- 10.08.2017
- 2026 Просмотров
- Обсудить
Брежнева Нина Александровна
Филиал ГБПОУ РО«Донской педагогический колледж» в г. Азове
Филиал ГБПОУ РО«Донской педагогический колледж» в г. Азове
Одарённость человека по преимуществу изучается социальной психологией и педагогикой. «Одарённость – это общие способности, обеспечивающие индивиду возможность высокопродуктивной деятельности в определённом направлении (математическом, музыкальном, литературном, художественном, научном, спортивном). Основными проявлениями одарённости являются быстрое умственное развитие …, высокий коэффициент интеллектуальности людей, креативные и дивергентные качества интеллекта» (1, 285). «Высокая способность к конкретному виду деятельности – это талант, комплекс способностей, определяющий успех в определённой сфере деятельности, – одарённость. Высший уровень способностей, воплощённых в эпохально-значимых свершениях, – это гениальность (от лат. genius – дух)» (1, 434).
Но не всякие носители способностей, имеющие выдающиеся показатели в том или ином виде успешной деятельности, признаются в обществе одарёнными людьми. Вряд ли такое определение применимо ко многим «героям» «Книги рекордов Гиннеса». В данном материале предпринята попытка выявить социальный (социологический) аспект одарённости человека.
Попытка найти слово – определение (понятие) «одарённость» в социально-философских и социологических словарях оказалась безрезультатной, но в некоторых из них имеются определения понятия «талант», которое раскрывается посредством определения «одарённость». В социологии «Талант -1) дар, одарённость; 2) талантливый человек (2, 426). В социальной философии «Талант – качество человека, которое предполагает те или иные изначальные природные данные и наклонности человека» (3, 367), характеризующее его творческие способности в той или иной сфере.
Начнём с того, что слово «одарённость» образовано от слова «дар» - подарок, приношение, пожертвование (высок.); способность, талант (5, 207). Отсюда можно вывести предположение, что социологическую перспективу содержательного определения одарённости человека, происходящего от понятия «дар», можно обнаружить в библейских текстах.
И действительно, Библия учит, что всякий дар происходит от Бога. Христос «дал дары человекам» (Еф 4:8). В религиозном мировоззрении христиан все верующие получают духовные дары от Бога, дающего их по Своей воле для выполнения различных задач в Церкви (Рим 12:6; 1 Кор. 7:7; Уф. 4:7 -16). С богословской точки зрения, дары нисходят на человека от Бога, чтобы явить другим людям славу Его Божественного величия. А поскольку человек создан по образу и подобию Бога, то человек, получивший этот дар, обязан подарить его ближнему.
Дары предназначены для взаимного служения и строительства Церкви (1 Кор 14:3-5; 1 Пет 4:10. «Использовать духовные дары… следует благопристойно и чинно, чтобы они были к назиданию». «Происхождение даров от Святого Духа не освобождает Церковь от проверки их на подлинность» (1 Кор 14:29; 1 Фес 5:20) (6, 226). «Все блага материальные и дары духовные христианин должен рассматривать как богатства, над которыми он поставлен управителем и которые даны ему для служения другим (Петр 4:10)» (6, 258)
Генерализируя вышеприведённые теологические суждения о дарах Бога человеку, на языке социологии зафиксируем:
-– одарённость человека признаётся таковой только обществом, при условии, что она поставлена на служение другим людям и строительство общества;
-– человек должен использовать свою одарённость только во благо общества, а не во вред ему;
-– общество должно контролировать характер реализации человеческой одарённости.
Исходя из этих положений, можно утверждать, что одарённость человека имеет конкретно-исторический характер. В зависимости от эпохи, времени и места ценятся разные комплексы способностей. Например, в традиционных земельных сообществах ценятся присущие только им проявления одарённости: недюженная сила, ловкость, сноровка, традиционные знания в области земледелия, скотоводства, лечения, родовспоможения, но не только её, одарённости, утилитарные проявления, но и умение непревзойдённо петь, танцевать, рассказывать сказки, байки, небылицы.
В развитых постиндустриальных обществах ценными признаются совсем иные качества интеллекта, силы, художественного таланта. Важно, что иными здесь считаются не только эти выдающиеся свойства личности, но и сама их трактовка, понятие, представление о них.
История знает примеры, когда некоторый комплекс способностей человека, определяющих успех в определённой сфере деятельности, не признавался современниками в качестве одарённости, но получил такую оценку у последующих поколений. Так многие великие учёные, как Галилео Галилей, Николай Коперник, при жизни были заклеймлены Церковью как еретики, более того как «умалишённые». Таким образом, общественное мнение эпохи определяло гениальность этих людей как «девиацию» - бесполезное или даже вредное отклонение от нормы, «схождение с пути истинного».
Другие примеры мы находим в сфере искусства. Художник-живописец Нико Пиросманашвили (Пиросмани), сегодня признанный великим основоположником целого направления в живописи – примитивизма, при жизни не получил всеобщего признания и потому нищенствовал. Но все мы знаем, что впоследствии его имя вошло в легенду, а приписываемый ему факт биографии стал сюжетом известной песни «Миллион алых роз».
Во всех обществах существуют более или менее развитые формы и способы поиска, отбора и оценки одарённых людей. В современном мире спорта – это состязания, в искусстве – творческие конкурсы, в труде – социалистическое соревнование. Нет сомнения в том, что во все времена и во всех сообществах статус одарённости получают не всякие наивысшие способности человека, а преимущественно те, которые реализуются во благо общества, а не во вред ему. Классическое, хотя и спорное, выражение «Гений и злодейство несовместимы» именно об этом.
За феноменом одарённости осуществляется социальный контроль как один из элементов регулирования социального поведения одарённых людей. Отличительной чертой современного контроля за одарёнными людьми являются публичность, упорядоченность, формализованность, категоричность требований, предъявляемых одарённому индивиду. Обычно эти положения зафиксированы в условиях допуска к участию в конкурсах и соревнованиях, основная цель которых – выявить самых одарённых в той или иной сфере деятельности. Например, одарённые школьники и студенты выявляются посредством их участия в олимпиадах, которые проводятся по определённым правилам. Отбор одарённых музыкантов или спортсменов – путём участия в отборочных соревнованиях.
Социальный контроль за одарёнными людьми может либо культивировать в них это качество, либо смягчать его, приводить его к «норме», приучать человека быть «как все», «не высовываться», «не быть ботаном». Однако существует и обратная тенденция, когда на фоне всеобщего восторга и воодушевления успехами и победами одарённых людей, возникает ажиотаж, своеобразная мода на одарённость. Так, например, на протяжении многих десятилетий миллионы девушек во многих странах мира стремятся в «артистки», завидуя славе талантливых актрис. Следует отметить, что подобная «мода» на уровне политики государства является культом (например, культ здорового тела и духа).
В заключении выражаем надежду, что содержание этой небольшой статьи не только доказывает существование социального аспекта феномена одарённости человека, наряду с психологическим, педагогическим, теологическим и другими, но и послужит основанием для его более глубокого социологического исследования.
Литература:
1.Энциклопедия. Общая и социальная психология. – М.: «Издательство ПРИОР», 2002.
2.Кравченко С.А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.
3.Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2000.
4.Библейская Энциклопедия Брокгауза. Пер. в нем., – Кременчуг, 1999.
5.Словарь Библейского богословия под ред. К. Леон-Дюфура, – Брюссель, Бельгия, изд. «Жизнь с Богом», 1990.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.