Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2017 » Апрель » 17

Активные и интерактивные методы обучения

Васильев Андрей Александрович
ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»
г. Лиски, Воронежская область

Аннотация: Активные и интерактивные методы обучения это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.

Ключевые слова: интерактивные методы, принцип гуманизации, организатор-фасилитатор.


На современном этапе развития образования пассивный режим обучения становится неактуальным. Более широко начинают использоваться активные методы. Они являются такой формой взаимодействия педагога с обучающимися, при которой обе стороны учебного процесса общаются друг с другом. Студенты при этом вовсе не пассивные слушатели. Они становятся активными участниками урока, имея равные права с педагогом. Это стимулирует познавательную деятельность студентов и их самостоятельность. При этом в процессе получения знаний возрастает роль творческих заданий. К тому же если при пассивном методе главенствует авторитарный стиль, то при активном способе он переходит в демократический.

Однако и у данной модели имеются некоторые недостатки. При ее использовании обучающиеся являются субъектами обучения только для себя. Студенты общаются с педагогом, но не ведут диалога друг с другом. Таким образом, активный метод обучения имеет одностороннюю направленность. Он актуален при использовании технологий самообучения, саморазвития, самовоспитания и ведения самостоятельной деятельности. При этом активный режим не учит студентов обмену знаниями. Не позволяет он и набраться опыта взаимодействия в группе.

Существуют еще и современные интерактивные технологии обучения. При такой методике весь урок проходит в режиме диалога или беседы с кем-либо. Активные и интерактивные технологии обучения имеют между собой много общего. Некоторые даже ставят между ними знак равенства. Однако интерактивная методика ориентируется на широкое взаимодействие школьников не только с педагогом, но и между собой. Каково же место учителя на таком уроке? Он направляет деятельность учащихся к выполнению поставленных перед классом задач. Таким образом, интерактивная технология обучения - это не что иное, как современная форма активного метода.

Само слово "интерактив" пришло в русский язык из английского. Его дословный перевод означает "взаимный" (inter) и "действовать" (act). Понятие "интерактивный" выражает способность находиться в состоянии диалога, беседы или же взаимодействовать с кем-либо (например, с человеком), а также с чем-либо (компьютером). Таким образом, инновационная форма обучения представляет собой диалог, при котором осуществляется взаимодействие.

Инновационная форма подачи знаний призвана создать максимально комфортные условия обучающимся. Интерактивные технологии обучения в ОО предполагают такую организацию урока, когда происходит моделирование различных жизненных ситуаций и используются ролевые игры. При этом общее решение поставленного вопроса принимается на основе анализа предложенных ситуаций и обстоятельств. Информационные потоки проникают в сознание обучающихся и активизируют мозговую деятельность. Разумеется, интерактивная технология обучения требует полностью изменить существующую структуру урока. Кроме того, подобный режим невозможен без опыта и профессионализма самого преподавателя.

В структуре современного урока должна по максимуму быть применена технология интерактивных методов обучения, представляющая собой конкретные приемы. При их использовании получение знаний будет более интересным и насыщенным. Так что же такое интерактивные технологии обучения? Это такие приемы, когда студент постоянно реагирует на объективные и субъективные отношения системы обучения, периодически входя в ее состав в качестве активного элемента.

Для образовательного процесса законодательство РФ закрепило принцип гуманизации. В этой связи потребуется пересмотр содержания всего процесса обучения.

Главной целью образовательного процесса является целостное развитие личности обучающегося при осуществлении самостоятельной мыслительной и познавательной деятельности. А этому в полной мере содействуют современные интерактивные технологии. При их применении обучающийся самостоятельно идет по пути к знаниям и усваивает их в большем объеме.

Технология интерактивных методов обучения призвана:
- активизировать индивидуальные умственные процессы обучающихся;
- пробуждать внутренний диалог студента;
- обеспечить понимание той информации, которая послужила предметом обмена;
- осуществить индивидуализацию педагогического взаимодействия;
- вывести студента на позицию, где он станет субъектом обучения;
- обеспечить двухстороннюю связь в процессе обмена информацией между обучающимися.

Педагогические технологии интерактивного обучения ставят перед преподавателем задачу по облегчению и поддержке процесса получения знаний. При этом важно:
- выявить многообразие точек зрения;
- обращаться к личному опыту участников диалога;
- поддерживать активность школьников;
- соединять практику с теорией;
- способствовать взаимообогащению опыта участников;
- облегчить восприятие и усвоение поставленной задачи;
- поощрять творчество студентов.

Технологии организации интерактивного обучения являются самыми передовыми на сегодняшний день. Их сущность сводится к передаче информации не в пассивном, а в активном режиме при использовании приема создания проблемных ситуаций. Задачей урока является не передача готовых знаний студентам или их направление к самостоятельному преодолению трудностей. Интерактивная технология обучения отличается от прочих существующих методик разумным сочетанием собственной инициативы подростка с педагогическим управлением уроком. Все это способствует достижению главной цели обучения – созданию всесторонней и гармонично развитой личности.

Использование интерактивных технологий обучения позволяет:
- повысить эффективность обмена информацией управленческого, воспитательного и учебного характера;
- ученикам осуществлять самоконтроль, применяя полученные знания на практике. Кроме того, интерактивная технология обучения способствует скорейшему умственному развитию обучающихся. К тому же обмен информацией между студентом и преподавателем повышает уверенность подростка в правильности сделанных им выводов.

Использование интерактивных технологий обучения происходит при непосредственном взаимодействии студентов с учебным окружением. Оно выступает в качестве реальности, в которой студенты приобретают опыт, являющийся центральным активатором учебного познания. При обычном пассивном или активном обучении педагогу отведена роль своеобразного фильтра. Он вынужден пропускать через себя всю учебную информацию. В отличие от этих традиционных методов интерактивное обучение предусматривает роль преподавателя как помощника студента, активизирующего потоки информации. Интерактивные модели обучения, по сравнению с традиционными, меняют взаимодействие обучающегося и преподавателя. Педагог уступает свою активность студентам, создавая условия для проявления их инициативы. Обучающиеся являются полноправными участниками таких уроков. При этом их опыт так же важен, как и опыт педагога, который не дает готовых знаний, а побуждает своих учеников к поиску.

Технология развития интерактивного обучения предполагает, что педагог на уроке выполняет несколько задач. Одна из них – выступать в роли эксперта-информатора. Для этого необходимо заготовить и изложить текстовый материал, продемонстрировать видеоряд, ответить на вопросы участников урока, отследить результаты процесса обучения и т. д.

Также при интерактивном обучении педагогу отводится роль организатора-фасилитатора. Она состоит в налаживании взаимодействия обучающихся с физическим и социальным окружением. Для этого преподаватель разбивает студентов на подгруппы, координирует выполнение данных им заданий, побуждает к самостоятельному поиску ответов и т. д. Роль педагога при интерактивном обучении предполагает и выполнение функций консультанта. Преподаватель не только обращается к уже накопленному опыту обучающихся, но и помогает им в поиске решений поставленных задач. Виды интерактивных технологий.

Для эффективной подачи знаний на уроках по инновационному методу преподаватель использует:
- работу в малых группах, разбивая студентов на пары, тройки и т. д.;
- методику карусели;
- эвристические беседы;
- лекции, изложение которых является проблемным;
- методику мозговых штурмов;
- деловые игры;
- конференции;
- семинары в форме дебатов или дискуссий;
- средства мультимедиа;
- технологии полноценного сотрудничества;
- метод проектов и т. д.

В процессе проведения интерактивного урока метод «Мозговой штурм» позволяет оперативно решить поставленную перед группой проблему с учетом максимального использования творческой активности обучающихся. Педагог предлагает участникам обсуждения выдвигать большое количество вариантов решения, среди которых могут быть и самые фантастические. После этого из всех идей отбираются наиболее удачные, которые и позволят ответить на поставленный вопрос.

Как видим, существуют самые разнообразные методы интерактивного обучения. И применение каждого из них дает возможность не только развить у обучающегося коммуникационные навыки и умения, но и дать активный толчок к социализации личности, развить умение работать в команде, а также максимально ликвидировать психологическое напряжение, возникающее между педагогом и студентами.

Приведу пример проведения практического занятия:

Подготовка заключается в разбиении студентов учебной группы на подгруппы по 6 человек в каждой. При этом каждый из студентов заранее индивидуально и самостоятельно решает выданные ему задачи по какой-либо из тем, изученных на практическом занятии ранее. Количество и качество задач подразумевается равным для всех студентов группы. Таким образом, уже на предварительном этапе обучение происходит в интерактивной форме.

Практическое занятие – это защита студентами подгруппы сделанного самостоятельно задания. Поскольку оцениваться будет работа подгруппы в целом, а не каждого студента в отдельности, дается время для обсуждения полученных индивидуально решений задач внутри подгруппы. Каждый член подгруппы должен быть готов к защите полученного решения, поэтому задача всех остальных членов группы – при совместном обсуждении предлагаемого решения – добиться исключительно правильного подхода в выборе метода решения и обнаружить и исправить любые ошибки, если они были. Таким образом, внутри подгруппы обсуждаются все задачи, выносимые на защиту для этой подгруппы.

Студент приобретает следующие очень полезные навыки:
1. умение изложить метод решения задачи,
2. отстоять правильность выбранного подхода,
3. ответить на поставленные другими членами группы
4. вопросы (во время объяснения решения своих задач);
5. вникнуть в процесс решения вновь изложенной задачи,
6. обнаружить неточности в решении (при обсуждении решений задач других членов группы).

Важной особенностью такого подхода является вовлечение всех без исключения студентов в процесс обучения, во время которого происходит не только закрепление полученных навыков, но и возникает ситуация, позволяющая каждому из студентов наладить процесс коммуникации, обеспечивающий наиболее качественную подготовку всей подгруппы к защите индивидуальных заданий.

Когда обсуждение закончено, и подгруппа готова к процессу защиты, студент этой подгруппы делает соответствующую отметку на доске, где отмечены все подгруппы и номера задач, защита которых предусмотрена на занятии. Таким образом, преподаватель имеет информацию о готовности группы к ответу.

Сам процесс защиты задачи происходит также в активной форме, поскольку студент приводит решение какой-либо из своих задач, аргументировано показывает эффективность выбранного метода и отвечает на вопросы преподавателя, касающиеся предмета обсуждения (здесь возникает обратная связь студента с преподавателем).

Количество студентов, которые могут быть выбраны для ответа из каждой подгруппы определяется количеством задач, заданных для защиты, временем, отведенным на проведение такой защиты, количества подгрупп в группе. Например, при наличии 4 подгрупп и 2 академических часов на проведения занятия вполне можно проверить 3-4 задачи, т.е. могут быть выслушаны преподавателем примерно 12-16 студентов.

Результатом является выставленное (всей группе) количество баллов рейтинговой системы. Например, может быть предложен следующий подход:
3 балла – задача решена верно, метод выбран наиболее рационально, студент грамотно отвечает на все поставленные преподавателем вопросы;
2 балла – задача решена верно, но при этом использован не самый рациональный метод (или
студент неуверенно отвечает на поставленные вопросы, ошибается, но сам себя исправляет);
1 балл – студент может правильно решить задачу только с помощью наводящих вопросов
преподавателя, но в процессе работы осваивает нужный учебный материал;
0 баллов –студент не может привести решение задачи и не может ответить на наводящие вопросы преподавателя и обнаруживает полную неподготовленность по изучаемой тематике.

Список литературы:
1..Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике. Мн. «Высшая школа», 2004
2.Гавриловец К.В. Гуманизация учебно-воспитательного процесса//Проблемы воспитания. 1995.Вып.1.
3.Григальчик Е.К., Губаревич Д.И., Петрусев С.В. Обучаем иначе: Стратегия активного обучения в школе. Мн.:Красико-Принт,2001.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar