Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2017 » Май » 5

Решение расчётных задач как один из основных элементов химического образования

Зотова Оксана Владимировна
учитель химии и биологии МБОУ школы №1 г. Серафимовича Волгоградской области

Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия. Для того, чтобы успешно справляться с задачами, необходимо знать основные способы их решения.

В последнее время в школьном образовании намечается тенденция к уменьшеню часов в учебном плане на изучение данного предмета., соответственно и уменьшается время, отводимое на решение расчётных задач. Программа кружка «Химия в задачах»позволяет уменьшить данное противоречие.

Цель : создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; систематизация знаний учащихся по химии в процессе обучения основным подходам к решению расчетных задач; отработать навыки решения задач и подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах.
Задачи :1. обеспечение школьников основной и главной теоретической информацией;
2. отработать навыки решения простейших задач;
3.начать формировать связь между теоретическими и практическими знаниями учащихся;
4. подготовить необходимую базу для решения различных типов задач в старших классах.
5. способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении математики и физики при решении расчетных задач по химии;
6. развивать учебно-коммуникативные навыки.

Социальная направленность кружка отражается в умении учащихся строить свои отношения в группе, отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других.
Интеллектуальная направленность состоит в развитии способности самостоятельно рассуждать, самостоятельно мыслить, делать относительно глубокие выводы для обобщения при самостоятельном составлении задач.

Программа кружка позволяет рассмотреть способы решения химических задач по следующим темам:
1. Основные количественные характеристики вещества: количество вещества, масса и объем;
2. Массовая, объемная и молярная доля вещества в смеси; массовая доля элемента в соединении; вывод формул соединений;
3. Расчет количества вещества, массы или объема исходных веществ и продуктов реакции;
4. Расчет массы, объема продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке;
5. Расчеты, связанные с использованием доли выхода продуктов реакции;
6. Расчеты, связанные со скоростью химической реакции и химическим равновесием;
7. расчеты, связанные с концентрацией растворов, растворимостью веществ, электролитической диссоциацией;
8. Расчеты, связанные с положением металлов в электрохимическом ряду напряжений металлов.
Большинство задач, решаемых в школе и на различного рода олимпиадах и экзаменах, являются комбинированными, т.е. сочетают различные типы вычислений.
Знание способов решения простейших задач основных формул и законов, по которым проводятся расчеты, является обязательным, но не единственным условием того, чтобы справиться с предложенной задачей. Умение решать задачи складывается из многих факторов.

Во-первых, для успешного решения задачи необходим прочный теоретический фундамент, т.е. знания о строении веществ, их физических свойствах, способах получении, основных типах превращений. Очень часто затруднения в решении задач связаны с неумением верно написать уравнение реакции, ошибками в формулах соединений, пробелами в знаниях основных закономерностей и т.п. Во-вторых, приступая к решению задачи, следует прежде всего внимательно изучить ее условие. Причем обращать внимание следует не только на численные величины, приведенные в задаче, но и на ее текст. Очень часто в тексте задачи содержатся подсказки, без учета которых нельзя добиться верного решения. Очень важно, чтобы решающий задачу четко представлял себе сущность описанных в ней процессов, видел взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче. В-третьих, уяснив условия задачи, необходимо обдумать способ ее решения, т.е. установить связь между известными величинами и неизвестными. Для этого существует два метода. Первый метод предусматривает решение задачи «с конца». При этом обращают внимание на неизвестную величину, которая является целью решения задачи, выявляют законы и формулы, которые нужно использовать для ее вычисления, а также данные, необходимые для проведения таких вычислений, а если этих данных в условии задачи нет, определяют путь, по которому можно их найти, исходя из приведенных в условии величин. Второй путь предусматривает решение задачи, исходя из известных величин, содержащихся в условии. При этом анализируют исходные данные, определяют величины, которые они позволяют найти, выявляют направления, позволяющие перейти от этих величин к конечному результату. Нередко при решении задач приходится комбинировать описанные методы.

Программа кружка «Химия в задачах» поможет научиться правильно решать расчетные химические задачи и окажется полезной как для учащихся, интересующихся химией и для подготовки к выпускным экзаменам.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar