- 08.07.2017
- 2291 Просмотр
- Обсудить
Антонова Любовь Егоровна, канд. культурологии, преподаватель
ГАПОУ РБ «Колледж искусств им.П.И.Чайковского»
ГАПОУ РБ «Колледж искусств им.П.И.Чайковского»
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация: в статье дана характеристика компетентностного подхода в подготовке специалиста по образовательной программе ФГОС-3, раскрываются принципы и опыт реализации проектной технологии профессионального образования, ориентированного на формирование базовых, ключевых и профессиональных компетенций будущего специалиста. Как способы оценивания результатов успешности применения проектной методики при формировании межпредметных компетентностей рассмотрены тесты «на применение», мониторинговая и рейтинговая модели педагогической диагностики.
Ключевые слова: образовательная технология, компетентностный подход, метод проектов,психолого-педагогическое проектирование, принципы проектной технологии.
Актуальность данной темы связана с несколькими аспектами. Во-первых, с эволюцией человеческого общества происходит изменение всех форм жизнедеятельности. Во-вторых, развитие науки и образования, экономики и культуры, других неотъемлемо важных сфер общества приводит к тому, что нужно повышать эффективность профессионального образования. Как следствие, глубокие изменения, происходящие в российском социуме, привели к тому, что образование переживает сегодня изменение целей и содержания самого образования.
Главная задача профессиональных образовательных учреждений состоит в ускорении роста профессионализма выпускников. А решить эту задачу можно с помощью внедрения новых технологий обучения. Компетентностный подход как основа обновления профессионального образования объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования. Эти составляющие выступают зачастую в несвязанном виде, когда знания сообщаются в отрыве от их применения в практических ситуациях. В понятие компетентность заложена новая идеология интерпретации содержания образования, формируемого от результата.
В.С.Безрукова считает, что сущность новых технологий обучения состоит в том, что учащийся из объекта педагогического воздействия превращается в субъект познавательной деятельности[1,С.1]. Он ставится в такие условия, что сам ищет способы решения поставленных задач, сам стремится к получению знаний и умений. Он не усваивает готовые сведения, а добывает, открывает их. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности образовательная деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты его профессионального развития.
Метод проектов - дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Актив¬ное включение студента в со-здание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой де¬ятельности в социокультурной среде. Задача проектной технологии – переориентация обучения на учение как построение самим студентом личностно значимых моделей познания в профессиональной деятельности.
Проекты удобны и тем, что они разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения, зависят от запросов и интересов студентов, их профессиональных и личностных интересов, возможностей учебного заведения.
Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет, работа в учебных клубах, вечера, олимпиады, конкурсы, праздники, экскурсии и т.п.
Научное обеспечение такого образования осуществляется с помощью психолого-педагогического проектирования для студента и преподавателя. Это личностно-ориентированная направленность предполагает:
• проектирование социально-культурной и образовательной среды таким образом, чтобы максимально способствовала естественному развитию личности студента и стимулировала его деятельность;
• познание окружающего мира – в тесном сотрудничестве студентов и преподавателей, специалистов и ученых в работе над проектами: в рамках моделирования, конструирования и исследования. Студент становится главным действующим лицом учебно-воспитательной деятельности и вместе с преподавателем как бы творит мир своих открытий, мир знаний, мир созидательной познавательной деятельности.
Основная цель проекта – деятельное обучение, ориентированное на развитие.
К способам оценивания результатов успешности применения проектной методики относятся тесты «на применение», которые эффективно используются при определении межпредметных компетентностей. Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий.
Основное отличие рейтинговой оценки от традиционной заключается в отсутствии негативной составляющей, т.е. все баллы считаются положительными, любой балл суммируется с предыдущими, а общая сумма определяет степень продвижения студента по лестнице успеха.
Мониторинговая модель педагогического диагностирования предполагает создание «портфолио». Портфолио является не только современной эффективной формой оценивания, но и призвано решать важные педагогические задачи:
1. поддерживать высокую учебную мотивацию студентов, поощрять их активность и самостоятельность;
2. расширять возможности профессионального обучения и самообучения;
3. развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности студентов;
4. формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную образовательную деятельность.
Таким образом: в начале проекта - оценивание знаний об основах проектной деятельности, мотивации к проектной деятельности через анкетирование; в ходе проекта- оценивание работы групп на различных этапах проектной деятельности, каждого учащегося в отдельности, самооценка, взаимооценка; по окончании проекта - проектная деятельность способствует решению ряда социальных и культурных проблем социума, т.к. проект представляет собой путь решения определенной социально-культурной проблемы сообщества.
Как основные принципы реализации проектной технологии профессионального образования нами рассматриваются следующие положения:
1. Смысл образования – не столько в передаче студенту опыта прошлого, сколько в расширении его собственного опыта, обеспечивающего его как личностный, так и общекультурный рост.
2. Главная отличительная черта образования – создание нового для студента образовательного продукта: идеи, вопроса, дефиниции, текста, правила, интеллектуального или художественного произведения
3. Обучение носит сопровождающий характер, то есть преподаватель обеспечивает деятельность студента по развитию и сопоставлению его личностного образовательного результата с культурными аналогами. Проживая в собственном творчестве специально организованные образовательные ситуации, студент воспроизводит культурные образцы жизни и деятельности, развивая при этом свой внутренний мир, свои умственные возможности и способности
4. Принцип свободы выбора, состоящий в обеспечении возможностей деятельного созидания как для студента, так и преподавателя. Реализуется через индивидуальные творческие работы, ориентируемые на получение высокого личного результата, проявление самости как самоценности, выработки собственной жизненной позиции, мировоззрения.
5. Индивидуальное творчество студента не является самодостаточным. Чтобы быть включенным в культурно-исторический процесс, студент учится понимать и чувствовать свое место в нем, формулировать свой собственный взгляд на достижения человеческой деятельности на основе изучения культурно-исторических аналогов – научных знаний и культурных ценностей в их сопоставлении с собственными суждениями и результатами познавательной деятельности.
6. Принцип предметной деятельности: преобладания в обучении методов и видов деятельности, относящихся к изучаемому предмету. Не столько изучение “готового” знания о праве и литературе, к примеру, сколько занятия самим правом, его проблемами; собственные сочинения и литературные попытки в сравнении с образцами классической литературы, не “прохождение” темы по учебнику, а исследование реальной природы, практики, социума. Замена чужих результатов на собственные означает, что в литературном образовании должна преобладать литературоведческая, писательская деятельность, в правовом образовании - правотворческая и правоприменительная.
7. Принцип индивидуального целеполагания и рефлексивной деятельности предусматривает необходимость осознания личных целей обучающегося и саморазвития; согласованность целей студента и преподавателя по конечному результату – продукту. Сопоставимая самооценка собственной деятельности - определение этапа саморазвития, помогает сформулировать выводы из деятельности, уточнять цели, направления и средства дальнейшей работы.
8. Под результатами проектного продуктивного образования мы понимаем авторские образовательные проекты, учебные программы, оригинальные методики и формы организации познавательной деятельности различных уровней, реализующие идеи и принципы непрерывности образования, практико-ориентированного, научно и педагогически обеспеченного.
Широкое распространение сегодня педагогической практики применения проектной технологии в образовательных организациях СПО и НПО Бурятии обозначает признание его эффективности в решении задач реализации ФГОС-3.
Вместе с тем, необходимо понимать, что его применение требует изменения традиционной системы организации образовательного процесса в ССУЗ, начиная от планирования учебного процесса, введения новых форм обучения (к примеру, новых форм учебной аттестации), расширения возможностей организации СРС, УИРС и НИРС, внедрения образовательного портфолио студента, рейтинга, самодиагностики студента и др.
Обновление содержания образования, в свою очередь, требует от педагогов широкого кругозора в области образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, рефлексивных и прогностических способностей, а не просто теоретической и методической подготовки в объеме программы преподаваемой дисциплины.
Поэтому в Колледже искусств за последние шесть лет было организованно и проведено несколько педагогических семинаров по проектной деятельности, которые посетили свыше 60 педагогов Колледжа искусств и образовательных учреждений СПО и НПО. Издание сборников методических материалов по проектной методике и личностно-ориентированному, культурологическому, компетентностному подходам способствовало распространению знаний и обобщению опыта проектной деятельности преподавателей колледжа.
В целом, компетенции и результаты образования - новые точки, "стягивающие" образовательный процесс. Так, для студентов Колледжа искусств им.П.И.Чайковского обязательным элементом системы их профессиональной подготовки сегодня является проектная деятельность в учебных клубах «Общество любителей изящной словесности», «Фемида», «Клуб молодого избирателя», «Живое право», «AISTHETES», участие в ежегодной научно-практической конференции «Человек в мире культуры» и др.; с 2006 года – это участие студентов в реализации социально-образовательного проекта Железнодорожного района г.Улан-Удэ «Живое право», обеспечивающего высокую социальную адаптивность, реализацию достижений личности, стимулирующего познавательную и созидательную творческую деятельность в сфере права, культуры и искусства.
Литература:
1. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы // Библиотека "Директор школы". - 2002. - № 2. - С. 1.
2. Крылова Н. Б. Культурология образования –М., 2000.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2, 3 - 2000 г.
5. Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий.- М., 2006.
6. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.