Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2017 » Апрель » 6

Особенности работы классного руководителя с родителями студентов

Коровяковская Наталья Вячеславовна
преподаватель специальных дисциплин, стаж работы 12 лет, категория высшая
СОФ МГРИ-РГГРУ имени Серго Орджоникидзе (СПО)

Аннотация: Успех работы классного руководителя студенческой группы во многом зависит от плодотворности работы с их родителями. Для этого используются самые разнообразные формы и методы, приемы. К каждой семье, как и к каждому студенту, должен быть индивидуальный подход. В статье также рассказывается о личном опыте организации работы с родителями студентов группы и их семьями.

Без сомнения, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны учебного заведения. Я уверена в том, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей, направленном на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с классным руководителем и преподавателями, можно успешно решать проблему развития личности студента.

Таким образом, важным направлением многогранной деятельности классного руководителя студенческой группы является работа с родителями, успех которой во многом зависит от подготовленности к ней. Прежде всего, куратору необходимо знать цель, принципы, направления, формы и методы сотрудничества с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии.

Цель: установление партнерских отношений с семьей каждого студента группы, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов, а содержанием работы является проявляемая забота о развитии и воспитании обучающегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь студенту выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности, что позволит ему стать полноценной личностью в современном обществе.

Каковы же педагогические задачи этого сотрудничества? Это: формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребёнка и участия в учебно-воспитательном процессе; развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми; обеспечение проведения воспитательных мероприятий в группе с участием родителей; формирование положительного отношения родителей к работе учебного заведения; организация работы родительского комитета группы; обеспечение системы психолого-медико-педагогического просвещения родителей.

В СОФ МГРИ-РГГРУ разработана программа сотрудничества классных руководителей с родителями студентов, состоящая из четырех разделов: 1) учебный процесс; 2) внеучебная воспитательная работа; 3) социально-психологическая поддержка семьи; 4) психолого-педагогическое просвещение родителей, которая служит руководством нашей деятельности в этом направлении.

Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями обучающихся создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований учебного заведения и семьи по отношению к личности студента. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах: обращение к чувству родительской любви и уважение ее; доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями; позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности, как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Деятельность куратора с родителями студентов в нашем учебном заведении представлена следующими направлениями: изучение семей и условий семейного воспитания; информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса; психолого-педагогическое просвещение родителей; взаимодействие с родительским комитетом; совместная деятельность родителей и студентов. Методы работы с родителями: диагностика, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы. Формы работы - индивидуальная и коллективная.

Рассмотрим индивидуальные формы работы. Беседа используется в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными преподавателями и семьёй. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. Посещение на дому – это крайняя мера. Оно возможно только после получения разрешения родителей.

Классные руководители, с самого начала работы с группой, работают над составлением социального паспорта группы, изучают семьи студентов и условия семейного воспитания. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребенка в будущем. Для того, чтобы помочь родителям в воспитании детей, а в некоторых случаях скорректировать воспитательное влияние семьи, кураторы проводят индивидуальные беседы, а в случае необходимости, посещают семьи и знакомятся с ними в естественной и неформальной обстановке. При этом выясняются условия, созданные для домашних занятий студента, его семейные трудовые обязанности, организация досуга, круг общения. Для планирования совместной деятельности, конечно же, необходимо понять стиль жизни семьи, ее уклад, социальные установки, систему нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения друг с другом, семейные традиции, уровень педагогической образованности родителей, оценить их умение организовать жизнь и деятельность в семье. В ходе таких посещений педагогу необходимо быть очень тактичным: не начинать характеристику студента с негативного, не настаивать на раскрытии семейных секретов, не превращаться в сплетника.

Эффективным методом работы является индивидуальная педагогическая консультация. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей студентов. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для преподавателя. Родители получают реальное представление о делах и поведении студента, преподаватель же – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого студента. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.

В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход куратора должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?». Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования: доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность, выражение готовности к оказанию помощи семье, конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.

В течение всего периода обучения классный руководитель информирует родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в группе
На первом же родительском собрании он знакомит родителей с целью и задачами своей будущей деятельности, с планом учебно-воспитательной работы, совместно с родителями обсуждает возможные пути реализации данной программы в семейном воспитании. На последующих родительских собраниях кураторы информируют родителей об уровне сплоченности и организованности группы, успехах и неудачах, проводимых мероприятиях и участии в них студентов. Ежемесячно родителям сообщаются результаты успеваемости и посещаемости их детей по электронной почте, телефону или с использованием социальных сетей.

Важнейшим направлением работы является психолого-педагогическое просвещение родителей, чаще всего осуществляемое на родительских собраниях, традиционно проводимых четыре раза в год. Обычно здесь рассматривают актуальные педагогические проблемы, уделяют внимание возрастным особенностям того или иного периода в развитии студента, и психологии, и взаимоотношениям родителей и детей. При подготовке родительских собраний мы руководствуемся следующими рекомендациями: 1) оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи их детей; 2) тема должна учитывать возрастные особенности; 3) собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.; 4) на нем нельзя заниматься обсуждением и осуждением личностей студентов.

Так как семья играет главную роль в формировании личности студента, то основой совершенствования семейного воспитания является систематическая работа по повышению педагогической культуры родителей именно на родительских собраниях. С этой целью в каждой группе кураторы делают сообщения на темы родительского всеобуча в течение всего учебного года.

Каковы же формы психолого-педагогического просвещения родителей? Это: университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей); лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций); конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей); практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей); открытые уроки и мероприятия (цель - ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями преподавателя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности); индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление об учебных делах и поведении студента, его проблемах).

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам родителей, если они сталкиваются с проблемой воспитания ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Они так же могут проводиться по рекомендации классного руководителя, если родители не в состоянии разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации.

Используются также и такие формы просвещения родителей, как: родительские чтения (дает возможность не только слушать лекции преподавателей, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении); родительский тренинг (с теми, кто хочет изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным); родительские ринги (одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители).

Для повышения эффективности обучения и воспитания студентов в группе очень важно создание дружного, работоспособного коллектива родителей, понимающих цели и задачи учебно-воспитательной работы, осознающих свое место в их решении, добивающихся активного участия каждого из родителей в работе группы, учебного заведения. Руководит этой работой родительский комитет, состоящий из наиболее опытных, инициативных родителей, который совместно с куратором и под его руководством планирует, готовит и проводит совместную работу по оказанию помощи в воспитании студентов группы.

Совместная деятельность родителей и студентов - это направление решает следующие задачи: расширение воспитывающей среды; увеличение диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность студента; улучшение взаимоотношений преподавателей, родителей и студентов.
Реализация данного направления осуществляется через организацию совместных досуговых мероприятий. Родители помогают куратору в подготовке внеурочных мероприятий, принимают в них участие. Формы досуга: совместные праздники, экскурсии и походы в музеи, театры, поездки и т.д. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще не известные стороны их интересов и увлечений. К сожалению, активность родителей снижена, особенно в мероприятиях. Но даже единичные коллективные дела группы, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

Вопросам взаимодействия кураторов группы с родителями в СОФ МГРИ-РГГРУ уделяется большое внимание. Кроме разработанной «Программы взаимодействия с родителями студентов», рекомендованы «Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьёй». В рамках работы методического объединения по этому направлению проводятся заседания и семинары. Контролируют работу заведующие отделениями и начальник социально-воспитательного отдела. Широко привлекается и психологическая служба. Все рассмотренные направления, формы и методы работы классного руководителя с родителями студентов способствуют созданию благоприятной среды для организации воспитательного процесса учебного заведения.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar