сложности и качеству обучения, престижу.
Поступив, они постепенно расслабляются, отодвигают учебу на задний план, жалуются на чрезмерную нагрузку по специализированным предметам. Что в итоге? Учебные заведения они покидают недоученными, не готовыми к профессиональной деятельности специалистами. А виноваты в этом они сами, их безответственное отношение к выбранной специальности.
По роду своей профессиональной деятельности мне приходится проводить профориентационную работу с учащимися школ города и района, принимать участие в проведении Дня открытых дверей, ярмарки рабочих мест, а затем работать со студентами всех четырех курсов СПО. Конечно же, меня не может не интересовать вопрос о том, как происходит выбор специальности, какими критериями и представлениями руководствуются учащиеся, выбирающие в качестве сферы своей деятельности геологию, как трансформируются их представления в процессе обучения, прохождения практики.
Анализ информации подобного рода по своим группам я делала всегда, прослеживая, в том числе, и трудовую деятельность выпускников, работающих как по специальности, так и выбравших другую сферу деятельности. В этом году в рамках работы со студентами первокурсниками (привлечения их к научно-исследовательской деятельности) решила провести социологическое исследование по данной проблеме. Какова же его цель? Прежде всего, нам хотелось понять, какие факторы являются определяющими в отношении студентов к выбранной профессии, установить зависимости между различными факторами, а также оценить отношение к выбранным специальностям студентов в целом. Предмет исследования: отношение студентов к выбранной ими специальности. Объект исследования: студенты 3-4 курса СОФ МГРИ-РГГРУ, обучающиеся по программе среднего профессионального образования геологоразведочного и гидрогеофизического отделения. Общее количество респондентов – 200 человек.
Что может влиять на отношение к специальности? При попытке найти ответ на этот вопрос, было выдвинуто несколько гипотез, в соответствии с которыми был сформулирован перечень вопросов для проведения социологического опроса. Это: ошибочные представления о специальности; качество преподавания в учебном заведении; неадекватная (слишком сильная или слишком слабая) нагрузка по специализированным предметам; ожидания от будущей работы по специальности; отношение к самостоятельной работе, совершенствованию своих навыков по специальности; ошибочные представления о рынке труда и реальных требованиях к специалисту.
Анкета, использованная для проведения письменного опроса, состояла из трех частей: вводной, основной и дополнительной. В вводной части были вопросы о поле, возрасте респондентов и о том, есть ли у них (или членов их семьи) какой- либо опыт работы по специальности. Основная часть анкеты состояла из десяти вопросов с выборами ответов:
1) Жалеете ли Вы о выборе своей профессии?;
2) Если «да», то перевелись бы Вы по возможности на другую специальность (в другое учебное заведение) без потери курса?;
3) Изменились ли Ваши представления о выбранной специальности за время обучения?;
4) Является ли изучение предметов по специальности трудной (обременительной) задачей для Вас?;
5) Как Вы считаете, соответствует ли получаемая квалификация требованиям рынка?;
6) Занимаетесь ли Вы дополнительно по специальности?;
7) Приносят ли занятия по специальности Вам радость, или это просто средство будущего заработка?;
8) Готовы ли Вы непрерывно обучаться и совершенствоваться по специальности после окончания ВУЗа?;
9) Согласны ли Вы выполнять часть работы дома?;
10) Что для Вас главное в будущей профессии? (Расставьте приоритеты от 1 до 5: условия труда, зарплата, удовольствие от работы, возможность быть в коллективе, самосовершенствование).
В дополнительной части анкеты студентам нужно было оценить по 10 бальной шкале предлагаемые утверждения, касающиеся сложности учебной программы в целом, для себя лично, адекватность программы, возможность ее изменения (имеются в виду только специальные предметы), а также оценить динамику развития рынка труда по специальности.
Каковы же результаты анкетирования? Ожидания о специальности оправдались у 72% респондентов, а не оправдались у 28%. Каким образом оценили студенты сложность учебной программы? Считают ее трудной 37% студентов, нормальной - 39%, легкой - 24%. Считают, что программа обучения специальности соответствует ситуации на рынке труда 77% респондентов, а 23% отметили ее недостаточную адекватность. Как относятся студенты к самостоятельной работе по специальности и самосовершенствованию? 62% считают, что все знания должно давать учебное заведение, а 38% утверждают, что самосовершенствование необходимо. Безразлично относятся к своей специальности 74% респондентов, считают ее своим хобби 17%, а 9 % думают, что нет ничего скучнее.
В ходе обработки результатов анкетирования было отмечено, что респонденты разделились на три группы, внутри которых наборы ответов практически совпадали. К первой группе относятся студенты, лично заинтересованные в том, чтобы действительно стать специалистами в своей области. Большинство из них интересовалось специальностью задолго до поступления. Они готовы заниматься дополнительно, считают, что учебная программа дает лишь базовый уровень знаний и понимают необходимость непрерывного обучения. На первое место в вопросе «ожидания от будущей работы» такие студенты ставят «самосовершенствование». Эта группа составляет 26% от выборки.
Студенты второй группы считают программу обучения нормальной (или с нагрузкой выше среднего) и полагают, что ВУЗ сможет дать все знания, необходимые для успешной работы по специальности. Большая часть этой группы безразлично относится к своей специальности и не выражает особого желания работать самостоятельно (хотя примерно половина осознает необходимость в этом). Таких студентов набралось 55%.
Третью группу составляют люди, считающие учебную программу чрезмерно сложной (как в целом, так и для них лично, что говорит о субъективности оценки). Как правило, они не желают заниматься дополнительно и не видят в этом необходимости. Почти все заявили, что их ожидания от специальности не оправдались.
Необходимо отметить, что чем более низкими были изначальные знания по специальности, тем более трудной и неадекватной оценивается программа обучения, такие студенты испытывают большие трудности в учебе, которая не приносит им радости. Среди студентов, недовольных выбранной профессией, необходимым условием перехода на другую специальность оказалась возможность не сдавать разницу в программах. Однако, очевидно, это приведет к неудовлетворительным результатам учебы на «новом» месте и, как следствие, очередным разочарованием.
Согласно проведенному опросу, чуть больше четверти студентов относятся к своему обучению по специальности ответственно, примерно столько же ошибается с выбором учебного заведения или специальности и испытывает большие трудности в обучении.
Тема профессионального становления студентов мне также очень интересна, ведь я, будучи классным руководителем, уже выпустила несколько групп и очень заинтересована, чтобы их профессиональные цели успешно реализовались. Профессиональные цели - это идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности. Цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Однако, на мой взгляд, студенты часто слишком идеализируют свои цели, и, они становятся больше похожими на мечты.
Преподаватели делают всё возможное, чтобы передать свои знания студентам, но наряду с теорией, необходимо давать возможность применить ее на практике, или хотя бы объяснять, как это можно использовать. Работодатели же хотят получить первоклассных специалистов, не давая при этом возможности пройти практику, требуют опыт работы от двух лет. Студенты оказываются в замкнутом кругу: с одной стороны учёба и получение диплома, с другой – профессиональная реализация, работа, которая требует к себе особого внимания, которое, в свою очередь, приходится отнимать от учёбы.
Профессиональные цели - это ориентиры, которых должен придерживаться студент. Профессиональные намерения – это чёткое представление того, что человек хочет. Личностные и физические качества – то, что он представляет собой как профессионал. Требования, предъявляемые деятельностью, профессиональной группой - то, что от него требуют. Всё это компоненты профессионального самосознания.
С приобретением опыта профессиональное самосознание расширяется за счет включения новых признаков развившейся профессии, которая предъявляет новые требования к человеку. Меняются также и критерии оценивания себя как специалиста. Расширение профессионального самосознания выражается в росте числа признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов образа профессионала, в целостном видении себя в контексте всей профессиональной деятельности.
Какова же динамика профессионального самопознания студентов?
Студенческий возраст - начало перехода от юности к взрослости, важнейший период развития самосознания и зрелой самооценки. Феноменально это проявляется в осознании своей индивидуальности, неповторимости, мотивов поведения и деятельности, интимизации внутренней жизни. В завершающей стадии находится и профессиональное самоопределение студентов. Это делает необходимой специальную работу по управлению процессом профессионального самосознания студента, формирования его профессиональной концепции.
Очень часто молодые специалисты сталкиваются с такими проблемами, как полное расхождение требований, которые предъявляет работодатель с теми знаниями, которые они получил во время обучения в ССУЗе и ВУЗе; неготовность приступить к работе после получения диплома, если у него отсутствует какой-либо опыт работы в желаемой должности. Тут опять же противоречие: если молодых специалистов берут с неохотой, то где же получать этот опыт?
Студенты вынуждены выбирать: образование или карьера. Хотя как тут определиться? Без законченного среднего специального или высшего образования студент никому не нужен, равно как и без опыта работы. Поэтому большинство ценностей, сформированных у студентов, находится в состоянии внутреннего конфликта.
Анализ опроса студентов позволяет говорить о том, что на первых позициях по степени внутреннего конфликта находятся ценности, связанные не с профессиональными экспектациями, а с формальными характеристиками организации (зарплата и карьерный рост). Затем идут ценности, связанные с расписанием трудового процесса и с графиком работы. Это объясняет, что еще до начала кризиса профессиональных экспектаций проходит кризис формальных ожиданий.
Полученные данные свидетельствуют о том, что в образовательном процессе необходимости уделять большее внимание профессиональной этике. Необходимо также организовывать образовательный процесс в соответствии с требованиями рынка, то есть быть более практико-ориентированным. В этом случае образование станет более конкурентоспособным, а у студентов будет меньше внутренних конфликтов.
Студенты, отмечая высокий уровень базового теоретического образования, серьезным недостатком считают слабую подготовку к реальной профессиональной деятельности. Суть проблемы состоит в том, что студентам не предоставляется возможность обрести опыт самостоятельного решения реальных профессиональных задач (пусть в модельном варианте) и, соответственно, опыт применения полученных теоретических знаний к решению этих задач.
К сожалению, во время обучения студенты не могут осуществить адекватную профессиональную самоидентификацию, чтобы понять, соответствуют ли их личные качества и психологические данные требованиям выбранной специальности. Такая самоидентификация во многом основывается лишь на интуитивной самооценке.
Студенты вынуждены сначала получать знания, которые никогда не будут применять на практике, точно так же, как и школьники вынуждены разрываться между школьной программой и требованиями ВУЗов, в которые они хотят поступать. Это главная проблема – несогласованность и несоответствие того, что требуется от человека (школьника, студента, работника) тому, что ему дают.
Однако, тот студент, который наметил себе цель, будет всеми силами её добиваться. Если одни организации не дают возможности стажироваться у них, он будет искать, пробовать, пытаться и, наконец, найдёт то, что ему нужно. И хотя большинство компаний не стремится взять себе молодых, существуют и такие, которые создают специальные программы для студентов, предлагают пройти практику в должности помощников каких-то специалистов.
Эти программы создаются для того, чтобы найти юных дарований, которые обладают теми качествами, которые нужны в современном мире – это желание изменить, в первую очередь, свою жизнь к лучшему, способность быстрой адаптации к столь же быстро меняющимся условиям, мобильность, коммуникабельность и т.д. Если эти качества развиты недостаточно, то такие программы-стажировки помогают их развить, или студент, попробовав себя в этой роли, понимает, что такая работа не для него и начинает искать что-то другое.
Молодой специалист должен чутко реагировать на изменяющуюся экономическую, политическую, социальную ситуацию в обществе, учитывать множество факторов, которые могут повлиять на его карьеру, точнее, на её успешность, а педагогический коллектив учебного заведения должен помочь ему научиться это делать.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.