- 22.08.2017
- 3882 Просмотра
- Обсудить
Колледж радиоэлектроники им.П.Н.Яблочков СГУ им.Н.Г.Чернышевского
Важным общепризнанным фактором формирования направленности личности является познавательный интерес студентов, непременным условием развития которого выступают активная познавательная деятельность. Сегодня важно научить студентов адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, т.е. видеть проблемы, анализировать их, оценивать и находить решение, работать с информацией. Поэтому на основе уже усвоенных знаний студенты настраиваются на овладение процессом приобретения знаний.
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в учебном процессе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Не вызывает сомнения тот факт, что сегодня без широкого использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) построить учебный процесс очень сложно. Студенты, владея широким кругом компьютерных навыков, хотят и могут их использовать в освоении целого ряда предметов. Не исключение и мой предмет – немецкий язык. Активизация познавательной деятельности студентов на занятиях немецкого языка средствами современных информационных технологий - необходимое условие для формирования профессиональных компетенций.
Цели образования в 21 веке: научить жить, научить работать, научить учиться, учиться жить вместе. Вместо парадигмы «обучение на всю жизнь» появилась другая – «образование через всю жизнь».
Одной из основных целей иноязычной подготовки студентов технического профиля должно быть развитие у студентов навыков обработки и передачи технической информации на английском или немецком языках.
Сегодня гораздо большее значение имеют:
• способность правильно сформулировать стоящую перед человеком пробле-
му;
• умение отобрать из своего опыта ту информацию, которая пригодится для
решения проблемы;
• умение определять, какой информации не хватает для решения проблемы и
где ее искать;
• умение находить новую недостающую информацию;
• умение оценить, подходит ли данная информация для решения проблемы;
• умение использовать отобранную информацию для решения проблемы.
Эти способности и умения помогают развивать современные информационные технологии, ведущая цель которых – подготовка профессионала-специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи
Работа преподавателя – это постоянный процесс совершенствования обучения. Работая в колледже, регулярно задаешь себе вопрос «Как построить процесс обучения, чтобы всем студентам в группе было интересно в течение всего занятия?». Очевидно, что в силу индивидуальных и возрастных различий для одних студентов процесс обучения опирается на эмоциональную основу, у других – на интеллектуальную, у третьих – на волевую или на самое разное сочетание этих основ. Эта разность выражается в уровнях познавательной активности студента.
Планирование занятий, подбор форм, средств, методов обучения я осуществляю с учетом уровней показательной активности студентов:
1.Нулевая активность. Студент пассивен на уроке, не проявляет желания к работе.
2. Ситуативная активность. Активность студента проявляется лишь в определенных учебных ситуациях (интересное содержание занятия, приёмы обучения) и определяется в основном эмоциональным восприятием.
3. Исполнительская активность. Позиция студента обусловлена не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приёмами учебных действий.
4. Творческая активность. Позиция студента характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для её решения.
При создании условий для развития познавательной активности я веду работу в двух направлениях:
1. Создание атмосферы занятия
2. Применение ИКТ
I. Создание атмосферы занятия.
1.Студенты при ответе с места на занятиях не встают, отвечают сидя, что создаёт атмосферу эмоционального комфорта, снимают чувство страха, зажатости. Это особенно необходимо для студентов с нулевой активностью, которые в доброжелательной атмосфере находят себя и могут проявить себя с положительной стороны.
2. Проверку домашнего задания я всегда начинаю с фразы: «Какие вопросы есть по домашнему заданию?». Студенты могут задать любой вопрос, не опасаясь плохой отметки. Девиз: «Человеку свойственно ошибаться. Не ошибается тот, кто ничего не делает». Ответить на возникающие по домашнему заданию вопросы предлагается другим студентам. Я лишь комментирую или обобщаю ответы. За правильные ответы студенты получают дополнительно хорошие отметки, что является хорошим стимулом для студентов с ситуационной активностью, настраивает на занятие.
3. При ответе товарищей приучаю студентов внимательно слушать, оценивая правильность ответов. Всякие попытки высмеять неудачно выразившегося студента пресекаются, поощряются дополнения к ответу, более точные формулировки, корректировка неправильно произнесенного слова или фразы. Такая работа особенно нравится студентам с исполнительной активностью, которые охотно берут на себя роль «экспертов».
4. В систему оценок студентов мною введена добровольная оценка повышенного уровня за знания, умения, навыки, выходящих за пределы государственного образовательного стандарта, а также за творческие работы учащихся. В начале каждой новой темы студенты имеют возможность ознакомиться с условиями получения добровольных оценок повышенного уровня. Лучшие и оригинальные работы используются в дальнейшем как наглядные пособия для студентов других групп, при этом всегда называется автор работы, что повышает самооценку студента, побуждает его к дальнейшему творчеству, поиску новых интересных тем, необычных форм реализации своих способностей. Это необходимо для студентов с творческой активностью для того, чтобы учение не стало для них скучным, обыденным делом.
Создание и использование презентаций на занятиях является эффективным способом, который не только активизирует познавательную активность студентов, но и помогает реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей студентов, их уровня обученности. В основу использования на уроках немецкого языка презентаций положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом. Роль преподавателя состоит прежде всего в том, что он должен грамотно направлять деятельность студентов и тогда студент становится активным участником учебного процесса.
Презентации я использую при введении и закреплении лексического, грамматического, страноведческого материала, в качестве опор для обучения монологическому и диалогическому высказыванию. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Широкое применение презентаций на уроках породило стремление самих студентов к их созданию. Это является эффективным способом обучения. Студентам дается тема и предлагается создать презентацию 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии. Работая над созданием презентации, в соответствии с выбранной темой, студенты отбирают явления, события, факты, которые наиболее им интересны. Студенты при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль, а также у студентов развивается воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Участники создания презентации при её защите учатся не только коммуникабельности, умению общаться друг с другом, но и учатся проявлять уважение и внимание к другим членам группы, к их труду, воспитывается уважительное отношение к чужому мнению, к создателю презентации. Студенты учатся лучше понимать друг друга, проявлять чувство товарищества, взаимоподдержки, осознавать свою культуру через контекст культуры иноязычных стран.
Доклады и рефераты, которые студенты сдают, как правило, не всегда звучат на занятиях из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в занятия (в объяснение преподавателя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что студенты с удовольствием на перемене или после уроков просмотрят новые презентации. Зная, что их работа будет востребована, студенты очень серьезно относятся к такому домашнему заданию.
Более того, это помогает мне создавать для каждого студента ситуацию успеха, т.е. таких учебных действий, в которых студент чувствует себя победителем. Часто студент, уровень обученности которого по немецкому языку не очень высок, благодаря созданной презентации может прожить ситуацию заслуженного успеха.
Информация в виде текста, графики, звука и движущихся картинок помогает расширять и углублять знания, умения, навыки в овладении иноязычной коммуникативной деятельности; стимулирует интерес обучающихся к изучению предмета, речемыслительную деятельность и оказывает эмоциональное воздействие на них, включаются музыкальные, анимационные заставки, фотографии, картинки, которые помогают усвоению и снижают утомляемость; способствуют развитию их кругозора.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий способствует активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости студентов; развитию навыков самообразования и самоконтроля у студентов; повышению уровня комфортности обучения; повышению активности и инициативности студентов на занятиях; развитию их информационного мышления, формирование информационно - коммуникационной компетенции; приобретение навыков работы на компьютере.
В завершении можно сделать вывод, что ИКТ, безусловно, важная и неотъемлемая составляющая современного преподавания. Информационным технологиям в обучении иностранным языкам отводится важная роль, но их использование на уроке должно быть продуманным, целесообразным и грамотным. Одним словом, профессиональным.
Литература:
1. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. /И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 527с.
2. Рокитянская К.А., Капичникова О.Б. Научное издание Технология интенсивного обучения иностранным языкам студентов. Изд. «СТИЛО» г.Саратов,2001. -111с.Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам. Продуктивные образовательные технологии. Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений: Изд. Центр «Академия», г.Москва. 2010. – 188с.
3. Урок иностранного языка: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. (Серия «Методика обучения иностранным языкам, № 16). Составитель: Е.И. Пассов.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.