Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » » 2017 » Сентябрь » 18

Возможность патриотического воспитания на уроках естественнонаучного цикла

Солина Елена Михайловна,
преподаватель физики
ГБПОУ Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства (НТГХиП), г. Нижний Новгород

Возможность патриотического воспитания на уроках естественнонаучного цикла.



Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме современной России и показывает возможные пути ее решения. Предложенный вариант позволяет повысить качество образования по естественнонаучным дисциплинам, поднять их значимость и сформировать уважительное отношение к природе, Родине, стране.

Ключевые слова: любовь к природе и Родине, патриотизм, воспитание, физика, естествознание

В условиях современного мира и своеобразного социо-политического развития нынешней России особенно актуализируется проблема воспитания патриотизма и патриотических настроений у всего населения РФ и, особенно у подрастающего молодого поколения. Трудности ее решения обусловлены рядом факторов: общедоступностью глобальных информационно-коммуникационных связей, нестабильностью политической ситуации в мире, наличием локально-территориальных войн, втягивающих все больше и больше людей и стран в свою орбиту, постоянной угрозы терроризма.

Вопросы патриотического воспитания и формирования уважительного отношения к прошлому и настоящему собственного народа и страны традиционно рассматриваются на предметах социально-гуманитарного цикла. Естественнонаучные и математические дисциплины несколько стоят в стороне от решения этого вопроса, хотя, на наш взгляд, они обладают большим потенциалом. Наша статья посвящена возможностям естествознания (физики) в воспитании чувства любви, уважения и гордости за собственный народ и Родину.

Любовь – это чувство, которое возникает само по себе, его нельзя вынудить, его нельзя заставить возникнуть, ему нельзя даже научить. Им можно увлечься, «заразиться», оно может вспыхнуть и гореть определенное время, освещая человеку истину, а затем сознательно поддерживаться в форме уважения, совершенствования и самопознания. Первичной ступенью в формировании любви к Родине является, конечно, семья, а первичной формой осознания величия собственного народа и страны выступает язык, народное творчество, природа родного края, его самобытность, фольклор. На этом уровне формируется бессознательная любовь к своему, родному, которая позднее должна стать хорошей основой воспитания вообще, и патриотического в частности.
Следующей формой и ступенью формирования любви к Родине становятся знания о ней как таковой, чем больше их и разнообразнее они, тем легче и быстрее формируется сознательное отношение к стране, строю, народу. Без сомнения литература и история России – лидеры в этом процессе. Учащиеся должны слышать(услышать) и знать поэтические строки о своей Родине, «светлые и темные стороны ее развития», падения и достижения, должны понимать, что каждый человек по-своему приходит к любви к ней: «Два чувства дивно близки нам…» (3,496); «Люблю отчизну я, но странною любовью…» (2,207-208).

Эмоциональная сопричастность обучающихся с Родиной, родным краем является залогом формирования любви к ним. Поэтому необходимо с самого раннего возраста устанавливать и укреплять эту эмоциональную связь. «Холодные», оторванные от жизни знания, знания как таковые по содержанию и форме, неспособные пробудить эмоции, чувства, не могут формировать образ Родины, страны, мира, мироздания, Вселенной. Только знания как сопричастность, как действие способны на это. Именно таких знаний в учебной программе должно быть все больше и больше. Наиболее плодотворно и эффективно это происходит через соприкосновение с родной природой. Эта естественная связь, которую в современных условиях необходимо сознательно налаживать и поддерживать. На уроках естественнонаучного цикла необходимо чаще «выходить на природу». Пусть это будет березка или елочка, осина или тополь около школы или в школьном дворе, нужно посмотреть, увидеть, понаблюдать за ним, почувствовать его, прикоснуться к нему, нужно вызвать эмоции, чувства к дереву, траве, цветку, животному. Учащиеся любого возраста должны хотеть делиться с другими своими эмоциями, лучше положительными, и чувствами по поводу ухода за домашними питомцами, за младшими братьями и сестрами, за престарелыми домочадцами. Этому должно уделяться время на уроках и классных часах. В них лишь необходимо делать национальный акцент, показывая естественное богатство и потенциал нашего народа и страны. Формирование любви к Родине через естественную любовь – любовь к природе – есть наиболее простой и эффективный способ патриотического воспитания.
Без сомнения, огромный приоритет в формировании любви к живому, природе, а потому и к родине принадлежит биологии. Живое может реагировать на внешние воздействия более наглядно и ярко, чем неживое. Учитель окружающего мира, природоведения, биологии должен обратить особое внимание учащихся на возможные виды реакций и показать, что одинаковые формы реакции могут быть проявлением разных эмоций, чувств, взаимодействий. В то время как одно и то же взаимодействие может порождать разные формы реакции живого. На этом материале можно подводить обучающихся к разнообразным выводам морально-нравственного, социально-культурного и любого другого характера.

Физика – это одна из самых древних и «главных» наук о неживой природе. Поэтому она обладает наиболее большим потенциалом патриотического воспитания, особенно в России, где наличествуют практически все природные явления, где гордость за страну формируется уже из-за ее масштаба и всеохватности явлений окружающей действительности. У нас есть полярное сияние и вечные льды, постоянно убегающая линия горизонта, безбрежность морей и океанов, приливы и отливы, молнии и грозы, вьюги и метели, сосульки и капель, полярная звезда как нить Ариадны, радужные мосты и густые туманы, эхо и разноголосие, первозданность природы и технополисы. Мы можем подниматься высоко в горы и опускаться в глубокие пещеры, испытывая на себе законы природы: изменения давления, концентрации кислорода и т.д. Учителя должны научить видеть и удивляться простоте и сложности окружающего нас мира.

В физике реагирование не так заметно, но зная, что оно есть, учащиеся более легко, на наш взгляд, будет воспринимать особенности физического взаимодействия, при изменении условий, протекания которых может меняться и его характер=сущность. Физические явления и способы их объяснения – это просто; практическая реализация физических процессов в целях человека – это сложнее, но только технически. Не следует сознательно усложнять физическую теорию и практику. Всякое сверхсложное очень быстро становится неинтересным и ненужным, «непосильное бремя» редко кто добровольно берет на себя. Современные учебные программы и учебники по физике, совершают, по меньшей мере, две кардинальные ошибки: либо упрощают, выхолащивают физику как науку, либо усложняют и «утяжеляют» ее, нагромождая лишней сложной информацией. Поэтому, на наш взгляд, усложнение задач по физике на ЕГЭ и ОГЭ - путь в ни куда.

Современная наука - это математическое естествознание и математизация общественно-гуманитарных дисциплин. Многие задачи по физике можно оценить на «грош» с точки зрения происходящих физических процессов и явлений и на «рубль» с точки зрения их математического решения. В результате – «нелюбовь» и неприятие к физике. Зачем? Математические ошибки не позволяют в рамках ЕГЭ и ОГЭ увидеть знания по физике. Школа должна разбудить и поддерживать интерес обучающихся к изучению какого-либо предмета, тем более родной природы, давать базовые фундаментальные знания о ней. В вузах, по выбранному профилю, студент углубит и усложнит свои знания и увидит, что применение различного математического аппарата даже к «простым», изученным явлениям природы, открывает новый уровень их сущности, показывая многообразие и неисчерпаемость материи в целом и каждой ее части в отдельности. Это закрепит не только знания обучающихся, но и их любовь к естественному, к природе, к стране. Из углубившегося знания родится гордость за родные просторы и достижения, боль за недостатки и негодование за пошлость и подлости, желание творить и действовать на благо народа и страны.

«Есть закон человеческой природы и культуры, в силу которого все великое может быть сказано человеком или народом только по-своему и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада» (1,236). Следуя за мыслью русского мыслителя И.А. Ильина необходимо насытить современные учебники не просто знаниями, формулами, рисунками, чертежами, схемами, то есть визуализировать учебный текстовой материал, но и уделить внимание национальной составляющей данной темы. Такой подход действует во многих странах мира и оправдывает себя. Россия имеет богатый научный и просветительский опыт, о котором должны знать обучающиеся. Практически во всех сферах науки (физики) и техники русско-советские ученые внесли вклад. Необходимо о нем говорить много и часто, это рождает чувство гордости за свой народ и свою страну. Мы должны сами знать и пропагандировать знания и достижения наших знаменитых соотечественников: М.В. Ломоносов, А. С. Попов, Э.Х. Ленц, А.Г. Столетов, С.И. Вавилов, К.Э. Циолковский, И.В. Курчатов, Д. И.Сахаров, П.Н. Лебедев, Я. И. Френкель, И.П. Кулибин и многие другие.

Таким образом, эффективно сочетая учебный процесс с патриотическим воспитанием, мы можем надеяться на появление талантливых молодых ученых, ориентированных на труд на благо России.
Стране нужны грамотные и профессиональные инженеры, техники, конструкторы, изобретатели, способные рассчитать сопротивление материалов, полет самолета, правильно оценить его техническое состояние, нарисовать схему электронной игрушки и бытовой техники, создать ее и гарантировать качество работы. Великая страна, способная исследовать космическое и подводное пространство, не должна закупать «на черное золото» бытовую технику, электронные игрушки и средства связи. Интерес к физике как предмету может и должен повыситься по ряду причин: во-первых, стратегически. Во-вторых, на сегодняшний день и в перспективе, в топ-профессий, необходимых для эффективного развития страны, входят IT и инженерные профессии (информатика и физика – базовые предметы). На наш взгляд, сама возможность развития IT и информационных технологий, во многом определяется, физическими знаниями, то есть пониманием сущности физических процессов, происходящих в технологиях. Это один из эффективных путей технологического прорыва, который так необходим нашей стране.

Список литературы
1. Ильин И.А. Путь духовного обновления.// Ильин И.А.Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993.- Серия «Мыслители XX века». – с. 134-288
2. Лермонтов М. Ю. Родина.// Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах. Том первый.- М.: Правда, 1988. – с.207-208
3. Пушкин А.С. «Два чувства дивно близки нам»// Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т. 1. Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. – М.: Худож. лит.,1985. – 735 с.

Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar