Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2017 » Апрель » 24

« Методика применения дифференцированного подхода к обучению студентов на уроках производственного обучения»

Виноградова Людмила Викторовна
ГАПОУ МО ПК " МОСКОВИЯ" ОСП КАШИРСКОЕ

Цель: Повышение качества профессиональной подготовки студентов при использовании дифференцированного подхода.
Задачи:
1. изучить основные понятия дифференцированного подхода в теории профессиональной педагогики;
2. создать педагогические условия для реализации дифференцированного подхода к обучению студентов на уроках производственного обучения.
Дифференциация в обучении предполагает организацию учебной деятельности, при которой в рамках обычной группы для каждого обучающегося, учитывая его индивидуальные особенности, определяется наиболее рациональный характер работы на уроках производственного обучения. С помощью отбора содержания создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым обучающимся.
Дифференцированный подход – целенаправленное педагогическое воздействие на обучающихся, решает задачи эффективной помощи обучающемуся в совершенствовании его личности. При этом обучающийся в меньшей степени чувствует себя постоянным объектом наблюдения, так как основные педагогические воздействия направлены на всю группу в целом, а не на одного обучающегося.
Главная цель производственного обучения состоит в приобретении обучающимися практических знаний, умений и навыков, формировании у обучающихся на уроках производственного обучения основ профессионального мастерства, необходимых для квалифицированной трудовой деятельности.
Формирование основ профессионального мастерства во многом зависит от развития у обучающихся интереса к выбранной профессии, что является основой мотива учебной деятельности.
При этом можно выделить 2 момента:
1. Развитие интереса и формирование профессионального мышления.
Это можно достигнуть на уроках производственного обучения, создавая мотивацию к труду.
Развитие у обучающихся способностей к профессиональной деятельности, т.е. профессиональных умений.
Это можно осуществить в процессе формирования у обучающихся знаний, умений при обучении в электромонтажной мастерской училища.
Дифференцированный подход к обучающимся в процессе подготовки и проведении практических занятий в электромонтажной мастерской предполагает разделение обучающихся в зависимости от профессиональных знаний, умений, навыков. Необходимое условие дифференцированного подхода – изучение межличностных отношений. В.И.Максакова отмечает: «Дифференцированный подход облегчает работу мастера и делает более реальными индивидуальный и личностный подходы к обучению подростков». Реализация дифференцированного подхода способствует организации группового соревнования, конкурсов, созданию педагогических условий и ситуаций, помогающих раскрыть достоинства каждого обучающегося.
Разноуровневая подготовка ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей личности. Дифференциация профессионального образования достигается за счет интеграции предметов общепрофессионального цикла (технической графики, основам электротехники, основам материаловедения), что очень важно для усиления их практических знаний.

В рамках начальной профессиональной адаптации в автомастерской училища ввожу обучающихся в профессию; знакомлю с организацией труда, рабочего места, безопасными методами труда и требованиями контроля к правильности выполнения операций, с профессионально-квалификационной характеристикой, в которой я раскрываю основные требования, которые предъявляются к специалисту этой профессии, к его знаниям и умениям.
Считаю, что это создает у обучающихся положительную установку и способствует целенаправленному овладению практическими знаниями, первоначальными умениями в области выбранной профессии.
Меня, как мастера производственного обучения, интересуют профессиональные способности обучающихся, их склонности, глубина и разнообразие знаний, а так же их характер. Поэтому я в группе на I курсе провожу психолого-педагогическую диагностику. Изучение обучающихся через психолого-педагогическую диагностику ориентирует меня к индивидуальному подходу к обучающимся в трудовой деятельности.
При переходе из слесарной мастерской в автомастерскую, я уже имею общее представление об обучающихся, их начальных знаниях, умениях, приобретенных при выполнении слесарных работ.
На 1 этапе с целью определения теоретических знаний необходимых для выполнения слесарных работ провожу «0» срез. Для этого я предлагаю тест с несложными вопросами. Проанализировав его, узнаю, что в группе есть обучающиеся, которые слабо представляют, что входит в раздел «Слесарные работы».
Поэтому ставлю перед собой задачу: дать определенные знания, необходимые обучающимся для выполнения производственных операций.
Занятия в автомастерской начинаю со знакомства с оборудованием мастерской, основными инструментами, которые будут применяться на последующих занятиях. Напоминаю обучающимся о материалах и изделиях, которые будут использоваться во время практических занятий. Даю начальные сведения об организации рабочего места, обращаю внимание на вопросы безопасности труда, обязательных при производстве работ в электромонтажной мастерской. Много внимания уделяется самостоятельной работе обучающихся с инструкциями, техническими картами и схемами. К этому я готовлю обучающихся уже с первых дней, так как умение «читать» электросхемы, знать условные обозначения имеют большое значение в процессе самостоятельной работы.
Для повышения эффективности производственного обучения создаю необходимые условия и выбираю несколько наиболее важных моментов:
1. Организовываю уроки производственного обучения с учетом индивидуальных возможностей обучающихся.
2. Подбираю разноуровневые задания.
3. По результатам «0» среза формирую бригады.
4. На начальном этапе при оценке работ применяю разные критерии оценок, в зависимости от индивидуальных заданий.
5. Оказываю больше практической помощи слабым обучающимся, с целью формирования у них уверенности в своих силах. Здесь мне помогает психологическая диагностика личностных качеств обучающихся, которые проводились в начале учебного года.
На 3 этапе обучения в автомастерской наблюдаю за работой обучающихся, особенно за работой слабых обучающихся, объясняю, помогаю, и тем самым добиваюсь, что они осваивают трудовые приемы, которые я показываю во время вводного инструктажа. С этой же целью я прошу обучающихся повторить эти действия несколько раз. Такие упражнения создают у обучающихся представление правильного и безопасного выполнения операций, а так же вызывают у них чувство уверенности в себе.
На 4 этапе группу делю на бригады, в зависимости от степени усвоения материала. 1 бригада – сильные обучающиеся, 2 бригада – средняя, 3 бригада – слабые обучающиеся. В процессе выполнения операций задания для сильных и средних обучающихся объединяются, а слабым обучающимся усложняю до уровня средних. Таким образом, повышаю значимость каждого обучающегося в выполнении заданной работы.
При соединении провода в ответвительной коробе дополнительно показываю способы ответвления от провода (в зависимости от жилы, однопроволочная или многопроволочная), а затем предлагаю тоже самое сделать слабым обучающимся. Сильным и средним обучающимся даю задание творческого характера (выполнить эту работу, но уже в ответвительной коробке с целью самостоятельного усвоения умений), т.е. ввод концов проводов в коробку с зажимами и без зажимов. Наконечник должен быть выбран однородный по материалу с жилой, оконцевание жил и закрепление наконечника сильные и средние учащиеся должны выполнить самостоятельно и составить технологическую карту.
Так как обучающиеся практически заканчивают работу не одновременно, это позволяет мне проанализировать работу каждого обучающегося и отметить типичные ошибки, допущенные в работе и своевременно их исправить. Чтобы обучающиеся не допускали повторных ошибок, после разбора предлагаю обучающимся еще раз выполнить эту операцию и какое-то время наблюдаю за работой, и если я убеждаюсь, что обучающийся справляется с работой – не вмешиваюсь в процесс. Таким образом, приучаю обучающихся преодолеть трудности и развиваю способности к самостоятельности.
Работу обучающихся оцениваю на основе проверки качества изделия в целом и с учетом сборки отдельных узлов, а так же в виде устного опроса и в зависимости от степени усвоения знаний и умений.
Критерии оценок при выполнении работ операционного характера
Балл 1 уровень 2 уровень
«5» Работа выполняется самостоятельно, или с незначительной помощью. Работа выполнена аккуратно, с использова-нием инструмента и соблюдением правил техники безопасности. Работа выполнена самостоятельно, последовательно, с соблюдением правил техники безопасности, умение составлять технологическую карту. Экономичность, аккуратность, творчество, применение ранее изученных операций.
«4» Работа выполнена аккуратно, но с помощью, с использованием инструмента, соблюдением техники безопас-ности, имеются незначительные ошибки. Работа выполнена последовательно, незначительная помощь в выпол-нении операций, с соблюдением техники безопасности и применение технологической карты
«3» Работа выполнена с помощью, но аккуратно, с нарушением последовательности. Работа выполнена не аккуратно. Не умение составить технологическую карту изделия.
«2» Работа не выполнена или выполнена не правильно работа не выполнена или выполнена с нарушением технологического процесса. Не экономично, не аккуратно.
Критерии оценок при выполнении работ комплексного характера
в электромонтажной мастерской
Балл Выполнение технических требований к работе Выполнение норм времени Усвоение приемов труда, правильная организация рабочего места, самостоятельность
«5» Отличное качество выполнения работы в соответствии с техническими требованиями. Выполнение и перевыпол-нение установленной нор-мы времени. Твердое усвоение и свободное применение рациональных приемов труда при выполнении производственных операций. Правильная организация рабочего места, умение самостоятельно выполнить работу.
«4» Хорошее качество выполненной работы в соответствии с техническими требованиями. Выполнение установленной нормы времени. Достаточно прочное усвоение основных приемов выполнения производственных операций. Правильная организация рабочего места. Умение самостоятельно выполнять работу при незначительной помощи в отдельных случаях.
«3» Работа выполнена в пределах технических требований, после переделок или исправлений. Выполнение установленной нормы на работу. Нетвердое усвоение некоторых приемов выполнения операций. Отдельные нарушения в организации труда и недостаточная самостоятельность в работе
«2» Нарушение основных технических требований к качеству (брак в работе). Не выполнение установлен-ной нормы и требований. Слабое усвоение основных приемов. Нарушения в организации труда, неумение самостоятельно выполнить работу.
Формы дифференцированного контроля обучающихся на уроках производственного обучения.
а) Для слабых обучающихся – 1 уровень контроля.

б) Для сильных обучающихся – 2 уровень контроля.

Анализ сформированности знаний, умений и навыков.
Этапы процесса формирования умений и навыков Исходный уровень знаний и умений Средства обучения для обучающихся Конечный результат сформированности знаний, умений и навыков
1 Формирование первоначальных знаний. Инструменты, схемы, справочники, плакаты, карточки. Первоначальные знания и умения (знания о предмете, процессе труда, инструменте и техники безопасности). Понятие об электро схеме.
2 Формирование стабильных знаний и умений Электро схемы, таблицы, тесты, Гос Ты Знание буквенных и графических обозначений в электро схемах. Знание способов маркировки, порядок подготовки и проведения электро-монтажных работ.
3 Формирование основ мастерства Электро схемы, таблицы, тесты, Гос Ты Знания технологии электро-монтажных работ. Приборы, их устройство, разборка и сборка.
4 Формирование профессионализма Плакаты, макеты, действующие модели Способность к самостоятельности, рационализму, автоматизму.
Этот анализ составлен на основе процесса формирования знаний и умений, анализа трудового процесса при выполнении работ в электромонтажной мастерской.
На каждом этапе рассматривается исходный уровень знаний, умений, навыков у обучающихся, к которым они должны стремиться. Каждый этап проходит через анализ, где отражаются успехи и неудачи обучающихся. Считаю, что это помогает сформировать устойчивые трудовые навыки при выполнении отдельных операций, а затем и при выполнении простейших комплексных работ.
Результатом моей работы с обучающимся, имеющим разный уровень подготовки на начальном этапе, к концу года приобретают необходимые знания и умения и готовы приступить к более сложной комплексной работе.
Для обучающихся, выполнивших всю работу своими руками это очень важно, так как это усиливает мотивацию, а главное – приносит моральное удовлетворение.
И, как правило, все обучающиеся справляются в итоге с проверочной работой и готовы повышать свой профессиональный уровень, добиваются неплохих результатов.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar