Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2017 » Май » 6

Применение модульных технологий в образовательном процессе на уроках физики

Применение модульных технологий в образовательном
процессе на уроках физики


The use of modular technology in education process at physics lessons

Карнаухова Любовь Петровна
Karnaukhova Lyubov Petrovna
Преподаватель высшей категории
ГБПОУ ИО ИТТриС


Аннотация. В статье отражены условия перехода на модульное обучение. Отражены вопросы технологии модульного обучения. В работе излагаются функции, методы, способы и правила создания технологии модульного обучения на уроках физики.
Abstract. The article reflects the conditions of transition to modular training. Reflect the issues of the technology of modular training. The paper outlines the functions, methods, techniques, and rules of creation of modular techniques in physics lessons.


Ключевые слова. Модульное обучение, Современный метод, учебно-познавательный, модульная технология.
Keywords. Modular training, Modern method, cognitive learning, modular technology.


Современный рынок труда предъявляет новые требования к подготовке рабочих и специалистов. Грамотных квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена не хватает во всех отраслях народного хозяйства. Молодой человек, получив диплом, приходит на работу и ... начинает учиться заново. Такое положение дел не устраивает никого - ни работодателей, ни самих выпускников, которым трудно найти рабочее место. Опросы работодателей свидетельствуют о новых тенденциях развития потребности регионов в кадрах. Формируется заказ не только на качество профессионального образования, а на способность молодых специалистов к «командной» работе, сотрудничеству, к непрерывному самообразованию, умению разрешать разнообразные проблемы, самостоятельно работать с информацией, планировать и анализировать свою деятельность, принимать решения и нести за них ответственность и т. д. Таким образом, речь идет об особых образовательных результатах системы профессионального образования - о профессиональных и ключевых компетенциях.


Одним из механизмов успешного решения поставленных задач рассматривается введение в системе начального профессионального образования образовательных программ, построенных на основе модульно-компетентностного подхода. Концепция модульного обучения разработана американским исследователем Дж. Расселом, который определяет модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписывающий обучающемуся действия [2]. В нашей стране технология модульного обучения в различных вариантах применяется и исследуется с начала 1980-х годов (П. А. Юцявичене и др.). Блочно-модульное обучение унаследовало основные принципы классно-урочной (традиционной) технологии обучения: принципы наглядности, последовательности, регулярности, контроля и некоторые другие, в том числе и в использовании учебной материальной базы [5].
Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, так как в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как про¬грамма обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающегося [3].


В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его отличие от других систем обучения. Во-первых, дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый обучающийся получает от преподавателя советы в письменной форме как рационально действовать, где найти нужный учебный материал и т. д. Во-вторых, модули позволяют перевести обучение на субъект — субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными обучающимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения преподавателя и обучающегося. Отношения преподавателя и обучающихся становятся более паритетными [4].


В-третьих, обучающийся работает максимум времени самостоятельно, учится планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самостоятельно определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет преподавателю индивидуализировать работу с отдельными обучающимися путём консультирования каждого из них, дозированной персональной помощи.
В результате освоения модульной программы обучающийся получает не только профессиональные и ключевые компетенции, но и социальные: умение эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами, обеспечивать безопасность жизнедеятельности и окружающей среды, принимать решения. Они необходимы, чтобы эффективно вести себя на рынке труда, осваивать новые знания и виды деятельности [1].


В своей профессиональной деятельности я активно использую шотландскую методику разработки модульных технологий, где точ¬но установлены стандарты результативности. Понятие компетентности предполагает определение того, что обучаемый должен уметь делать и знать.
Мой личный опыт показывает, что введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать традиционную систему обучения с элемента модульного обучения. На первых курсах обучения лекционная система может сочетаться с модульной технологией. Очень хорошо вписывается в модульное, обучение вся система методов, приёмов и форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Словом, модули можно использовать в системе начального профессионального образования и тем самым усиливать её качество и эффективность.


Наблюдения и результаты работы показывают, что для обучающихся главное то, что каждый работает самостоятельно, в своем темпе, при этом есть возможность получить консультацию у преподавателя, можно все время себя контролировать. Обучающиеся значительно глубже осознают содержание учебного материала. При мо¬дульном обучении обучающийся включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и объему программой. Идет индивидуа¬лизация контроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что обучающийся имеет возможность в большей степени самореализоваться, что способствует мотивации учения.
Сам факт наличия зачетных единиц организовывает и направляет учебную деятельность обучающихся, побуждает их к более активному отношению к занятиям, формирует потребность учиться в полную силу, значительно сокращает количество пропусков без уважительной причины.
Собственный опыт использования модульного обучения на уроках физики позволяет сделать следующие выводы:
— при модульном обучении каждый обучающийся включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность;
— идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности;
— система гарантирует каждому обучающемуся освоение стандарта и переход на более высокий уровень обучения;
— принципиально меняется положение преподавателя в учебном процессе, он осуществляет управление учебно-познавательной деятельностью и консультирует обучающихся.


В результате изменения деятельности преподавателя на учебном занятии меняется характер и содержание его подготовки к ним: теперь он не готовится к тому, как лучше провести объяснение ново¬го материала, а готовится к тому, как лучше управлять деятельностью обучающихся. Задача преподавателя состоит в грамотной постановке целей модуля и структуировании учебного содержания. Это принципиально новое содержание подготовки к учебному занятию приводит к анализу преподавателем своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Продумывание целей деятельности обучающихся, предвидение возможных затруднений, определение форм и методов учения требует от преподавателя хорошего знания своих обучающихся.


Для перехода на модульное обучение необходимо создать определенные условия:
— преподаватель должен быть мотивирован на переход с традиционной формы обучения на модульное обучение;
— обучающиеся должны быть готовы к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
— материальные возможности учебного заведения (наличие множительной техники для обеспечения каждого обучающегося печатными материалами).
Моя практика внедрения модульной технологии в образовательный процесс показала, что не следует сразу применять модули во всех группах, следует ограничиться 1-2 группами или несколькими обучающимися. Это позволит оценить объем, структуру, уровень трудности, систему контроля и внести необходимые коррективы в учебно-познавательный процесс.
Опираясь на собственный опыт, я рекомендую преподавателям, которые будут разрабатывать модульные программы обучения, разбить учебный материал на отдельные учебные единицы, так как обучающиеся не справляются с большим объемом информации. На¬пример, курс «Колебания и волны» разделить на два модуля «Колебания» и «Волны». Это обеспечит гибкость структуры модульного построения курса, что позволит свободно изменять содержание модулей с учетом динамики социального заказа, содержание каждого элемента может изменяться или дополняться, из данных элементов можно будет собрать новые модули.
Технология модульного обучения является одним из эффективных путей интенсификации учебного процесса, особенно в условиях целевой подготовки специалистов в образовательных учреждениях начального профессионального образования.


ЛИТЕРАТУРА
1. Х.Даутова О. Б., Кылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении : учеб.-метод. пособие для учителей / под ред. А. С. Тряпицы- ной. СПб.: Каро, 2006. 176 с.
2. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. 186 с.
3. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография / под ред. Шамовой Т. И. и Третьяковой П. И. М.; Тюмень, 1994. 292 с.
4. Психологические основы модульного профессионально ориентированного обучения : метод, пособие / Н. В. Блохин, И. В. Травин. Кострома : Изд-во КГУ им.
Н. А. Некрасова, 2003. 14 с.
5. Юцявичене П. А. Основы модульного обучения. Вильнюс, 1989. 172 с.

Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.