- 26.09.2017
- 3002 Просмотра
- Обсудить
ГБПОУ СО «УрТАТиС», г. Екатеринбург, Свердловская обл.
Аннотация: в статье проведен анализ работ юношей, обучавшихся у разных учителей города и области по дисциплине «История», в котором показан уровень знаний по определенным периодам истории, отражены их рассуждения на заданную тему.
Ключевые слова: историческое событие, террор, репрессии, революция, переворот, катастрофа, компетенция.
В 2017 году будут отмечаться две даты: 100 - лет социалистической революции и 80 –лет «Большого террора». Что знает современная молодежь об этих исторических событиях? Как она оценивает произошедшее?
Российский государственный педагогический университет объявил в рамках Всероссийского патриотического проекта «Живая история» конкурс на лучшую научно – публицистическую работу «Если бы не 1917…». Студенты группы ТОР – 10 ГБПОУ СО «Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса» написали эссе на эту тему. Первокурсники на базе основного общего образования обучаются по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Большая часть юношей интересуются больше автомобилями, чем историей.
В рабочей программе, составленной на базе «Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «История» Артемова В.В., рекомендованной в 2015 году ФГАУ «Федеральный институт развития образования» на изучение темы «Октябрьская революция и ее последствия» отводится один академический час. «Массовые репрессии и их последствия» - это один из двадцати вопросов темы «Советское государство и общество в двадцатые - тридцатые годы XX века», на изучение которой также отводится один час учебного времени.
Анализ работ двадцати юношей, обучавшихся у разных учителей города и области, показался мне очень любопытным. Тем более, что они использовали не только знания, полученные в школе, но и информацию Интернет – ресурсов. Смогли ли студенты найти нужную информацию? Обладают ли они необходимой компетенцией? Критично ли ее восприняли?
Произошедшее в 1917 году событие ребята называют по – разному: 50% -«революцией», 30% - «переворотом», 20% - «катастрофой». Все юноши сходятся во мнении, что Великая русская революция – одно из крупнейших политических событий XX века и без нее «мир был бы точно другим».
25% студентов считают, что с точки зрения восхваления или сожаления историю рассматривать не стоит. Их работы не содержат оценки октябрьским событиям.
35 % юношей дают отрицательную оценку произошедшему. Приведу некоторые из них. «Революция – разрушение созданного русским народом тысячелетнего Русского государства» (Дюпин С.); «Октябрь 1917 года являлся величайшей катастрофой, произошедшей с Россией» (Фуриков В.); Революция оказалась неминуемой ступенью в бездну» (Фирулев П.); «Переворот 1917 года привел к колоссальному отставанию во всех сферах» (Салосин В.).
40% студентов дают положительную оценку революционным событиям. «Октябрьская революция – одно из самых прогрессивных свершений в истории XX века. Впервые появился шанс на построение общества без границ, основанного на принципе «От каждого по способности, каждому по потребности», - пишет И. Максим. Илнур С. размышляет: «Мало, кто из наших современников скажет, что Октябрьская революция – это положительная эпоха в истории. Но, если изучить исторические источники и разобраться, то так оно и есть. Был создан мощнейший общественно – политический строй, который дал сильный толчок развитию России. Ведь как только большевики потеряли власть, то к России вновь вернулись жестокие междоусобицы, конфликты, разруха».
Эти ребята доказывают, что революция была не только закономерной, но и неизбежной. Дмитрий Б. утверждает: « Говорить, что если бы не революция, то «на Руси было бы жить хорошо», несправедливо. Это объективный процесс. Протестные настроения зрели на протяжении многих лет. Да и царское правительство проявило неспособность к решительным действиям».
Какой бы была Россия без Октября 1917 года? Мнение ребят также разделилось. Одни осторожничают: «Возможны разные варианты развития: от отсталой аграрной до высокоразвитой индустриальной страны». Другие констатируют: «Уж точно не отсталой страной». Третьи категоричны: «Не будь Октябрьской революции, Россия не подписала бы Брестский мир и была бы в числе стран – победителей». Четвертые сожалеют: «Если бы не революция, российская империя без всяких сомнений вышла бы на первое место по экономическому развитию». Пятые гордятся: «Прогрессом Советского Союза восхищались даже на Западе, а всему этому поспособствовала революция».
Никита Т. считает, что события 1937 - прямое продолжение 1917 года: «Если бы в 17 году не было революции и к власти не пришли большевики, то не была бы уничтожена интеллигенция, церковь, духовенство, ученые не эмигрировали бы за границу, не было уничтожено большое количество офицеров».
Дмитрий Ч. рассуждает: «Без Октябрьской революции в России, весь мир был бы точно другим. Для одной части населения переворот представлялся национальным бедствием. Как можно поднять руку на царя, уничтожить многовековую монархию и откреститься от церковных традиций? Другие рассматривают как шаг вперед, возможность «вырвать» страну из многовековых проблем».
В отношении 1937 года мнения ребят сходятся. Они считают, что политика «Большого террора» нанесла огромный ущерб экономике и военной мощи Советского государства. Репрессии накануне войны ослабили Советский Союз. Практически во всех эссе, так или иначе, звучит мысль: «Без 37 года, возможно, и не было бы вообще войны».
Таким образом, студенты не имеют глубоких знаний по данному периоду истории, но хотят выполнить работу хорошо. Они готовы рассуждать на заданную тему. Ребята умеют найти необходимые факты, проанализировать их, сделать выводы. Но информацию в Интернете они не всегда воспринимают критично. Юноши с большим желанием обсуждают то, что уже произошло, чем рассуждают о том, что могло бы быть. Андрей С. так заканчивает эссе: «Можно много рассуждать и предполагать о том, что могло бы быть, если бы…. Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения».
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.