Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2017 » Август » 22

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ – НЕОБХОДИМ

Ольховская Т.П.
Колледж радиоэлектроники им.П.Н.Яблочков СГУ им.Н.Г.Чернышевского

Важным общепризнанным фактором формирования направленности личности является познавательный интерес студентов, непременным условием развития которого выступают активная познавательная деятельность. Сегодня важно научить студентов адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, т.е. видеть проблемы, анализировать их, оценивать и находить решение, работать с информацией. Поэтому на основе уже усвоенных знаний студенты настраиваются на овладение процессом приобретения знаний.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в учебном процессе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Не вызывает сомнения тот факт, что сегодня без широкого использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) построить учебный процесс очень сложно. Студенты, владея широким кругом компьютерных навыков, хотят и могут их использовать в освоении целого ряда предметов. Не исключение и мой предмет – немецкий язык. Активизация познавательной деятельности студентов на занятиях немецкого языка средствами современных информационных технологий - необходимое условие для формирования профессиональных компетенций.

Цели образования в 21 веке: научить жить, научить работать, научить учиться, учиться жить вместе. Вместо парадигмы «обучение на всю жизнь» появилась другая – «образование через всю жизнь».
Одной из основных целей иноязычной подготовки студентов технического профиля должно быть развитие у студентов навыков обработки и передачи технической информации на английском или немецком языках.

Сегодня гораздо большее значение имеют:
• способность правильно сформулировать стоящую перед человеком пробле-
му;
• умение отобрать из своего опыта ту информацию, которая пригодится для
решения проблемы;
• умение определять, какой информации не хватает для решения проблемы и
где ее искать;
• умение находить новую недостающую информацию;
• умение оценить, подходит ли данная информация для решения проблемы;
• умение использовать отобранную информацию для решения проблемы.

Эти способности и умения помогают развивать современные информационные технологии, ведущая цель которых – подготовка профессионала-специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи
Работа преподавателя – это постоянный процесс совершенствования обучения. Работая в колледже, регулярно задаешь себе вопрос «Как построить процесс обучения, чтобы всем студентам в группе было интересно в течение всего занятия?». Очевидно, что в силу индивидуальных и возрастных различий для одних студентов процесс обучения опирается на эмоциональную основу, у других – на интеллектуальную, у третьих – на волевую или на самое разное сочетание этих основ. Эта разность выражается в уровнях познавательной активности студента.

Планирование занятий, подбор форм, средств, методов обучения я осуществляю с учетом уровней показательной активности студентов:
1.Нулевая активность. Студент пассивен на уроке, не проявляет желания к работе.
2. Ситуативная активность. Активность студента проявляется лишь в определенных учебных ситуациях (интересное содержание занятия, приёмы обучения) и определяется в основном эмоциональным восприятием.
3. Исполнительская активность. Позиция студента обусловлена не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приёмами учебных действий.
4. Творческая активность. Позиция студента характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для её решения.
При создании условий для развития познавательной активности я веду работу в двух направлениях:
1. Создание атмосферы занятия
2. Применение ИКТ

I. Создание атмосферы занятия.
1.Студенты при ответе с места на занятиях не встают, отвечают сидя, что создаёт атмосферу эмоционального комфорта, снимают чувство страха, зажатости. Это особенно необходимо для студентов с нулевой активностью, которые в доброжелательной атмосфере находят себя и могут проявить себя с положительной стороны.
2. Проверку домашнего задания я всегда начинаю с фразы: «Какие вопросы есть по домашнему заданию?». Студенты могут задать любой вопрос, не опасаясь плохой отметки. Девиз: «Человеку свойственно ошибаться. Не ошибается тот, кто ничего не делает». Ответить на возникающие по домашнему заданию вопросы предлагается другим студентам. Я лишь комментирую или обобщаю ответы. За правильные ответы студенты получают дополнительно хорошие отметки, что является хорошим стимулом для студентов с ситуационной активностью, настраивает на занятие.
3. При ответе товарищей приучаю студентов внимательно слушать, оценивая правильность ответов. Всякие попытки высмеять неудачно выразившегося студента пресекаются, поощряются дополнения к ответу, более точные формулировки, корректировка неправильно произнесенного слова или фразы. Такая работа особенно нравится студентам с исполнительной активностью, которые охотно берут на себя роль «экспертов».
4. В систему оценок студентов мною введена добровольная оценка повышенного уровня за знания, умения, навыки, выходящих за пределы государственного образовательного стандарта, а также за творческие работы учащихся. В начале каждой новой темы студенты имеют возможность ознакомиться с условиями получения добровольных оценок повышенного уровня. Лучшие и оригинальные работы используются в дальнейшем как наглядные пособия для студентов других групп, при этом всегда называется автор работы, что повышает самооценку студента, побуждает его к дальнейшему творчеству, поиску новых интересных тем, необычных форм реализации своих способностей. Это необходимо для студентов с творческой активностью для того, чтобы учение не стало для них скучным, обыденным делом.

Создание и использование презентаций на занятиях является эффективным способом, который не только активизирует познавательную активность студентов, но и помогает реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей студентов, их уровня обученности. В основу использования на уроках немецкого языка презентаций положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом. Роль преподавателя состоит прежде всего в том, что он должен грамотно направлять деятельность студентов и тогда студент становится активным участником учебного процесса.

Презентации я использую при введении и закреплении лексического, грамматического, страноведческого материала, в качестве опор для обучения монологическому и диалогическому высказыванию. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Широкое применение презентаций на уроках породило стремление самих студентов к их созданию. Это является эффективным способом обучения. Студентам дается тема и предлагается создать презентацию 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии. Работая над созданием презентации, в соответствии с выбранной темой, студенты отбирают явления, события, факты, которые наиболее им интересны. Студенты при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль, а также у студентов развивается воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Участники создания презентации при её защите учатся не только коммуникабельности, умению общаться друг с другом, но и учатся проявлять уважение и внимание к другим членам группы, к их труду, воспитывается уважительное отношение к чужому мнению, к создателю презентации. Студенты учатся лучше понимать друг друга, проявлять чувство товарищества, взаимоподдержки, осознавать свою культуру через контекст культуры иноязычных стран.

Доклады и рефераты, которые студенты сдают, как правило, не всегда звучат на занятиях из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в занятия (в объяснение преподавателя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что студенты с удовольствием на перемене или после уроков просмотрят новые презентации. Зная, что их работа будет востребована, студенты очень серьезно относятся к такому домашнему заданию.

Более того, это помогает мне создавать для каждого студента ситуацию успеха, т.е. таких учебных действий, в которых студент чувствует себя победителем. Часто студент, уровень обученности которого по немецкому языку не очень высок, благодаря созданной презентации может прожить ситуацию заслуженного успеха.
Информация в виде текста, графики, звука и движущихся картинок помогает расширять и углублять знания, умения, навыки в овладении иноязычной коммуникативной деятельности; стимулирует интерес обучающихся к изучению предмета, речемыслительную деятельность и оказывает эмоциональное воздействие на них, включаются музыкальные, анимационные заставки, фотографии, картинки, которые помогают усвоению и снижают утомляемость; способствуют развитию их кругозора.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий способствует активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости студентов; развитию навыков самообразования и самоконтроля у студентов; повышению уровня комфортности обучения; повышению активности и инициативности студентов на занятиях; развитию их информационного мышления, формирование информационно - коммуникационной компетенции; приобретение навыков работы на компьютере.

В завершении можно сделать вывод, что ИКТ, безусловно, важная и неотъемлемая составляющая современного преподавания. Информационным технологиям в обучении иностранным языкам отводится важная роль, но их использование на уроке должно быть продуманным, целесообразным и грамотным. Одним словом, профессиональным.

Литература:
1. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. /И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 527с.
2. Рокитянская К.А., Капичникова О.Б. Научное издание Технология интенсивного обучения иностранным языкам студентов. Изд. «СТИЛО» г.Саратов,2001. -111с.Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам. Продуктивные образовательные технологии. Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений: Изд. Центр «Академия», г.Москва. 2010. – 188с.
3. Урок иностранного языка: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. (Серия «Методика обучения иностранным языкам, № 16). Составитель: Е.И. Пассов.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar