Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2017 » Сентябрь » 22

Деловая игра на уроках иностранного языка как средство формирования профессиональных компетенций

Пиявкина Галина Константиновна, преподаватель иностранных языков
БПОУ ВО «Вологодский аграрно-экономический колледж»
г. Вологда, Вологодская область

Аннотация: В данной статье рассматривается деловая игра как активный метод обучения иностранному языку. Дано краткое описание технологии проведения игры и ее преимущества по сравнению с традиционными технологиями.

Ключевые слова: деловая игра, профессиональные компетенции, специалист.


Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Российской Федерации. В настоящее время, время различных технологий и информаций, время, когда сам человек должен занимать активную жизненную позицию и быть достаточно мобильным и конкурентоспособным на рынке труда, без знания иностранного языка не обойтись ни одному специалисту.

«Иностранный язык» входит в обязательную часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла, включённого в программу подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования предусмотрены следующие умения и знания в области иностранного языка «уметь общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности». Таким образом, одной из важных задач в подготовке специалистов, изучающих иностранный язык в рамках СПО по различным направлениям можно рассматривать развитие иноязычной коммуникативной компетенции в степени достаточной для успешной реализации в профессиональной деятельности.

Как показывает моя практика преподавания иностранного языка, часто у обучающихся снижается мотивация к изучению предмета. Это объясняется несколькими причинами: процесс обучения происходит в искусственной языковой среде; иностранный язык рассматривается как второстепенная дисциплина; недостаточное количество учебных пособий, имеющих профессиональную направленность. Поэтому, успешная реализации требований ФГОС СПО требует иного нового подхода к изучению иностранного языка. Современный преподаватель, применяя коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам, создавая условия естественного общения, предоставляя обучающимся на занятии больше свободы, тем самым развивая личность, сможет подготовить будущего специалиста, способного к быстрому принятию решений, самоконтролю и самосовершенствованию и готового к самостоятельной жизни в сегодняшнем мире.

Одно из главных направлений совершенствования методов подготовки студентов среднего профессионального образования является использование в учебном процессе активных методов обучения, которые опираются на творческое мышление студентов, в наибольшей степени активизируют их познавательную деятельность, делают их соавторами новых идей и способствуют их реализации. Примером применения активных методов выступает деловая игра. В ней моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций.

Деловые игры хорошо воспринимаются обучающимися. Повышается мотивация к изучению выбранной специальности, развивается интерес к иностранному языку, исследовательские и творческие способности студентов. Игра позволяет сформировать как общие, так и профессиональные компетенции.

Деловая игра может включать в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных производственных ситуаций, действия по инструкции. Деловую игру можно использовать для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей. Ее значение определяется тем, что в процессе решения определенных проблем активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения, то есть коммуникативная компетенция. Воспитательная функция деловой игры заключается в том, что именно в деловых играх воспитывается взаимопомощь, дисциплина, активность, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения и найти оптимальное решение в определенных условиях [5, с.20]. Действие в деловой игре происходит в одной из сфер профессиональной деятельности обучаемых, поэтому обучающей задачей является ознакомление участников игры с навыками управления сложной коммуникацией путем создания условий для процесса коллективного мышления, обучение правилам ведения переговоров на иностранных языках[2, с. 45].

Технология деловой игры включает в себя следующие этапы:
Этап подготовки (разработка сценария, плана проведения игры с четким представлением особенностей действующих лиц).
Этап объяснения (осуществляется ввод в игру, определяется режим работы, формулируется главная цель. Выдаются заранее подготовленные пакеты материалов, инструкций, правил., даются дополнительные разъяснения).
Этап проведения (непосредственно - проведение игры, разыгрывание ситуации, выполнение определенных ролей).
Этап анализа и обобщения (обмен мнениями, анализ ошибок, подведение итогов урока).

Я применяю деловую игру на уроках английского языка на специальностях «Банковское дело», «Экономика и бухгалтерский учет», «Ветеринария», «Коммерция» с целью имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях. Успешно проводятся деловые игры по таким темам как «Поиск работы», «В банке», «Организация деловой встречи», «Заключение контракта», «Деловые переговоры», «В магазине», «В ветеринарной клинике» и другие.

На мой взгляд, деловая игра имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами обучения. А именно:
-в работу вовлечено наибольшее количество обучающихся,
-создается благоприятный психологический климат на уроке,
- делается упор на межпредметные связи с общеобразовательными и специальными дисциплинами,
- процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений»[4, с.4],
- сокращается время накопления профессионального опыта,
-есть возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем,
-приобретается социальный опыт.

Таким образом, применение на уроках иностранного языка деловой игры, позволяет подготовить личность, способную вступать в иноязычное общение на личностном и профессиональном уровне, владеющую набором общих и профессиональных компетенций, обладающую личностными и профессиональными качествами, обеспечивающими умение решать задачи во всех видах профессиональной деятельности и отвечать за их решение. Владение иностранным языком и использование его в профессиональной деятельности позволяет специалисту выйти на более высокий профессиональный уровень в новых экономических условиях России.

Список литературы
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие.— М.: Высш. шк., 1991.— 207 с
Зимняя И.Я. Психология обучения неродному языку. – М., 1977.
Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. –СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2008.
Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.— М.: Профиздат, 1991. – 156 с.
Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. М., 1994.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, 2014.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar